Судьбоносный день 4 ноября

Nov 07, 2016 10:58


Как известно, праздник 4 ноября был придуман, чтобы отучить людей от праздника 7 ноября - Дня Великой октябрьской социалистической революции.
День 4 ноября назван Днем народного единства.
На самом деле народное единство наблюдалось именно 7 ноября.
Непосредственно пострадавших от социалистической революции уже не было, а остальные, действительно, чувствовали единение, как сегодня на Новый Год - и это было чувство праздника: красные флаги, плакаты, парад, демонстрация, которые большинство смотрели по телевизору за праздничным столом, потом или к вам придут гости, или вы пойдете в гости, а, скорее всего, и то, и другое. По телевизору показывали большие концерты, фильмы. Обычно получались маленькие каникулы на 4 дня. Многие успевали куда-то съездить.
К 7 ноября завершались многие проекты, люди получали премии.
Чему, скажите, было не радоваться? Тогда иллюминация, украшения улиц были только по праздникам, как и новые фильмы, концерты по телевизору, да и праздничный стол накрывали редко. Это сейчас в любой день используются атрибуты праздника, поэтому, по существу, праздники пропали.
Радовались ли мы, что случилась социалистическая революция? Большинство, наверное, об этом не думали. Мне же было приятно думать, что мои предки смогли устроить жизнь без верхних бояр и прекрасно обошлись без господ.
Было чувство какой-то вольницы, новизны, чего-то захватывающего. Трудно это передать словами.

Итак, чтобы компенсировать пустоту, возникшую на месте 7 ноября, ввели День народного единства, привязав его к изгнанию поляков из Кремля в ноябре 1612 года.
События эти такие дальние и заслонены драматическим 20 веком настолько, что с ними невозможно чувствовать личную связь. В самом деле: октябрьскую революцию помнили наши деды и бабки, а что можно сказать о 1612 году.
Но все же, тогдашние события были очень важны для России и были связаны с вечным выбором России между Западом и Востоком. Октябрьская революция 1917 года была, кстати, попыткой избавиться от этого вечного выбора.
Очень трудно сказать, когда начинается Россия. Некоторые историки считают, что с Ивана III.
А что было до Ивана III? Было Московское княжество, Владимирско-Суздальское княжество и др. А до них? Киевское княжество, Волынское княжество, Галицкое княжество, Ростово-Суздальское княжество.
То есть, на территории будущей России существовали различные княжества, которые могли объединиться в большое государство. В этих княжествах говорили на одном языке, исповедовали православную веру, они признавали прежнее главенство Киева, они чтили князей из династии Рюрика.
Аналогичные процессы проходили в разное время по всей Европе и привели в конечном итоге к созданию исторически известных государств.
Но кто мог объединить русские княжества? Киев, которому вроде бы удалось нечто подобное в совсем уже допотопные и сказочные времена, явно не мог.
Были ли русские княжества 12- середины 15-го века европейскими? Нет - их отличала вера. Европа - это католицизм, русские княжества - это православие византийского толка.
Но с 13 века существовало такое интересное явление, как Литовское княжество. Изначально под «литвой» подразумевались балтийские племена, заселявшие, как минимум с бронзового века восточную часть нынешней республики Литвы.
Литовские племена платили дань Киевской Руси. Славянские племена проникали в Литву.
В 12 -13 веке Литва захватывала новгородские, псковские и волынские земли. С 13 века речь идет уже о Великом княжестве Литовском. Один из литовских князей Миндовг установил отношения с папой римским и принял католичество (1251). С согласия папы римского Иннокентия IV Миндовг был коронован королём Литвы, таким образом государство получило признание в качестве полноправного европейского королевства. На коронацию, состоявшуюся 6 июля 1253 года, были приглашены магистр Ливонского ордена Андрей Стирланд, архиепископ прусский Альберт Суербер. Но это не означает, что весь народ принял католичество - народ оставался языческим. Уже следующий князь в 1265 году пригласил православных священников и основал монастырь для распространения православия в Литве.
Население Великого княжества Литовского составляли славяне и балты. Славянское большинство населения княжества представляло собой жителей бывших княжеств Руси, присоединённых великими князьями литовскими.
Делопроизводство велось преимущественно на западнорусском языке (также известен как старобелорусский, староукраинский), образовавшемся в результате взаимодействия старославянского языка и местных элементов древнерусского языка.
В Великом княжестве Литовском существовали две разновеликие территории, различающиеся в религиозном отношении: северо-запад государства сохранял традиционное язычество, а другая часть государства была крещена в православие ещё в период Древнерусского государства.
В последней четверти 14 века земли княжества простирались от Балтики до Причерноморских степей, восточная граница проходила примерно по нынешней границе Смоленской и Московской, Орловской и Липецкой, Курской и Воронежской областей. Во время его правления в состав государства входили современная Литва, вся территория современной Белоруссии, Смоленская область, часть Украины. Для всех жителей Западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам - Золотой Орде и Тевтонскому ордену.
Особое место в политике Литвы занимала борьба с Московским княжеством, которое тоже стремилось к господству в Северо-Восточной Руси. В 1368 и 1370 годах Великий князь Ольгерд дважды безрезультатно осаждал Москву, вынужденный отвлекаться на борьбу с крестоносцами. В 1371 году на стороне тверского князя выступил и добившийся лидерства в Золотой Орде Мамай, примерно в то же время возобновились выплаты дани в Орду с южнорусских земель, подчинённых Литве. В 1372 году Ольгерд заключил мир с Дмитрием Московским, но в последние годы своего правления Ольгерд утратил контроль над восточными землями княжества, прежде всего Брянском и Смоленском, склонившимися к союзу с Москвой, в том числе и против Орды.
В 1384 году князь Ягайло заключил с Дмитрием Московским предварительный договор, предусматривавший, в том числе, брак Ягайла с дочерью Дмитрия Донского при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского, которые так и не были реализованы.
Вместе с тем, Дмитрий Иванович Московский согласился на выплату дани Орде с подвластных земель в повышенном размере и отправил в Орду старшего сына Василия в качестве заложника.
Но близкие к Ягайлу группировки ориентировались на Польшу и не хотели платить дань Орде.

В 1385 году великий князь Ягайло заключил союз (Кревскую унию) с Польским королевством - принял католичество и новое имя Владислава, женился на наследнице польского престола Ядвиге и стал королём Польши, оставшись великим князем литовским. Это усилило позиции обоих государств в противостоянии с Тевтонским орденом. В 1387 году Владислав Ягайло официально крестил Литву.
Это не означает ни то, что отношения внутри Литвы, ни то, что отношения Польши и Литвы были гладкими, ни то, что прекратились попытки присоединить к себе русские земли.
Литовцы несколько раз захватывали Смоленск, несколько раз теряли его. Они заключали союзы с ращными представителями Орды, и то присоединяли к себе территории Дикого Поля, то воевали с татарами. Ослабленное Великое княжество Литовское 1401 году было вынуждено заключить новый союз с Польшей (так называемая Виленско-Радомская уния).
В 1406 году Москва объявила войну Великому княжеству Литовскому, чтобы помочь Пскову. После нескольких перемирий и стояния на Угре Витовт и великий князь московский Василий I заключили «вечный мир», впервые установивший общую границу двух государств.
Витовт вмешался в дела Великого княжества Московского, когда в 1427 году началась династическая распря между внуком Витовта Василием II Тёмным и дядей Василия Юрием Звенигородским. Витовт, опираясь на то, что великая княгиня московская, его дочь, Софья вместе с сыном, людьми и землями, приняла его защиту, претендовал на господство над всей Русью.
В 1449 году Казимир, король польский и великий князь литовский заключил с московским великим князем Василием II мирный договор, который разделял зоны влияния двух государств в Восточной Европе (в частности, Новгородская республика была признана зоной влияния Москвы), запрещал каждой стороне принимать внутриполитических противников другой стороны и соблюдался до конца XV века.
В 1604 году началось Смутное время. В этих событиях большую роль сыграли поляки. После низложения Василия Шуйского летом 1610 года московское правительство (Семибоярщина) признало польского царевича Владислава царём и чеканило от имени «Владислава Жигимонтовича» монету. Владислав православия не принял, в Москву не прибыл и венчан на царство не был.
Собственно, 4 ноября 1612 года в Москве было низложено боярское правительство королевича Владислава; а в 1613 году царём был избран Михаил Фёдорович. До 1634 года Владислав продолжал пользоваться титулом Великого князя московского.
Безусловно, Великое Литовское княжество, а уж тем более Польско-Литовское государство было европейским государством. И в него входили Земли Киева и многих княжеств, подчиняющихся когда-то Киеву. Вопрос с религией мог быть улажен так же, как это было на русских землях, захваченных Литвой: там практиковали униатсво - принятие католического вероучения, подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции.

Среди некоторых бояр Литва была популярна: мы помним, что князь Курбский нашел убежище в Литве, и, наверное, не он один. Курбский критиковал Ивана Грозного за самодержавие: он считал, что церковь должна играть большую роль и ограничивать власть царя, а кроме того, у царя должны быть относительно самостоятельные советники.

Было ли возможно, чтобы русские земли объединились не вокруг Московского княжества, а вокруг Великого княжества Литовского? Было ли возможно, чтобы Московское царство стало частью Речи Посполитой? Тогда Россия стала бы европейской страной.

Но, во-первых, для этого нужно было изменить веру, а вопрос веры был очень важен. Он и сегодня важен: посмотрите хоть на шиитов и суннитов.
Во-вторых, Речи Посполитая сама была крайне неустойчивым образованием. Разве она бы выдержала еще и Россию?
В-третьих, Речь Посполитая существовала не сама по себе, а была частью Европы. А нужна ли она была Европе? Потерпели бы другие европейские страны такое огромное государство?

Они ведь и не потерпели. В конце 18 века Речь Посполитую разделили на части. В итоге трёх разделов Речи Посполитой (1772-1795) к России отошли литовские, западнорусские (современные белорусские и украинские земли, кроме части отошедшей к Австрии). В 1813 года Россия присоединила к себе всё Великое герцогство Варшавское, Краков, Ченстохов.
С 1917 года Польша и Литва получили независимость, но с 1945 Литва вновь стала частью России, а Польша оказалась в большой зависимости от СССР.
Таким образом, объедение все же произошло. Но Россия в результате этого не стала европейской страной, а Литва и Польша с удовольствием избавились от российского влияния.

Россия и Европа - не смешивающиеся субстанции. Если бы Россия могла стать европейской страной, то она бы ей стала. Но это невозможно.

В 1612 году это было доказано в очередной раз.

Возможно, стоит искать наше единство в этом факте. Россия - сама по себе, она - отдельная цивилизация, и хватит стремиться в Европу. Пора это осознать.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up