Рецензия на фильм «Город Бога»

Oct 19, 2008 12:13


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Увы, в связи с тем, что пиратов потеснили, а времени ходить в кинотеатр у меня все меньше, я пропускаю многие хорошие фильмы. Иногда мне удается перехватить их по телевизору. Вчера я посмотрела на канале СТС (программа «Модное кино») фильм «Город Бога» (реж. Ф. Майреллиш. 2002 год), который, наверное, уже все видели, потому что в кинотеатрах идет уже «Город Бога-2». Но тем не менее. Фильм этот - бразильский. Он живо напомнил мне легенду нашего детства «Генералов песчаных карьеров», который некоторые мои ровесники (мы тогда учились в 8 классе) смотрели по несколько раз. Перед фильмом выступали искусствоведы, которые сказали, что фильм этот - образец самого современного кинематографа и что теперь «носят так». Тем более интересно сравнить эти 2 фильма.

«Генералы песчаных карьеров» поставлены по книге Ж.Амаду. В фильме сохранено все, что было в первоисточнике: романтика, сентиментальность, обличительный пафос.

«Городе Бога» поставлен по документальной книге. Я ее не читала, но предполагаю, что она написана без особых изысков. Фильм ставил режиссер, бывший до этого клипмейкером. Для него характерна четкая картинка и отсутствие лишних деталей.

События в обоих фильмах происходят примерно в одно время - 60-70 годы и в похожих местах. Город Бога - это ироническая название трущебного, само заселенного поселка на окраине Рио-де-Жанейро. Это так называемые фавелы. Жители живут в них незаконно, не платят налогов, но и правительство им ничего не обещает. В квартале нет воды, света и т.д. Никто никому ничего не должен. Но все же дети из фавел ходят в школу, что считается единственным шансом выбиться в люди. Перед выборами для людей что-то все же делают, например, в этом фильме провели свет (речь идет о 60-х годах). Люди из фавелы работают продавцами в больших магазинах, кондукторами, торгуют рыбой с лотка, но все эти занятия считаются не слишком почетными. Дети мечтают быть или спасателями, потому что поселок выходит на бесконечный песчаный пляж, либо бандитами. Грабеж и торговля наркотиками считаются обычным и даже вполне приличным бизнесом. В бандах много малолеток. Уже с чуть ли не с 6-ти лет дети носят пистолеты, засовывая их под резинку трусиков или шортиков. Смотрится это, конечно, фантастически. Хотя в первобытных племенах 7-летний ребенок считается вполне взрослым и сам добывает себе пропитание. Наверное, тут все дело в легкости добычи пищи. Стрелять из пистолета так же легко, как заниматься собирательством или ловлей каких-нибудь мелких животных. Ребенок просится в банду. Его не берут. Он обижается: «Какой я ребенок? Я курю, нюхаю, я убивал. Я мужчина!» И ему нечего ответить, потому что ничего другого в понятие «мужчина» в этом обществе не входит. Взрослый бандит может сказать о себе ровно тоже самое. Ответственность, забота о других - таких понятий там не существует. И все же малолетками взрослые банды пренебрегают. Им приходится организовывать свои.

В фильме показан путь одного такого бандита. Его звали сначала Мизинец, потом Малыш Зе. Он начал убивать лет с шести, отличался умом и придумывал схемы для более взрослых товарищей. Годам к 18 он взял весь наркобизнес в фавеле себя. И даже добился относительного процветания подведомственной территории: он почти истребил там уличную преступность, и люди из города не боялись приезжать в его фавелу за наркотиками. Для этого Малыш Зе устроил показательную казнь малолеток, ранив двоих и заставив одного пристрелить другого. Но потом порядок в фавеле прекратился. Малыш Зе сильно обидел одного мирного жителя по кличке Красавчик, тот стал центром сопротивления для всех недовольных, начались бандитские войны. В итоге обоих убили, причем убили малолетки, у которых были счеты с обоими бандитами. Спрашивается, а что же делала полиция? Была в доле с Малышом Зе, делала вид, что борется с пороком, при случае стреляла направо и налево и убила не меньше людей, чем бандиты.

Ну что еще сказать? Параллельно развивается история летописца этих событий. Его зовут Ракета. Он ровесник Малыша Зе (Мизинца). Его брат был взрослым бандитом, но его сначала подставил, а потом убил Мизинец. Он учился в школе и мечтал стать репортером. Он им стал, предоставив в газету вначале фото банды Малыша Зе (тому очень хотелось увидеть свое фото в газете), а потом последнюю фотографию мертвого бандита.

Жуткая история. Но, некоторые вещи, на мой взгляд, смотрятся странно. Так абсолютно все курят косячки с марихуаной и нюхают кокаин, но никто не курит простые сигареты и никто не пьет. Если говорят «курить», то это означает только «курить марихуану». Я подозреваю, что это связано с антиникотиновой пропагандой. Упоминать о табаке нельзя. Люди должны забыть, что когда-то еще курили и табак. А вот косячки курят взрослые и дети, мужчины и женщины, черные и белые, бандиты и журналисты, богатые и бедные. Это то, что всех объединяет. По-моему, весь фильм - это просто реклама легких наркотиков. Тяжелых наркотиков тоже нет. Никто не ширяется героином, никто не страдает от ломок и передозов. Складывается впечатление, что если бы власти легализовали безвредные и даже полезные марихуану и кокаин, то бандитов стало бы гораздо меньше.

Кроме того, в фильме приятно радует отсутствие сексуальной распущенности. Ракета до 20 лет остается девственником, потому что в фавеле нелегко найти доступную девушку. В итоге он теряет невинность с белой журналисткой, которая старше его в 2 раза. Конечно, речь идет о 70-х годах, но все же.

Не очень понятна роль в жизни малолетних бандитов старших. У них есть родители? Или они беспризорники? Помнится, тема беспризорности была основной в «Генералах песчаных карьеров». Там дети стали преступниками, потому что взрослые их предали: бросили, выгнали, умерли. Но они страдают, они мечтают о доме. Герои «Города Бога» дома не имеют, родителей, в основном, тоже, а те, родители, которые мельком показаны, не оказывают на них ни малейшего влияния.

Как я уже писала, перед показом фильма критики сравнивали его с другими фильмами, например с «Однажды в Америке». Ничего общего, кроме того, что там герои становятся бандитами тоже в относительно юном возрасте, нет. Фишкой этого фильма, как и всего нового кино, становится нарочитое отсутствие эмоций, сентиментальности, морали. Художественные фильмы подделываются под документальные, мол, смотрите и думайте сами. Кто-то из критиков предположил, что этот фильм станет классикой кино, по нему будут изучать наш период, но я так не думаю. Забудут его скоро. И не будут вспоминать почти 40 лет, как никогда не ходивший в классических «Генералов песчаных карьеров». Помнят, потому что там была любовь и дружба, потому что плакали, потому что, выходя с сеанса, становились немного другими. Тоже самое относится и к «Однажды в Америке». Это великий фильм вовсе не потому, что там была поднята тема преступности в беднейших еврейских слоях Бруклина в 20-х- 30х годах 20 века. Он был жутко сентиментален, но обращался к лучшему в людях: к их умению любить и прощать. А про что «Город Бога»? Что, если не путаться с бандитами, то можно стать репортером? Что без внимания государства и общественности дети превращаются в зверей? И все?

Критика

Previous post Next post
Up