«Маскарад» Лермонтова - знаменитая пьеса тяжелой судьбы

Nov 29, 2016 00:22



М.Ю. Лермонтов написал «Маскарад» в 1835 году. Ему было 20 лет, и еще 2 года оставалось до его всероссийской известности, вспыхнувшей после стихотворения «На смерть поэта».

Но в 1835 о Лермонтове еще не знают. Его стихи и поэмы вошли только в рукописные журналы Школы гвардейских прапорщиков, где он учился, и это были шуточные и эротические произведения. А ведь уже был создан первый вариант «Демона», многое другое. Лермонтов ничего не делал для публикации своих стихов, и первое его произведение, появившееся в печати, - «Хаджи Абрек», попало в «Библиотеку для чтения» без его ведома.
Но при этом Лермонтову хотелось увидеть свою пьесу на сцене.

О чем эта пьеса? Евгений Арбенин в молодости занимался неблаговидными делами: был картежником, возможно, шулером, но потом скопил денег и отошел от дел. Он женился на молодой девушке, Нине.

Надо сказать, что игра в карты на деньги была запрещена специальным императорским указом, как и дуэли. Однако люди играли и проигрывались в пух и прах. А выигрывали профессиональные игроки типа Арбенина.
Вряд ли профессиональный игрок мог обладать высокими моральными принципами: чтобы хладнокровно обчищать хрупких юношей и отцов семейства, многие из которых после проигрыша шли с семьей по миру или лезли в петлю, надо было обладать безжалостностью, беспринципностью.
Однако Арбенин считал, что жизнь с юной наивной женщиной его изменила. Но все рухнуло в один момент: из-за нелепой случайности он заподозрил свою жену в том, что она наставляет ему рога и смеется над ним.

Однажды некий ловелас рассказал ему, что в маскараде одна маска оказывала ему чрезвычайные знаки внимания, но до самого конца не дошло - маска упорхнула, оставив в залог своей любви браслет: мол, по нему меня найдешь.
А это был браслет Нины.

Арбенин спросил Нину, где ее браслет. Она призналась, что потеряла его на маскараде.
Почему Арбенин не поверил ей? Почему ему немедленно представилось, что его Нина, которая такая чистая, наивная, которая любит его всей душой, надев маску отправляется на балы, чтобы подцепить какого-нибудь лихого молодца и предаться с ним разврату?

Наверное, это произошло потому, что его собственная душа была чернее ночи, и он не верил, что его, совершившего столько подлостей, да еще и уже немолодого человека, может искренне любить молодая красивая женщина. Сам он, скорее всего, считал, что «знает мир и людей». Это знание не предполагало ничего хорошего: люди - подлецы, мир - гадюшник. А он купился, как лох!

В чем-то Арбенин похож на Демона - любимого героя поэта. Он тоже находится вне общественной морали и невольно губит единственное светлое существо, возбудившее в нем любовь.
Зло должно быть одиноко. Но что такое зло? Зло - это тот человек, который непохож на других людей.

Эта пьеса состояла из трех актов.
Представьте себе, что цензура не разрешила пьесу к постановке! Как это так: дворянин отравил невиновную жену, да еще в карты играют!

Лермонтов дописал четвертый акт и ввёл фигуру Неизвестного. В его образе судьба карает героя.
Неизвестный приводит к Арбенину Звездича, которого Арбенин успел опозорить (обозвал шулером и дал пощечину), но отказался от дуэли (мол, с шулерами не стреляются).
Открывается, что Нина, действительно, потеряла браслет, а его нашла одна вертихвостка, баронесса Штраль, которая и подарила браслет князю Звездичу.
Неизвестный появляется в последней сцене и сообщает, что семь лет назад Арбенин обыграл его в карты, чем погубил навек. Теперь он отомщен.
Арбенин сошел с ума, а Звездич остался опозоренным - он надеялся на дуэль с Арбениным, но теперь это было невозможным.
Цензура опять не пустила пьесу на сцену: карты, отравление, да еще и дуэль!

Тогда Лермонтов подвергает драму столь капитальной переработке, что появляется новое произведение, «Арбенин». В этом варианте Нина, действительно, неверна мужу. Никакой баронессы и никакого Неизвестного нет. Арбенин инсценирует отравление, чтобы жена ему призналась в измене, после чего он уходит от нее.
В этом варианте 5 актов. Это был 1836 год.
Казалось бы - вместо трагедии практически водевиль, но и этот вариант зарубили. Мы с вами не понимаем: "Как, не разрешить Лермонтова?". Но для цензора он был никому неизвестным назойливым автором.

Дальше Лермонтову было уже не до «Маскарада». Пьеса увидела свет уже после его смерти.

Есть мнение, что «Маскарад» не пускали к постановке потому, что там была какая-то реальная история.
Одним из прототипов Арбенина мог быть Савва Михайлович Мартынов - общепризнанный «вольтерьянец» и знаменитый карточный игрок, человек богатый и влиятельный. Вместе с Лермонтовым учились братья Мартыновы, родные племянники петербургского игрока.
Юнкера играли в карты. Савва Михайлович сам не играл, но много рассказывал о прошлом. Ему тогда было уже за 50. В свое время он рано остался сиротой, получив в наследство небольшое имение в «50 душ мужского пола и 47 душ женского пола», бросил в самом начале воинскую службу и всю жизнь оставался прапорщиком в отставке. Нет сведений и о том, чтобы он когда-нибудь утруждал себя гражданской службой. Все свое последующее огромное состояние он нажил благодаря «картежной» ловкости ума и рук.
Савва Михайлович не только профессионально занимался картежным промыслом, но и успешно вкладывал деньги в доходные винные откупа, последовательно укрепляя свое финансовое положение. Женившись на провинциальной красавице Марии Степановне Поскочиной - двоюродной сестре будущего декабриста, он переехал в Москву, а затем в Петербург. С 1817 года Мартынов - член Английского клуба, где он выделялся как самый громкий острослов и почти ежедневно вел крупную игру, то проигрываясь дотла, то снова отыгрываясь. Среди его постоянных партнеров по карточным баталиям был и А. С. Пушкин.
Про него рассказывали, что «Они нанимают дом за 9000 рублей в год…, Савва Михайлович сказал мне, что он купил землю с 1200 душами крестьян за 600 тысяч рублей; я думаю, что он имеет более 1 000 000 рублей денег в ломбарде».
Вместе с тем в домашних условиях Мартынов был настоящим деспотом. В некоторых домах Мартыновых перестали принимать, ибо Марья Степановна постоянно жаловалась на неистовую ревность своего супруга. По словам Ф. Вигеля, Мартынов «с ребячества был примечателен гнусным безобразием и чрезмерным самолюбием», а потому не приходится удивляться его сомнению в преданной любви со стороны красавицы-жены. Видимо, в этой семье довольно часто разыгрывались бурные сцены ревности.
Лермонтов бывал дома у Мартынова, и мог это видеть.

Первый раз «Маскарад» поставили в 1852 году в бенефис актрисы М. Валберховой (Александринский театр). Запрет на полную постановку «Маскарада» в театре был снят цензурой в 1862 году. Это было обосновано тем, что «поскольку в 1852 г. показали в театре самые существенные сцены пьесы Лермонтова, не имеет смысла держать всю пьесу под запретом».
В 1864 года на сцене Александринского театра, в бенефис актрисы Линской, в первый раз полностью был поставлен спектакль по пьесе М. Ю. Лермонтова «Маскарад». После премьеры, 13 января 1864 г., «Маскарад» был повторен 15 января и показан ещё три раза в феврале (3, 23, 27) месяце того же года. Затем «Маскарад» надолго сошёл со сцены Александринского театра. Только в 1889 году он был возобновлён всего на один спектакль, в бенефис Сазонова и, очевидно, в связи с 75-летней годовщиной рождения Лермонтова.
Реакция публики была сдержанная.

Пьеса стала считаться негодной для сцены.

А вот в 20 веке «Маскарад» ставили не раз.
Ставят всегда вариант из 4-х актов. Надо сказать, что первый вариант и не сохранился. Постановки отличаются роскошью. В начале 20 века на первый план вышла роль Неизвестного. Он всюду следовал тенью за Арбениным, представляясь в одних спектаклях чуть ли не Дьяволом, а в других призраком. В одном спектакле он был пустым местом.

Самая же знаменитая постановка принадлежит Мейерхольду в Александринском театре. Сценографом был художник Головин. Арбенина играл Юрьев.
Мейерхольд готовил спектакль с 1908 года, но фактически он был сделан за несколько месяцев и первое представление состоялось как раз в день начла Февральской революции - 25 февраля 1917 года.
Это был роскошный спектакль. Кто-то из театральных остряков назвал спектакль «закатом империи». В бальном зале - множество масок, карлики, арлекины.



Впоследствии Мейерхольд сделал еще 2 редакции пьесы. Она шла в его театре до самого его ареста.

Театр Вахтангова тоже ставил «Маскарад». В 1941 году к 100-летию со дня смерти Лермонтова была предпринята постановка, к которой Хачатурян написал свой вальс. Еще он написал для "Маскарада" мазурку, галоп и романс, но вальс - самый известный.

Началась война. Исполнитель роли Звездича был убит во время ночного дежурства на крыше театра. Спектакль перестали играть.
Такое впечатление, что постановки «Маскарада» до добра не доводят.

Нынешняя постановка «Маскарада» в театре им. Вахтангова была осуществлена в 2010 году режиссером Римасом Туминасом.
Действие происходит не на балу, а где-то посередине заснеженного парка, кладбища; все время идет снег.

Все время звучит вальс Хачатуряна.

Черный задник, белый снег - вечные декорации русской жизни.
Зачем Герасим утопил Муму? Зачем Онегин застрели Ленского? Зачем Арбенин отравил Нину?
Тошно потому что: снег кружит, ветер воет, нет возможности остановиться: надо уже что-то сделать, а уж потом и замерзнуть.

Герои от безысходности иногда лезут на черную стену (стена - занавес, за ним, возможно, канат или что-то в этом роде), но срываются. Далеко не уйдешь, не вырвешься.

Акцент с черной души Арбенина перенесен на вечную ночь и вечную зиму в России. Здесь есть только 2 цвета: черный и белый, только ангелы и демоны.

Князь Звездич и Человек Зимы (персонаж, придуманный режиссером). Человек Зимы - единственный, кто всем доволен. Наверное, это потому, что он - юродивый, дурачок. Он наслаждается снегом, он ловит в проруби огромную рыбу, целует ее и отпускает обратно.


Человек Зимы весь спектакль катает снежный ком, который все время увеличивается в размере. Видимо, это должно означать, что события нарастают, как снежный ком. Одновременно, в этом есть что-то радостное, от зимних забав и придает сцене глубину.


А вот это Нина уже в виде памятника стоит за оградкой своей могилы, а Человек Зимы строит памятнику рожи. Режиссер суров к актрисам: бедняге пришлось весь спектакль ходить на пуантах, а последний акт стоять без движения.

Князь Звездич разрубает саблей снежки. Звездич - молодой идиот, все время ржет и скачет. Ну и допрыгался.

А вот и Арбенин. Арбенина играет Князев, а Князев - ректор театрального училища. Он не может быть дурным человеком. Во всем виноват снег, а Арбенин добросовестно заблуждался и очень страдал.


Но, собственно, «Маскарад» Туминаса был показан на канале «Культура», и по этой ссылке его можно посмотреть.
http://alltheater.ru/watch.php?vid=784932ad7

Удивительная, все-таки, пьеса. С одной стороны к ней причастны такие талантливые люди, как Головин, Мейерхольд, Хачатурян. С другой стороны, столько трагических страниц истории с ней связано.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Критика

Previous post Next post
Up