У одной Топ-блогерши дочь посмотрела «Иронию судьбы» и заметила, что там все одеты хуже, чем на даче.
Тогда блогерша стала вспоминать те времена:
«Молодых женщин в фильме две - Галя и Надя. Вот уж кто крутился как ведьма на помеле, изнемогая в попытках быть прекрасной невзирая ни на что. Откуда они узнавали, что вообще нынче носят? Откуда бралась мода в стране, где индустрии моды не было как таковой, а вредные веяния пресекал железный занавес? Женских журнала выходило два - «Работница» и «Крестьянка», в каждом была страничка с выкройкой какой-нибудь полезной вещи, а рядом пояснялось, что надо скромность и хороший вкус, а вычурности и броскости следует избегать, и что нарядный шейный платочек превратит повседневное платье в театральное. Эстонская ССР, где какая-то жизнь все же теплилась, выпускала четыре раза в год журнал «Силуэт», протестантски практичный и целомудренный, но в России и за ним гонялись с собаками, потому что Европа. Польские женские журналы продавались свободно (все равно никто не знал языка), в них попадались перепечатки с западных модных показов. Ну и кино, западные фильмы - там можно было подсмотреть, какой длины юбка у героини и какой формы каблук. Беда в том, что западных фильмов покупали мало, из них половина были костюмно-исторические, половина - идейно-выдержанные, и абсолютно все они были старые, тратить деньги на новинки государство жадничало - по данным Госкино, в 1974 г. в советском прокате появились «Жил-был полицейский» и «Высокий блондин в черном ботинке» на фоне «Золота Маккены», «Оклахомы ОК» и «Апачей», совершенно бесплодных в смысле срисовать фасончик, и безбрежный поток кинопродукции народной демократии под условным общим названием «Девушка-директор» или там «Грозовые годы».
При всем при том мода в жизнь как-то просачивалась, но исполнять ее было непросто. У женщины было четыре пути - купить по блату, купить по случаю, сшить в ателье и сшить самой. В ателье шили дорого, долго и скверно, а сами шить умели не все. Тем не менее и Надя, и Галя до того, как переоделись в парадное, ходят в брюках - надеюсь, вы не думаете, что женские брюки продавались? Как-то сшили, не спрашивайте как. Кстати, брюки как повседневная одежда - это не от продвинутости. Просто импортные колготки стоили семь рублей при зарплате 120, и новые лежали в шкафу для торжественных случаев, а под брюки носили зашитые, очень практично получалось.
На Новый Год и Галя, и Надя надевают лучшее, что у них есть. Вот уж где «два мира - два детства», нигде антагонизм между двумя героинями не выявляется лучше. Галя в ожидании Лукашина нервно мечется в лиловом платье в пол, безусловно сшитом в ателье и стоившем кучу времени и нервов, не говоря о деньгах. В Советском Союзе платье в пол надевали только на концерт, и надевала его, извините, певица. Галя девушка с большими амбициями, если она столько инвестировала в потенциальную и эфемерную светскую жизнь. Надя поступает, как большинство служащих - ее праздничное платье, безусловно импортное и купленное по случаю (откуда у Нади блат?), скромное и элегантное и годится и для концерта, и для музея, и для защиты диссертации. Это просто приличное платье. Обратите внимание, кстати, что оба платья - и развратное лиловое Галино, и достойное рыжее Надино - предельно закрытые и с длинными рукавами. Бретелек и голых спин тогда и на сцене-то не бывало, не говоря уже о том, что топили плохо и отовсюду дуло, а приехавши, скажем, в гости, нужно было первым делом побежать в ванную и там, изогнувшись, как умирающий лебедь, долго снимать рейтузы - такова была жизнь без машины, если кто помнит.
Шуб, кстати, тоже не существовало, т.е. они существовали где-то там, в партийных, торговых и творческих кругах, а уделом обычных женщин было пальто с меховым воротником, у кого на какой хватит, и непременно шапка из песца или из лисы, которую не снимали в помещении, потому что она, как правило, была куда как лучше прически.
Читать полностью:
http://yablor.ru/blogs/shikarnaya-jenschina-nadevaet-pod-d/5339328».
Блогершу зовут Малка Лоренц. Все ее посты вызывают у публики исключительно восторг, но в данном случае мне кажется, что она пишет о том, чего явно не помнит.
Итак, 1974 год.
Откуда мы узнавали о моде, мы же сидели за железным занавесом? Тем не менее, разговоры о модах были очень частыми. Помните, «Двенадцать стульев»: «Вечер Эллочка провела с Фимой Собак. Они обсуждали необычайно важное событие, грозившее опрокинуть мировую экономику.
- Кажется, будут носить длинное и широкое, - говорила Фима, по-куриному окуная голову в плечи»?
Очень важным казалось, что будут носить короткое или длинное, какого цвета, из какой ткани, какой каблук. Чаще всего обсуждали длину юбки, высоту каблука, какой именно это будет каблук по форме, узкие или широкие носы у туфель, форму брюк. Цвет такой определяющей роли не имел, а вот рисунок имел значение: цветочки или горох, полоска или клетка, ткань без рисунка. Все это было важно, как важны были и величина цветочков-горошка-клетки.
Мода тогда носила тотальный характер: если носили клеш, то немыслимо было надеть прямые брюки: казалось, что вышла на улицу голой. Если в моде были туфли на широком каблуке, то шпильки вызвали у каждого встречного-поперечного недоуменные взгляды.
Была также мода на прически и на макияж: то стрелки рисовали, то тени накладывали, то ресницы красили цветной тушью, то черной, но все ходили со стрижкой «паж», то «сессон».
Итак, как мода входила в нашу жизнь? Смотрели друг на друга. Всегда были лидеры моды - те, кто знали, что нужно носить. Им подражали. Это были как модные девушки в институте, на работе, так и актрисы, певицы, дикторы телевидения. Мы их видели не только в кино, но и в различных передачах «Кинопанорамы». Журнал «Экран» выходил 4 раза в месяц - он был полон цветных иллюстраций.
Помимо журналов «Крестьянка и «Работница» были специализированные журналы по шитью, были и модные журналы, кроме «Силуэта». Они так и назывались: «Моды», «Журнал Мод».
Журналы типа «Модели сезона» продавались в любом ларьке.
Как с модой справлялась промышленность? Не очень хорошо, потому что новые модели начинали осваиваться довольно поздно. Но, во-первых, легкая промышленность стран СЭВ работала оперативнее, во-вторых, был импорт и из западных стран, правда, в 70-е его было меньше, чем в 50-е, в-третьих, в той же Грузии цеховики выпускали сумки, обувь, отдаленно похожие на модные западные вещи, в четвертых, у спекулянтов можно было достать с переплатой что угодно. Активно работали ателье и частные портнихи, наконец, шили сами.
Шубы носили самые разные женщины, например, те же торговые работники.
Рейтузы носили не все - многие их надевали только в самые лютые морозы. Потом, уже брюки стали повседневной одеждой. Продавались ли брюки в 1974 году? Продавались, а вот в 1970-ом их еще шили у портных.
Про прическу я вообще не поняла: Малка Лоренц считает, что в 1974-ом стригли хуже, чем сейчас? С чего бы это? Более того, стоимость услуг в обычных парикмахерских и в салонах, где работали знаменитые мастера, не сильно отличалась. Я, будучи студенткой, спокойно стриглась у лауреатов разных международных конкурсов. Не скажу, что они были сильно этому рады, но выгнать-то не могли.
Колготки по 7 рублей? Ну, это, извините, для тех, кто очень много зарабатывал. Были отечественные колготки, да и чулки еще носили.
А почему это плохо топили? В Москве отопительный сезон был с 15 сентября до 15 мая. А чтобы не дуло, окна заклеивали.
В 1974 году:
Носили туфли на квадратном каблуке и с перепонкой.
На пляже в Болгарии
Это 1973 год. Молодые мужчины носят цветные рубашки. У девушки юбка мини.
Это Симферополь. Летние платья были очень простого покроя - два шва да выточки, но это потому, что мода такая была.
Ребята носили длинные волосы
А это США - не больно-то видно модников.
Наконец, «Ирония судьбы».
Ну, извините, дочь блогерши не разбирается в одежде: платье на Наде - хоть в музейную модную коллекцию. Если бы у нас всех такие платья были... И сейчас такое поищите.
А вот, например, героиня фильма 1974 года «Алиса здесь больше не живет». И что на ней надето такое особенное?
В общем, я бы не сказала, что люди в СССР были так уж плохо одеты. Хотя, конечно, мы жили бедно.
Сегодня о моде так не пекутся, а что будет завтра - не знаю. Вряд ли мы будем жить лучше.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)