Первый медуниверситет - успехи и провалы

Sep 07, 2017 12:55



Я тут немножко поехидничал по поводу открытия в первом меде центра традиционной китайской медицины (у врачей есть некая неразборчивость в использовании псевдометодов лечения, которые нравятся пациентам, я с этим не согласен, но это - их дело, им решать), но надо рассказать о работе университета за год более подробно.

В том, что касается учебной деятельности - все замечательно, по крайне мере по формальным показателям.

Суммарный прием - 4099 человек без учета иностранцев. При этом доля иностранных студентов - 12%.
Из принятых 4099 человек 2396 - первокурсники, остальные - ординаторы, аспиранты и пр. В аспирантуру прием 225 человек, и еще 252 - школьники, принятые в 10 и 11 класс в типа школу при первом меде, которая называется «предуниверсарий» (термин придуман начальством). Кроме этого 150 человек приняты в бакинский филиал, и 158 - по программам среднего профессионального образования (мы типа еще и медучилище).

Средний балл ЕГЭ первокурсников, поступивших на бюджетные места - 93 (в прошлом году было 90). Самый высокий конкурс - на специальность «медицинская биохимия» - 85 человек на место, но там небольшой прием. Самый высокий проходной балл - на специальность «врач-исследователь» (прием - 50 человек). Там ЕГЭ 98.

На постдипломном все сложнее. В основном остаются длинные сертификационные курсы, а короткие курсы переподготовки уходят, отчего кафедры сильно перетряхнули и многие закрыли.

В леченой деятельности в связи с переходом на одноканальное финансирование доля иногородних пациентов доведена до 50%, в перспективе планируется 70%.

Из конкретных достижений мне больше всего понравилась фишка, внедренная в клинике урологии. Как известно, реальное анатомическое строение человека даже в норме заметно варьирует, сосудики расположены не там, где положено, количество их варьирует и т.д. А уж когда речь идет о патологии, тем более тяжелой, то тут и сердце может оказаться под желудком. В связи с этим при подготовке сложных операций на почке урологи делают так - они на основании данных томографии делают трехмерную модель почки, потом распечатывают ее на 3D-принтере, после чего на этой модели отрабатывают операцию а уже потом режут по живому.

А вот с наукой как-то грустно. Хотя университет и попал в программу 5TOP100 и получает нехилое финансирование на развитие научной деятельности (закупка оборудования - порядка миллиарда рублей в год), и приборы вроде бы закупаются, но до целевых показателей 0,7 статьи в SCOPUS на научное рыло за год дойти не удалось.

После этого ректор походу упомянул, что бюджетное финансирование научных сотрудников не покрывает и 30% зарплаты, и перешел к другой теме. Даже про гранты не упомянул, и так все ясно. Гранты на научную работу очень небольшие, получить их сложно, так как грантов очень немного, отчетность по ним достаточно противная, грантополучатель значительную часть времени тратит не на научную деятельность, а на отчеты, но у грантовой формы финансирования есть одно положительное свойство - можно объяснять научным работникам, что они сами дураки, что не выиграли много-много грантов.

Это также связано и с изменениями в аспирантуре. Я несколько раз писал, что переход на новый закон об образовании, по которому аспирантура - не научная, а учебная деятельность и аспиранты должны не наукой заниматься, а три года усердно учить педагогику, приведет к негативным результатам. Падение защищаемости аспирантов оказалось даже более катастрофическое, чем я ожидал. В прежние времена - около 5 лет назад - более ¾ аспирантов заканчивали аспирантуру с предоставлением диссертации для защиты. В прошлом году таких была уже четверть, а в этом - лишь 17%.

Примерно год назад, когда помимо протестов профессуры падение защищаемости стало проявляться в цифрах, начальство проснулось и поручило одному из проректоров изучить вопрос, разработать меры и доложить на ученом совете. В результате изучения вопроса было выяснено, что все делается по закону и поэтому поменять ничего нельзя. В качестве меры было принято решение - повысить ответственность научных руководителей. То есть, если говорить без обиняков - так как аспирантам теперь некогда писать диссертацию, то диссер за них должны написать их научные руководители.

В общем - не болейте!


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Медицинские байки)

Медицинские байки

Previous post Next post
Up