Предчувствие чего-то нехорошего

Jan 30, 2009 21:35


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

У вас бывают нехорошие предчувствия? Наверняка. И у меня бывают. Честно говоря, это очень противно, потому что всегда надеешься, что это всего-навсего расстроенные нервы, а потом оно все так и происходит.


Плохие предчувствия начались после объявления о начавшемся экономическом кризисе. Люди стали мрачнее. Некоторые граждане из числа тех, кто называются экспертами (не понятно в чем) и ходят по разным теле-радио передачам, говорили, что они ожидают чего-то нехорошего сразу после новогодних праздников. Они предсказывали большое падение рубля, большую инфляцию и разом выросшую безработицу. Другие говорили, что это все не для нас: мы уже пережили много кризисов и этот переживем. Прошли праздники - ничего такого ужасного не случилось. Вроде бы пронесло? Но вот нехорошее ощущение не проходит, а только усиливается.

Рубль все же падает. Я и в прошлый раз не могла этого понять и в этот раз не понимаю. Но факт остается фактом. Много говорится о спасительности девальвации для страны: мол, в 1998 году это помогло подняться отечественной экономике. Они так в этом уверены? А может быть, ей помог подняться рост цен на нефть и газ, случившийся одновременно с девальвацией нашей валюты в 4 раза, причем, никакой заслуги именно нашей страны в этом не было. Цена на нефть формируется настолько странно, что никто не может предсказать, когда она упадет, а когда вырастет. Да даже если бы и эта девальвация помогла, то стоила ли она тех жертв, которые вслед за ней последовали? Вспомните, как разом почти у всех кончились их скромные заначки, как не смогли купить то, что собирались, как отложили какое-то необходимое лечение, отпуск, как собирали деньги на учебу ребенку и отчаянно боялись, что не хватит. Да, потом отыграли, купили втрое больше, только вот кое-кого из своих знакомых не досчитались. Только я могу вспомнить нескольких человек, которые пропали после этой «спасительной» девальвации, потеряв работу и сбережения. Потом они уже не сумели перестроиться, спились, умерли от инфарктов. В основном это были мужчины примерно 50-го года рождения. Не жалко их?

И был еще один важный момент: тот кризис случился в правление маразматичного Ельцина. Ему на смену пришел молодой, спортивный, подтянутый Путин - и дела сдвинулись с мертвой точки. А вначале расхлебывал кашу Примаков, от которого просто веяло уверенностью. На нем был еще отблеск тех, прежних руководителей, которые не сдавали страну. Именно ему мы обязаны, что прожили тогда этот 1998 год. А кто придет на смену спортивному Путину? Он же несменяемый! Он же наше все! Больше никого нет. На что же надеяться?

Вот тот же рубль. Простые люди в него поверили, перевели свои сбережения в рубли. А теперь они остались в дураках. Они не переводили сбережения в валюту, они не забирали вклады, чтобы не вызвать обвала. Но это не помогло. Правы оказались старушки, которые, однажды уверовав в доллар, не хотели от него отказываться. Вера в рубль была верой в Россию, а вера в доллар - вера в США. Больше никто и никогда в рубль не поверит. Что же останется от России? Ведь дело в том, что простые люди верили в рубль и в Россию, а непростые их сограждане вывозили капиталы за рубеж и продолжают этим заниматься. Они как раз и не верят в Россию, а власть наша работает именно на них. Почему был разрешен вывоз капиталов, ведь он долго ограничивался? А потому, что наши власти очень хотели быть рыночными. Я помню в ноябре на «Эхе Москвы» была беседа с каким-то банкиром. Он был очень агрессивен: «Да, вывозим и будем вывозить. Мы не будем инвестировать в Россию. Хотите, чтобы инвестировали? А вы предложите мне лучшие условия. Деньги идут туда, где им лучше!» Ему робко возражали, что это ведь не совсем его деньги, это те деньги, которые он получил в поддержку от государства, чтобы именно кредитовать наше сельское хозяйство и промышленность. На это он ответил, что только сумасшедший может кредитовать сельское хозяйство и наше сельское хозяйство в особенности. Урожай может пропасть, цены могут упасть! Какие еще инвестиции? И с промышленностью - та же фигня. Утомившись от упреков, он чуть ли не орал: «Не хотите, чтобы вывозили - ограничьте вывоз, но только признайте, что ваш рубль не является конвертируемым!» Ну что вы, как же можно! Лучше уж 130 миллионов человек по миру пустим, чем от конвертируемости откажемся!

На Давосском форуме Путин говорил, что ни в коем случае нельзя ставить таможенных барьеров и увеличивать вмешательство государства в экономику. Кудрин продолжает направлять все, что можно, в резервный фонд, размещаемый за рубежом.

Вот ввели «коридор» для валют. Что происходит? А в первые же 2 дня валюта идет по верхней планке. Умники говорят, что коридор не нужен: надо пустить рубль в свободное плаванье. И сколько он будет стоить? В 1998 он сразу подешевел в 4 раза, на этом и остановился. А сейчас во сколько раз упадет? В 4 раза, в 10, в 100? Что его ограничивает?
А что вам, спросят, до этого? Ну, пропали ваши заначки, ничего, переживете. Переживем. А что станет сценами? А с зарплатами?

Сегодня у меня на работе получили зарплату за январь. Зарплата у нас стоит на месте уже 3 года. Дали то же, что и раньше. Но в этот раз все обиделись, потому что по сравнению с ценами она стала уж очень мала, а главное, нет никаких надежд на то, что она вырастет. Ясен пень - кризис. Люди взяли зарплату и разошлись по домам. Мы уже сидели практически без зарплаты в 1992-1995 году. Но тогда все же ждали перемен, ведь новый строй, новые правила. Думали, что все заработает, наладится. За эти годы мы поняли, что ничего не наладится. Становится только хуже. Не знаю, переживет ли наш институт этот год.

В выходные ожидаются массовые выступления граждан. У коммунистов будут 2 митинга, на Театральной и на Триумфальной площадях. Протестовать станут против антикризисных мер и против захоронения Ленина. Выйдут также жириновцы, а самое смешное, что будет митинг в поддержку антикризисных мер. Лиха беда начало.

У меня есть ощущение, что страна теряет управляемость, что она «плывет». Лица наших руководителей помяты и нерадостны. Мне кажется, что они не знают, что делать.

Дело не в кризисе, а в том, что рано или поздно придется отвечать на вопрос, как жить стране. Если продолжать прежний, сырьевой и рыночный путь, то получается, что прокормиться здесь могут гораздо меньше человек, чем у нас есть: 20, 40 млн., я не знаю. Ведь те, у кого есть собственность, хотят жить очень хорошо, а наших ресурсов может хватить или на довольно скудную жизнь для всех, или на очень хорошую жизнь для немногих. Власть обслуживает интересы немногих, но дело в том, что без остальных, которых они рассматривают как балласт и как дармоедов, страна существовать не может. Некому будет тут жить - не будет и страны, и собственности у наших удачников. Они это прекрасно понимают, к тому же, куда же они денут сотню миллионов людей? Вот они и вывозят все, что можно. Как может существовать страна при такой разнице в интересах ее граждан, при том, что интересы элиты и народа прямо противоположны?

Я абсолютно не представляю, что будет дальше. Пронесет? Как-то устаканится?

Конечно, это еще не настоящий кризис. Настоящий будет тогда, когда перестанут топить в Москве зимой, когда отключат электричество. Но вот очень бы не хотелось, чтобы до этого дошло.

А что будем делать мы? Наверное, то же, что и раньше. Если нас не закроют, будем продолжать работать, не ожидая уже никакой зарплаты. Ведь мы работаем потому, что любим свою работу, а не из-за денег. В прошлый раз мы все, люди с таким антирыночным менталитетом страну как-то вытянули. Но сил у нас все меньше и самих нас все меньше.

Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up