Грязные танцы вокруг 62-й онкобольницы и госзакупок

Jan 02, 2017 14:35



Вчера весь Топ был заполнен драчкой топовых блогеров по поводу московской городской онкологической больницы № 62. Все обвиняют друг друга в продажности. С одной стороны выступают Сталик, Лена Миро, с другой - Сергей Доля, Немихаил и Никитский (если не путаю). И вот они спорят, кто из них более продажный и более богатый. Немихаил пишет, что камера у Сталика дороже, чем у Доли. Доля лечится в Европейском медицинском центре за 400 с лишним тысяч рублей. А Сталик лечил дочь в 62-й больнице: лечил, вроде бы, бесплатно, но бывает так, что некоторых бесплатно лечат лучше, чем других за деньги, как намекает Немихаил. Сталик пишет, что Никитский получил деньги за пост и купил за них дрон за 2 тыс.рублей. Лена Миро просит вмешаться то ли Путина, то ли Собянина - ясен пень, она с ними на короткой ноге.

Мне не хочется более писать о блогерах.
Попробуем, лучше, обсудить тему по существу, вникнуть в суть конфликта между руководством 62-ой больницы и департаментом здравоохранения г. Москвы. Думаю, это всем нам полезно.

62-я больница была открыта в конце 50-х годов 20 века в поселке Истра для реабилитации больных, перенесших тяжелые операции. В начале 60-х годов 62 онкологическая больница Красногорска стала клинической базой Научно-исследовательского онкологического института имени П.А. Герцена. Больница обслуживает москвичей из САО, других жителей Москвы при наличии мест и жителей России при наличии мест. Сейчас больница является базой Первого московского медуниверситета имени И.М.Сеченова.
То есть, как видите, это не обычная московская районная клиническая больница, а еще и научное учреждение.

Много лет больницей руководил Анатолий Махсон - доктор медицинских наук, профессор, хирург высшей квалификации, заслуженный врач России. Одно время Махсон был главным онкологом Москвы. Он родился в 15.06.1949 года на Украине в семье врачей (отец - хирург-ортопед, мать - офтальмолог). Практически все детство Анатолия Нахимовича связано с Московской 62-й больницей, на территории которой обосновалась семья. Махсон окончил школу с серебряной медалью, поступил в 1 ММИ им. Сеченова, по окончании устроился на работу в родную 62-ю больницу. 29 января 1990 года Анатолий Нахимович стал главным врачом больницы.

Удивительно: вся жизнь Махсона связана с 62-ой больницей!

При нем был отремонтирован полностью главный корпус, завершено строительство пристройки к радиологическому корпусу, к 2002 г. сдан новый хирургический корпус. Больнице помогал Лужков, Людмила Швецова взяла строительство под свой контроль. Сейчас - это целый комплекс учреждений, окруженный парком. Построены также многоэтажные дома для персонала больницы.
Больница №62 стала одной из лучших в стране больниц своего профиля.

Больница №62 всегда была бюджетной организацией. Как мы все знаем, в 2011 году был принят федеральный закон № 83-ФЗ. Этот закон изменил правовой статус учреждений. Основная идея заключалась в том, что бюджетные учреждения смогут сочетать финансирование из бюджета с самостоятельной хозяйственной деятельностью.
В соответствии со ст. 6 Закона № 83-ФЗ и ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) все государственные и муниципальные учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные, казенные.
Вот по этой ссылке можно посмотреть, чем они отличаются.
https://www.ipbr.org/about/ccc/committees/accounting-state/proceedings/13-06-30-1/
Если совсем коротко, то казенным учреждениям никакой финансовой самостоятельности не положено, но и случиться с ними ничего не может. Из медицинских учреждений казенными стали психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Бюджетное учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг. Бюджетное учреждение получает субсидию из бюджета на выполнение определенной деятельности, а также вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания осуществлять приносящую доход деятельность в рамках своего направления. Бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от приносящей доход деятельности, и приобретенным за счет этих доходов имуществом, кроме заключения крупных сделок. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Автономное учреждение по многим параметрам похоже на бюджетное, но отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. Исключение составляет недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Все доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. В случае, если у автономного учреждения долги, государство или муниципалитет их не платит. Автономное учреждение может стать банкротом.

Поликлиники и больницы Москвы являются бюджетными организациями, но Махсон добился для своей 62-ой больницы статуса автономной организации.

Он объяснил это тем, что так удобнее приобретать лекарства и расходные материалы. Бюджетные организации подают заявку сразу на год, поступления начинаются не раньше июня-июля. Махсон говорит, что больнице удобнее приобретать лекарства и расходные материалы по мере надобности, что ему не нравятся те лекарства, которые поступают централизованно, и что у него получается приобретать больше, дешевле и лучшего качества.
Это объясняется тем, что для бюджетных учреждений совершают централизованные закупки по ч. 1 ст. 4 Закона № 94-ФЗ (это закупки по ФЗ № 44), а к автономным учреждениям С 2012г. применяется Закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В чем разница?
Вот здесь дана разница
http://ecgz.ru/sravnitelnaya-harakteristika-fz-44-i-po-fz-223.htm
В рамках ФЗ №233 маневр больше, возможна закупка у одного продавца.

Еще год назад лечение онкобольных осуществлялось за счет бюджета как высокотехнологическая помощь, а не за счет ОМС, как при лечении ОРЗ. Но этому пришел конец.

Вот как объясняет конфликт с 62-ой больницей вице-мэр Москвы Леонид Печатников:
«Дело в том, что, когда мы в 2015 году, в полном соответствии с законом, погрузили стационарную помощь по онкологии в систему ОМС… Мы довольно долго сопротивлялись этому, ну, сопротивляться мы не могли, но оттягивали, прекрасно понимая, что стоимость лечения онкологических больных практически, мягко говоря, не полностью покрывается тарифами ОМС.
И тогда Анатолий Нахимович пришел ко мне с предложением - на период такой адаптации попытаться сделать эксперимент: перевести больницу №62 в статус автономного учреждения. Он это очень четко аргументировал. У автономного учреждения была возможность закупать препараты по закону ФЗ №223, а не по ФЗ №44, то есть, по сути, у единственного поставщика. Он убедил меня, что он сможет договориться с поставщиками, чтобы ему на одну больницу по этому ФЗ №223 отпускали препараты подешевле. Почему ему могли отпускать препараты подешевле? Он этого никогда, кстати, не скрывал, и мне это тоже показалось очень разумным - потому что он брал у них препараты с истекающим сроком годности…поскольку препарат действующий, но у него осталось на упаковке три-четыре месяца. Но пациент упаковки, извините, не видит, препарат действующий, и если можно на этом так сэкономить… Поставщики отдают препараты в три - пять раз дешевле, а иногда и просто бесплатно - им выгоднее со склада все это просто вывезти… Он методом котировок просил компании представить лекарства с истекающим сроком годности, они ему их продавали, а иногда и просто дарили. То, на что ни департамент, ни никто из вас, находящихся в бюджете, права не имеете - вы работаете в рамках ФЗ №44, по нему вы должны ставить условие не менее 80% остаточного срока годности.
Но дело в том, что с 1 января 2017 года уже в Москве ФЗ №223 перестает действовать. По нему работали многие - и ГУПы, и автономные учреждения, и акционерные общества с государственным участием, все старались работать по 223-му закону, чтобы договариваться с единственным поставщиком… В случае с Анатолием Нахимовичем никакого криминала не было - он договаривался ради больных. И это абсолютно не вызывает у меня никаких сомнений. Но другие злоупотребляли. И поэтому мэр принял решение, что с 2017 года все, включая ГУПы и автономные учреждения, и акционерные общества с госкапиталом… все должны работать по условиям ФЗ №44. Поэтому находиться дальше в условиях автономии оказалось абсолютно бессмысленным, более того, даже опасным.. Автономное учреждение имеет право… брать кредиты в коммерческом банке, но любая кредиторская задолженность может оказаться рискованной для имущества больницы. Поэтому было принято абсолютно, на мой взгляд, нейтральное решение [ДЗМ 1 декабря издал приказ №963, изменяющий статус городской онкологической больницы №62 с автономного на бюджетный».
http://www.vademec.ru/article/pochemu_on_otsenil_svoyu_dolzhnost_tolko_v_-1_mln-_nado_u_nego_sprosit-_vidimo-_poschital/
То есть, понятно: кто-то злоупотреблял ФЗ №223, и его запретили использовать, а Махсон, хотя и не злоупотреблял, но попал под раздачу. Он отказался работать в условиях изменения статуса больницы и уволился. Печатников предложил ему стать президентом больницы - такую почетную должность вводят для выдающихся, но пожилых руководителей. При этом Печатников присылает в больницу уже 11-ю проверку.

Махсон, напротив, обвиняет в неэффективности госзакупок Департамент здравоохранения
Подробнее: http://www.vademec.ru/news/2016/12/19/anatoliy-makhson-nazval-dezinformatsiey-dannye-departamenta-zdravookhraneniya/
Например, некоторые тесты централизованно департамент покупал на 30% дороже, чем Махсон, Или два одинаковых прибора для проведения гистологических исследований. Один прибор больница, будучи автономным учреждением, приобрела самостоятельно, второй закуплен централизованно ДЗМ. Первый обошелся больнице в 5 млн рублей, а второй бюджету - в 13 млн рублей. По данным Махсона, в прошлом году Департамент здравоохранения переплатил за лекарства и медицинское оборудование около 220-ти миллионов рублей.
Стоимость некоторых препаратов выросла в 11 раз!

Печатников объясняет этот феномен следующим.
«…до 2015 года, мы, когда торговали в Департаменте здравоохранения [речь идет о централизованных закупках лекарств. -], в качестве начальной максимальной цены [закупочного аукциона] ставили минимальную… цену, зарегистрированную в Минздраве. 12 января 2015 года все регионы, не только Москва, получили директивное письмо из Министерства экономики, которое обязывало нас в качестве начальной максимальной цены ставить максимальную цену, зарегистрированную в Минздраве. Они руководствовались тем, чтобы в торгах могли принять участие абсолютно все - потому что когда мы берем минимальную цену, то как бы только один участник, а если берем максимальную, то все дальше могут участвовать в торгах. Все взяли под козырек, исполнили, и лекарства действительно подорожали.
Когда мы говорим, что готовы заплатить 100 рублей, ну какой дурак нам будет предлагать по 20 рублей. Такое было письмо. К сожалению, ни министр здравоохранения, ни я, ни мэр, мы об этом письме не знали, оно прошло по департаментам по всей России - поэтому по всей России цены стали расти. Помните, Скворцова сказала, что все губернаторы покупают дороже, чем Минздрав? Потому что во всех департаментах это письмо было, а в Минздраве его не было.
Когда я об этом узнал, то с этим письмом помчался к мэру. Я не буду передавать эмоции Сергея Семеновича Собянина, он вызвал... позвонил Скворцовой [Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ], спросил, знает ли она об этом, она тоже ничего не знала. Сергей Семенович поехал к премьер-министру, и это письмо практически было дезавуировано, и сегодня мы вернулись к той методике определения начальной максимальной цены, которая была до этого письма Министерства экономики. Как дальше этим в Министерстве экономики будут заниматься, - уже не наше дело. Письмо, даже если в нем не было злого умысла, это глупость, конечно, была невероятная…Когда мы вернулись к той методике определения начальной максимальной цены, то только на двух последних аукционах по онкопрепаратам мы сэкономили 1 млрд 572 млн рублей - немаленькие деньги, только по двум препаратам по двум аукционам.
Вот в этом Анатолий Нахимович абсолютно прав, когда говорит, что изменились условия формирования начальной максимальной цены.
Другое дело, что он, конечно, не знал об этом письме Минэкономики и обвинил Департамент здравоохранения в коррупции и воровстве».

Видите, как все просто? Просто Министерство экономики разослало письмо, которое все видели, кроме министра здравоохранения России и вице-мэра Москвы, отвечающего за здравоохранение. А по этому письму цены выросли в 11 раз, но через год министр здравоохранения и вице-мэр и мэр Москвы о зловредном письме узнали, и теперь все хорошо.

Я фигею, дорогая редакция. А кто же тогда знал о письме, и почему оно действовало?

Теперь о блогерах. Блогер Сталик лечил свою дочь в 62-ой больнице, и она выздоровела. Махсон, ведущий борьбу с Печатниковым обратился к Сталику, и тот теперь публикует то, что ему рассказывает Махсон. Правда, освещение конфликта идет в каких-то истерических тонах типа: «Караул! Больницу №62 уничтожают!», но, возможно, так и нужно писать на эту тему.

В числе всего, что пишет Сталик, меня заинтересовала информация о том, что Европейский медицинский центр - детище Леонида Печатникова - выиграл тендер на оказание услуг по ОМС. Как известно, частные медицинские учреждения очень хотят участвовать в системе ОМС, потому что им это выгодно, но их туда долго не пускали. Теперь пустили. В частности, Европейский медицинский центр будет делать МРТ. Но этот центр отличается очень высокими ценами. Например, годовое обслуживание в нем стоит 450 тыс. рублей (Об этом писал блогер Сергей Доля, и это есть на их сайте). Набор услуг такой же, как в других местах за 30 тысяч. Я не знаю, лучше ли их услуги в 10 -15 раз, но для ОМС цена имеет значение.
Сталик пишет, что процедуру МРТ они оценили в 60 тыс. рублей.

Вот здесь цены на МРТ в Москве:
http://cena-mrt.ru/

Как видите, есть разные виды МРТ, и максимальная цена в 40 тыс. только для МРТ всего организма, которое назначают редко.

Но, возможно, речь шла о ПЭТ-КТ. Это более дорогое, но высокоточное исследование. Цены на него такие.
http://mv-scan.ru/pet-kt-stoimost/

Если информация о цене на МРТ по ОМС в Европейском медицинском центре соответствует действительности, то это повод для серьезного разбирательства. Если же речь идет все же о ПЭТ-КТ, то дело другое.

Что касается всего остального, то тут трудно судить.
- Почему 62-я больница должна быть автономной, в то время как все остальные бюджетные? Все воруют, а они нет?
- Если до сих пор 62-я больница не влезла в долги, и в ней не воровали, то зачем ее переводить обратно в бюджетные?
- Если автономная форма лучше для закупок, то пусть и другие стали бы автономными. Или мы тогда всех больниц лишимся?
- Почему такая разница в законах по закупкам?
- Почему онкопомощь теперь по тощему ОМС, а не из бюджета? Почему по ОМС идут закупки в самом дорогом частном медцентре Москвы?
- Почему такое дикое письмо из Министерства экономики, благодаря которому цены на лекарства выросли в несколько раз? Почему по этому поводу не было никакого разбирательства?
- Почему о нем не знали в министерстве здравоохранения и в мэрии Москвы? Они не следят за стоимостью лекарств, оборудования?

P.S. Между тем, события продолжают развиваться, и Сталик с подачи Махсона публикует вот такую табличку. Информация убийственная.



Очевидно одно: в сфере медицины творится бардак, а больные лишаются надежды на помощь.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Медицинские байки)

Медицинские байки, Реформа здравоохранения

Previous post Next post
Up