Двухголовый престарелый Евгений Онегин, Татьяна с чучелом медведя и Ольга с баяном

Apr 29, 2015 23:04


Мне тут в голову пришла отличная мысль: ходить в театр одной. И никого уговаривать не надо, и дешевле выходит.
Так я купила билет на «Евгения Онегина» в театре им. Вахтангова - давно хотела его посмотреть. Билет мой стоил 2500, сидела я в предпоследнем ряду амфитеатра. Не повторяйте моей ошибки: только партер и не дальше 10 ряда, а иначе вы половину пропустите. Я все время смотрела в бинокль, но бинокли у них слабенькие - лучше ходите со своим, если у вас есть.

Но спектакль интересный. Ставил его их нынешний худрук Римас Туминас. Кстати, недавно читала его жалобы, что, мол, его тут травят, как литовца. Это он заявил после того, как ему вручили какую-то театральную премию и широко отметили его день рождения. Прямо жертва апартеида.
Туминас не только ставил, но и адаптировал текст романа в стихах для сцены. Это, конечно, не легко. Здесь он поступил так: большую часть авторского текста, в том числе из лирических отступлений, отдал персонажам.

Персонажей у него много. Например, знамениты строки, где характеризуются Ольга и Татьяна «Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые»
Произносят сидящие на скамейке родители сестер. А строки
«но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно»
С помпой произносит придуманный автором персонаж - полупьяный отставной гусар.
Когда же Дмитрий Ларин произносит: «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой», он с подозрением смотрит на жену, а та отворачивается.
Далее гусар сообщает о смерти Дмитрия, и на сцене появляется фигура в черном, видимо, смерть, которая уводит его за кулисы.

Онегиных и Ленских два. Одного, пожилого Онегина, с самого начала играл Маковецкий, а вот второй, который должен был изображать молодого Онегина, играет сейчас Добронравов. Смысл раздвоения героев был в том, что как бы пожилой уже и уставший Онегин вспоминает молодость.

А у Ленских один должен был изображать того Ленского, которого убили, а второй - каким бы он стал, если бы его не убили. Первый очень лохматый и восторженный, второй - обыкновенный: «А может быть и так: поэта обыкновенный ждал удел».
Двойственность подчеркивается оформлением сцены: на заднике висит огромное зеркало, в котором отражается все, что происходит на сцене. Мы видим обратную сторону героев и их поступков. Идея богатая, но ограничилась чисто визуальным явлением.

Второй момент, занимавший ум режиссера: он хотел рассказать о происходящем в романе без текста Пушкина, исключительно театральными средствами.
Например, в «Онегине» упоминаются девушки, которые поют, «чтоб барской ягоды не ели»; подруги Татьяны, прибывшие на ее именины и радующиеся предстоящему балу: «девчонки прыгают заранее»; говорится, что нужно ехать «в Москву, на ярмарку невест». Видимо, поэтому режиссер взял сразу 12 девушек, которые постоянно торчат на сцене, изображая то подружек, то крепостных, то невест, то дам высшего света. Но их основная роль - танцорки из танцевального класса: они стоят у станка, делают соответствующие движения, иногда танцуют. Почему они танцовщицы? Наверное, из-за описания Истоминой, которая «летит, как пух, из уст Эола, то стан совьет, то разовьет и быстрой ножкой ножку бьет».
С помощью этих девушек, а иногда без них, персонажи разыгрывают мимические сценки. Также они должны напоминать о блестящем Санкт-Петербурге, из которого Евгений прибыл в провинцию, и где он посещал театры.

Как показать, что Татьяне хорошо живется с мужем? Она сидит и ест варенье из банки почему-то деревянной ложкой - не жизнь, а малина. Подходит ее муж, она вначале прячет банку за спину, а потом дает ему вторую ложку, и они едят варенье вдвоем, кормят друг друга.

А до этого ее выдали замуж, вместе с другими невестами: им всем цирюльник отрезал косы.
Татьяна попала в высшее общество: девушки в белых платьях, сзади мужчины во фраках, с потолка спускаются качели, дамы садятся на них, качели поднимаются, девушки машут ножками.


Интересно показана дуэль Онегина с Ленским. Секунданты раздевают Ленского до пояса, кричат «Сходитесь», Онегин вплотную подходит к застывшему Ленскому и стреляет ему в живот.
Смотрится это комично из-за большой разницы в росте Добронравого и Василия Симонова - первый дышит второму в пупок.
Но убитый Ленский не падает навзничь, а падает на колени и стоит в безвольной позе, задувает метель, играет тема из «Крестного отца», балерины на заднем плане исполняют что-то трагическое, появляется фигура в черном, Ленского за ногу волокут за кулисы. Т.е. режиссер смешивает страшное, трагическое и смешное в единое целое - в этом его метод постановки.

А как показать, что Ольга - беззаботная и веселая? Она всюду ходит с баяном. А когда ее выдают замуж за улана, баян чуть ли не с мясом с нее сдирают - прирос. Описание могилы Ленского вложено в ее уста. Она произносит текст так, что видна ее глубокая скорбь. А у Пушкина она - пустышка.

У меня по этому поводу есть еще ассоциация: Ольга из "Тимура и его команды" тоже ходила с аккордеоном.

На картинке Ленский пытается посмотреть под баяном, как у Ольги "грудь похорошела".


Забавно выгляди первое появление Онегина у Лариных. Он стоит в левом углу сцены, а девицы и Ларины сидят на небольших табуретках в другом конце. Увидев Онегина, они в несколько приемов, держа сиденья под попой мелкими шашками перебегают поближе к Онегину. Потом идет пантомима, когда девушки по одной встают на скамейку и т.д. Потом Онегин подходит к пианино и делает один аккорд, а все «А-ааааааа!!!».
Но такая реакция на конкретного Добронравова удивляет. Впрочем, Пушкин тоже был маленького роста, а встречали его, думаю, не менее восторженно. Но Пушкин был знаменитый поэт, а с чего так сходить с ума от невзрачного Онегина? Он вовсе не похож на любимца женщин.



Или режиссеру захотелось показать длинный путь Лариных в Москву.
«Отъезда день давно просрочен,
Проходит и последний срок.
Осмотрен, вновь обит, упрочен
Забвенью брошенный возок.
Обоз обычный, три кибитки
Везут домашние пожитки,
Кастрюльки, стулья, сундуки,
Варенье в банках, тюфяки,
Перины, клетки с петухами,
Горшки, тазы et cetera,
Ну, много всякого добра.
И вот в избе между слугами
Поднялся шум, прощальный плач:
Ведут на двор осьмнадцать кляч,
XXXII
В возок боярский их впрягают,
Готовят завтрак повара,
Горой кибитки нагружают,
Бранятся бабы, кучера.
На кляче тощей и косматой
Сидит форейтор бородатый,
Сбежалась челядь у ворот
Прощаться с барами. И вот
Уселись, и возок почтенный,
Скользя, ползет за ворота».

«К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне».

На сцене сбили огромный воз, все девушки и Ларины туда залезли, один раз гурьбой выбирались - видимо по нужде. Метет бутафорский снег, вокруг возка военные в фуражках, которые прежде играли секундантов. И вдруг выбегает зайчик! Зайчика играет актриса небольшого роста, она исполняет смешной танец.
Зачем зайчик? Ну, во-первых, в Михайловском есть памятник зайцу, который перебежал дорогу перед возком Пушкина, когда он в декабре 1825 собрался в Петерубург. Суеверный поэт вернулся домой и не попал на Сенатскую площадь. Во-вторых, это, возможно, отсыл к мультфильму "Пиф-паф, ой-ой-ой", где ставили оперу про зайцев.

Прибыли в Москву, и девушки выставляют на табурет припасенные для продажи банки с соленьями.

Особую роль в спектакле играет Сон Татьяны. Татьяна спит, к ее кровать приходит старушка - Юлия Борисова - и читает тест. Одну из частей этого теста произносит за сценой голос Смоктуновского. И это правильно, потому что все остальные актеры читают Пушкина довольно тихо, у некоторых есть и запинки и дефекты дикции. Маковецкий не читал, а каркал, Татьяну хватило на письмо, но отповедь Онегину она почти шептала. И только Юлия Борисова громко, с отличной дикцией произнесла свой текст. Браво!
В конце Спектакля, когда Онегин удалился, Татьяна на сцене исполнила танец с чучелом медведя. Это был медведь из сна. Но вот что хотел этим сказать режиссер? Медведь - это муж Татьяны, которому она будет век верна? Или это рок русской жизни?

И все же главный герой романа - стихи Пушкина. Они - совершенны.

В минус спектаклю я бы поставила все же перевес мимических эпизодов над тестом Пушкина. Очень затянутым мне показался эпизод на именинах Татьяны, где несколько девушек пели то ли песни, то ли пародии на них - кто во что горазд.

Татьяна слишком много таскала на себе кроватей, скамеек, а Ольгу было почти не видно под баяном. А актрисы - тонюсенькие, субтильные и еле пищат - жаль их.

Нет в спектакле любви, чувства. Лучшие в русской литературе стихи - Письмо Онегина - Маковецкий кое-как прокаркал. После этого Татьяна сказала ему все, что она о нем думает - очень-очень зло и как-то похабно развалилась в кресле. А уж какие акробатические этюды поставил ей режиссер в сцене Письма Татьяны!

Что еще из приколов? Няня (Людмила Максакова) курила косяк.

Письмо Татьяны, написанное, как известно, по-французски, вначале переводил Онегин-Маковецкий, окруженный балеринами и другими интегрирующимися -"вот мой неполный перевод": «Онегин, я решила написать вам письмо. Наверное, теперь вы будете меня презирать. Я вас люблю. Татьяна». Я уже подумала, что это - все, но нет - Татьяна все же прочла с чувством традиционный текст.

Спектакль - интересный и заставляет задуматься о Пушкине. В романе соблюдается тонкая грань между цинизмом и романтизмом - только глядя спектакль, я поняла как это трудно. Пушкин грань удержал, а Туманису это не везде удалось.
Что все же главное в этой «энциклопедии русской жизни»? Когда я слушала Письмо Онегина, я поняла, что Пушкин написал его о себе. Кого-то он так сильно любил и не мог забыть.
А зачем Онегин убил Ленского? В романе объяснение в том, что им руководил кодекс чести. Слабая мотивировка, но из спектакля и этого не поймешь.
Сколько в русской литературе спонтанных страшных поступков! Зачем Герасим утопил Муму? Зачем Раскольников зарубил старушку, и уж, тем более, зачем сознался в этом? Зачем Печорин дразнил Грушницкого?

Что касается Туминаса, то, похоже, он видит русскую жизнь, как безнадежно беспросветную, но с неожиданными вывертами и зигзагами. Недаром он выбросил из спектакля радостную первую главу, начав сразу с деревни.
Каждый, наверное, видит жизнь такой, какой он сам. Туминас - тоже нудный, но с оригинальными идеями.
А, главное, чего не хватает в спектакле - это любви. Любви к России, любви героев друг к другу, хотя видна любовь к Пушкину - и то слава богу.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Критика и критиканство

Previous post Next post
Up