Тут подарили билеты на спектакль театра Виктюка «Служанки». Когда-то в 1988 году он шел в театре «Сатирикон», а одну из ролей играл Константин Райкин. Тогда на спектаклю было не попасть, и он считался очень острым, скандальным.
Изюминка была в том, что женские роли исполняли мужчины.
С тех пор спектакль не сходит со сцены. Как-то его и по телевизору показывали, но я не смотрела, хотя в целом представление имела.
Жан Жане - необычный автор. Я думала, что он рано умер, но, оказывается, он прожил 76 лет - это немало для такого человека. Жан Жене в молодости не раз сидел в тюрьмах за воровство, он был геем. В тюрьме он начал писать. Его первый роман «Богоматерь цветов» понравился представителям интеллектуальной элиты Франции: Сартру, Кокто, Анри Жиду, издателю Жану Декарнену, который был любовником Жене.
Жане писал о преступниках, о проститутках, о геях.
Пьеса «Служанки» - одно из ранних произведений автора - написана в 1947 году. Можно сказать, что она отчасти основана на реальных событиях: примерно в эти годы случилось громкое убийство - сестры-служанки убили своих хозяев.
Когда Виктюк ставил «Служанок», он руководствовался пожеланиями Жане: тот хотел, чтобы все роли исполняли мужчины, чтобы актеры играли коряво, отдельные слова произносили неправильно. Все это реализовано в спектакле, но главный упор сделан не на текст, а на пластические движения, на костюмы.
Сюжет, если отрешиться от всевозможных толкований, прост. Две сестры-служанки, Клер и Соланж, задумали убить свою хозяйку. Мотивом задуманного преступления является как личная неприязнь, так и желание получить небольшое наследство.
Они придумывают следующую комбинацию: пишут донос на любовника хозяйки, того сажают в тюрьму, а они кладут в липовый отвар (Жане настаивал, чтобы это слово произносилось с ошибкой, и у нас актеры старательно говорят "липЫвый), который Мадам принимать перед сном, 10 таблеток снотворного. Она умрет, а все подумают, что это - самоубийство: Мадам так переживала из-за бед, постигших месье, что покончила с собой.
Но дело срывается, потому что Месье освободили, о чем он сообщает по телефону и просит передать Мадам, что ждет ее там-то и тогда-то. Сестры пытаются скрыть от Мадам этот факт и настойчиво предлагают ей выпить липового отвара, но она отказывается и обнаруживает, что трубка телефона снята. Кто звонил? Приходится сказать про то, что Месье на свободе и ждет Мадам.
Она уходит. Сестры понимают, что преступление не состоялось, а Мадам и Месье догадаются, кто написал донос, и выгонят их с позором вон, если не сделают что похуже. Им остается только бежать, но они не хотят нищенствовать после того, как мысленно уже поделили деньги мадам и представили себе хорошую жизнь. Клер сама выпивает отраву, а Соланж собирается объявить, что это она ее убила. Она готова идти на каторгу.
Даже в кратком пересказе концы не сходятся с концами. Чем Мадам и Месье могли так уж навредить сестрам? Ну, выгнали бы их - так неужели они не нашли бы другой работы, пусть даже и в другом городе? Не хотелось начинать сначала? Зачем Соланж было идти на каторгу, если ее сестра покончила с собой?
Но в самой пьесе рациональности и логики еще меньше. Вернее, логика есть, но это логика чувства.
Сестер терзают очень сильные эмоции. Они ненавидят Мадам, но одновременно ею восхищаются. Мадам кажется им самим совершенством, и они ей яростно завидуют. Они сами хотели бы быть такими, как мадам. Служанки служат Мадам не за страх, а за совесть, но при этом им кажется, что мадам не считает их за людей, а если и любит, то как свою домашнюю утварь. Им кажется, что Мадам презирает их, гнушается ими, потому что она так прекрасна, а они такие обычные и даже грубые.
То есть, мы видим поглощение более сильной личностью более слабых. Служанки - добровольные рабыни Мадам, а она не понимает, что занимает в их жизни столько места.
Они могут избавиться от своей зависимости только убив Мадам.
Служанки ничего не прощают Мадам - ни одного замечания, ни одного небрежного замечания. Например, их бесит, что она зовет их девочками. Какие они ей девочки? Она их моложе. Или Мадам говорит, что ей неприятны кухонные запахи, а они целые дни проводят на кухне. Что же, они настолько ее хуже? Или Мадам их путает - как можно за столько времени не научиться различать не слишком уж и похожих сестер?
Можно ли из-за таких пустяков возненавидеть человека? Жане считает, что можно, и, наверное, он прав.
Служанки до того подвинуты на своих чувствах к хозяйке, что когда ее нет, разыгрывают целые представления. Одна изображает Мадам, а другая служанку. Игра заключается в том, что хозяйка делает все больше провокационных замечаний, оскорбляющих служанку, а та начинает отругиваться (в реальности они, конечно, ничего не смеют ответить). Заканчиваться игра должна убийством Мадам, но они никогда не успевают дойти до этого места, так как время их нахождения в спальне Мадам, где происходит все действие, ограничено.
Эта игра стала для них настоящим ритуалом, и мы застаем их тогда, когда ритуал должен был претвориться в действительность, но все сорвалось. А ведь столько готовились! Есть от чего впасть в отчаянье.
Самоубийство одной служанки и каторга для другой - другой путь для избавления от этой ненормальной ненависти-обожания, от потери своего «я» и растворения в служении Мадам. Самоубийство - это самостоятельный поступок.
Как все это реализовано у Виктюка? Служанок и Мадам играют красивые мужчины с прекрасной мускулатурой. В спектакле есть персонаж без слов, которого нет у Жане - это Месье, о котором столько говорят. Он прогуливается 2 раз за спектакль в проходе между рядами.
Жесты, движения важнее слов. Например, чтобы показать коварство служанок, актеры ползают по полу, подражая змеям.
Также «играют» предметы одежды - великолепное красное платье, которое служанки тайком надевают, когда хозяйки нет дома; меховое манто.
Месье (Иван Никульча) и Мадам (Алексей Нестеренко) - оба высокие, служанки (Соланж - Дмитрий Бозин и Клер - Алексанр Солдаткин - пониже, более коренастые. Служанки носят юбки.
Сцена оформлена балетными станками - есть возможность исполнять всевозможные движения. Одновременно сцена похожа на ринг.
В спектакле используется музыкальное сопровождение на основе мелодий французской эстрады, в основном, под песни Далиды и мелодии Легрена.
Вначале зритель видит ритуал - Клер и Соланж играют в дерзкую служанку и госпожу. Те, кто ничего не знают о пьесе, могут думать, что так оно и есть, пока сестры не начинают в спешке прибираться.
Надо сказать, что по задумке Жане реплики должны произноситься однотонными голосами. Для зрителя это несколько утомительно.
Потом появляется Мадам. Актер наряжен в струящееся белое платье с боа. Он так движется и так использует детали платья, что кажется неземным существом. Становится понятным, за что служанки ее так обожают и ненавидят.
Click to view
Интересно, что Мадам уверена, что служанки ее очень любят. Действительно, они каждый день покупают для нее цветы, и комната завалена цветами.
В 2 счета она разбивает все их планы и уходит встречаться с месье.
Клер попадает под обаяние госпожи - она произносит монолог о доброте хозяйки:
«Ах, как Мадам добра! Мадам прекрасна! Мадам нежна! А мы, благодарные, каждый вечер на своем чердаке молимся за нее, как Мадам велела.
Мы никогда не повышаем голоса и даже не осмеливаемся называть друг друга на ты в ее присутствии. Так Мадам убивает нас своей нежностью! Своей добротой
она отравляет нас. Потому что она добра! Мадам прекрасна! Мадам нежна!
Каждое воскресенье она позволяет нам пользоваться своей ванной. Иногда она дает нам карамельки, заваливает нас увядшими цветами. Мадам готовит нам питье. Мадам рассказывает нам о Мсье, вызывая нашу зависть. Ведь Мадам добра! Мадам прекрасна! Мадам нежна!».
Но, увы. Больше Клер и Соланж не смогут находиться в доме Мадам.
Далее происходит развязка - самоубийство Клер.
Но на этом спектакль не кончается! Следует еще получасовой концерт из отдельных танцевальных номеров.
В них участвует и Месье: неожиданно он появляется в пышном платье и исполняет зажигательный танец. А Мадам танцует у шеста.
Click to view
А вот так это выглядело в 1992 году, с первым составом актеров
Click to view
Для чего нужен такой финал? Он добавляет ощущение праздника нездешней жизни - нашей бывшей тоски по загранице. Ах, как красиво они страдают!
Мы посмотрели пьесу про несправедливость жизни - одни красивые и богатые, а другие бедные и корявые - но это там, за бугром, а теперь, давайте, посмотрим на их кабаре!
Не забывайте, что спектакль поставлен в самый разгар Перестройки, а Виктюк - человек, родившийся в 1936 году. Французские фильмы, музыка очень много значили для людей того поколения.
Кстати, а не похоже ли наше отношение к Западу на отношение служанок к Мадам?
Возможно, я и неправильно трактую мотивы маэстро. Но "Служанки" - это спектакль-кормилец. Артисты объездили с ним всю страну, были и за границей.
Как бы то ни было, этот небольшой концерт повышает настроение, и я знаю людей, которые ходят смотреть "Служанок" по 4-5 раз!
Каждый жест, каждая реплика отработаны, спектакль производит впечатление совершенного действия.
Я была на спектакле вместе с мамой. Маме очень понравилось. Моя мама - с 1934 года, они с Виктюком - люди одного поколения. Возможно, молодежи спектакль покажется устаревшим, но для людей, выросших в СССР, он все еще интересен.
Что касается гомосексуальных мотивов, гендерных проблем, то, возможно, они тоже есть в спектакле, но я их не заметила.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)