Когда умирает человек, то неудобно говорить что-то, кроме самых восторженных слов.
Все становятся гениями.
А потом уже нет повода о них вспомнить.
Только что похоронили Алексея Баталова. Безусловно, он был выдающийся актер, а также самый интеллигентный наш актер. А каким бы еще мог быть человек, выросший на задворках МХАТа, в доме родителей которого постоянно гостила Ахматова и собирались самые известные артисты и писатели?
Но он ведь играл парней и мужчин из народа. В «Деле Румянцева» - он шофер, в «Матери» - рабочий-большевик, в «Москва слезам не верит» - слесарь-харизматик с признаками алкоголизации и мании величия.
Ну, не шли ему эти роли. Существовали ли амбициозные пьющие слесари, считающие себя гениями - да пруд пруди. Но не такие, как Баталов. Да и староват он уже был тогда для роли героя-любовника и брутального парня. На мой взгляд, он в этой роли комиковал нещадно, но вот поди ж ты - именно она стала его визитной карточкой.
Для меня самая-пресамая его роль - это Протасов в «Живом трупе».
И Гуров в «Даме с собачкой». И в «Беге» еще - как он там читает «Бесов»!
Ему удавались роли людей ранимых, испытывающих страдание от несовершенства жизни.
Многим нравится его роль врача в фильме «Дорогой мой человек», и, конечно, он создал настоящего героя нашего времени (того времени, советского) в фильме «Девять дней одного года», где он играет физика-ядерщика.
А как Баталов божественно читал Чехова! Какой у него был замечательный голос! И ни одной неверной интонации. Более того, в его прочтении известные рассказы будто в первый раз слышишь - так он умел подчеркнуть детали.
Что же, всякая жизнь подойдет к концу. Он прожил свою жизнь достойно. Оставил потомках свои работы, учеников.
Вечная память.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)