Сергей Лукьяненко. «Шестой Дозор»

Dec 09, 2014 20:16


Сергей Лукьяненко выпустил «Шестой Дозор». В принципе, он должен бы быть последним, но «Последний Дозор» уже был. Я уже писала о книгах из этой серии http://uborshizzza.livejournal.com/1939549.html

Я помню, что первые книги из мира «Дозоров» мне нравились. Лукьяненко пишет в любимой мною манере доброй старой советской фантастики, ориентированной даже не на взрослого, а на подростка - приятно вспомнить молодость. И таких персонажей, как Иные у нас раньше не было. Но с тех пор прошло 15 лет. Я за это время прочла, например, эпохальную эпопею «Колесо времени», книги из серии «Песнь льда и пламени» и многое другое. На этом фоне «Дозоры» смотрятся слабенько, тем более, что на том же поле сейчас работает Вадим Панов с его «Тайным Городом». Не скажу, что он пишет лучше Лукьяненко, но современнее.
Кроме того, на мой взгляд, Лукьяненко стал халтурить. Например, из «Дозоров» исчезли хоть какие-то психологические характеристики героев - персонажи стали абсолютно плоскими. Сам он с гордостью говорил в одном интервью, что может писать «Дозоры» даже стоя на голове - оно и чувствуется.

Единственное, что осталось, это все-таки довольно бойкий язык и интрига.
Но с интригой есть проблема: то, что происходит в «Шестом Дозоре» противоречит тому, что было в первых «Дозорах». Например, появление на свет Абсолютной Волшебницы Нади было победой Ночного Дозора. Как помните, для этого был использован Мел Судьбы, чтобы переписать страницу в Книге Судьбы. Это сделали в рамках борьбы с силами Тьмы. В противовес Дневной Дозор провел свою операцию, в которой вывел из игры единственного Светлого, который мог бы правильно воспитать Абсолютную Волшебницу. Но в дальнейших книгах отсутствие правильного воспитания ничуть не мешает Наде. Более того, оказывается ее рождение было организованно обоими Дозорами! Абсолютная Волшебница нужна была Иным, чтобы противостоять Сумраку. Вклад Дневного Дозора заключался в том, что Антон Городецкий, отец Нади, является родным внуком Завулона! В Абсолютной Волшебнице должна была смешаться кровь Темного и Светлого Иного. А Антон стал Светлым случайно: Гессер подловил подходящий момент для инициации, потому что предполагал, что Темный не уживется со Светлой. Завулон ему этого не смог простить, хотя и понимал, что Гессер прав.
Ну куда это все годится?

Раздражает и то, что без конца муссируется словосочетание «Шестой Дозор», чтобы не забывали порядковый номер данного романа в серии.

Очень бледно описана личная жизнь героев. Антон беспокоится о дочери, Светлана заботится о дочери, а вот друг с другом они практически не общаются. Но ведь раньше у них были какие-то отношения. Так Светлана любила Антона больше, чем он ее, а он ревновал к ее способностям. Теперь их способности уравнялись, но любви не видно. Светлана знает, что ее всю жизнь вели к одному - она должна была родить Абсолютную Волшебницу. И каково ей жить с этим знанием? Обо всем этом нет ни строчки.

Зато чувствуется, что самому автору живется хорошо. Он скромных ресторанов в Праге в первых Дозорах, через пафосные рестораны в Нью-Йорке его герои перебрались в эксклюзивные рестораны Парижа для узкого круга особо понимающих.

Роман начинается с того, что все Пророки разом выдали пророчество о загадочном «Шестом Дозоре», которое все знатные Иные долго и упорно пытались расшифровать. В конечном итоге они пришли к следующей концепции.
Сумрак - это совокупность сознаний всех людей, живущих на Земле. Память Сумрака - это память этих людей. Сумрак дает большую силу и, в принципе, каждый человек мог бы к нему подключиться и совершать магические действия. Но это привело бы к гибели человечества, потому что, по мнению автора, в первую очередь люди, безусловно, стали бы вредить друг другу. Так бы все друг друга и переубивали.
Но, к счастью, среди людей существуют экземпляры, способные усваивать энергию Сумрака больше, чем другие. Это и есть Иные. Они забирают из Сумрака всю лишнюю энергию и тем спасают обычных людей от вредного им могущества.
Первыми Иными стали вампиры. Это случилось еще во времена неандертальцев. Потом от них отделились оборотни.
Именно Иные были первыми вождями и царями. Затем появились все остальные Иные: ведьмы, волшебники.

Сумрак следит за тем, чтобы соблюдался паритет добра и зла. Непонятно почему он чувствует себя комфортно только при равновесии. Для этого он может образовывать из себя разные сущности. Например, Зеркало - неинициированного Иного, который становится на сторону проигрывающей стороны и отражает все удары противника. Еще одной такой сущностью является Двуединый - это существо образованное из Темного и Светлого Иного.
Сумрак направляет его к Иным, чтобы они заключили между собой договор. Если все же окажется, что все равно равновесие нарушено (а оно нарушается всегда в сторону преобладания зла), то Двуединый приходит, чтобы уничтожить Иных. Тогда уже к Сумраку подключаются простые люди, а потом они убивают друг друга до тех пор, пока популяция людей не уменьшается до 1% от прежней. Тогда цикл начинается сначала, а равновесие добра и зла восстанавливается.

Но можно остановить Двуединого, если собрать Шестой Дозор, и разорвать договор. Вот этого я не пойму: какая связь между нарушением равновесия и уничтожением Договора?

«Шестой Дозор» - это Дозор Шестерых. Т.е., должны собраться вместе представители от Светлых, от Темных, от вампиров, от ведьм, от пророков и потенциальное Зеркало. При этом они должны быть связанными какими-либо кровными узами. Каждый из них должен сказать о том, что он разрывает договор и предложить Двуединому искупительную жертву.

Весь роман несчастный Городецкий пытался до этого дотумкаться. Очень похоже на потуги Мальволио расшифровать письмо Оливии.
В этом ему помогала загадочная вампирша. Никто не знал, откуда она взялась, и вначале думали, что это дикий незарегистрированный вампир, так как кто-то пил кровь у разных людей, но никого не убивал. Одна из жертв рассказала, что это была женщина. Наконец, додумались сопоставить имена, фамилии и отчества жертв и из первых букв сложили фразу. Оказалось, что вампирша не просто питалась, а передавала таким образом сообщения, причем персонально Городецкому. Опять-таки напомнило мне «Неуловимых мстителей», где Буба Касторский предлагал передавать шифровки с помощью чечетки. Кстати, вампир мог бы еще варьировать число укусов - тогда больше бы передал. Остается только узнать, откуда он узнавал паспортные данные покусанных, и почему ему было по-простому не написать на электронную почту или не подбросить записку.

Городецкому обязательно нужно было разобраться с Шестым Дозором, потому что иначе Двуединый собирался убить его любимую дочь, как самую сильную из Иных. Несколько раз покушения срывались, но нужно было торопиться.

Отчего же никто толком не знал о Двуедином и о Шестом Дозоре? Уже в 1914 году Иным стало ясно, что силы зла перевешивают. Они решили провести мощную операцию по выправлению баланса - это и была Октябрьская революция. Операцию проводили Темные и Светлые Иные совместно. Для того, чтобы ничто не мешало эксперименту, Высшие Иные заблокировали у себя все знания о Двуедином и о Шестом Дозоре. Россия стала полем эксперимента потому, что ее не было жалко: вначале предлагали Францию или Германию. Но добра от эксперимента не прибавилось.

В последней главе романа вместе собрались: Надя от Светлых, Завулон от Темных - как мы теперь узнали они состоят в кровном родстве.

От Пророков был мальчик Кеша, которого Надя спасла в «Новом Дозоре». Они вместе учатся в школе, собираются когда-нибудь пожениться и даже дали друг другу клятву на крови.

С остальными членами Шестого Дозора сложнее. От ведьм в нем была Арина, которую в «Последнем Дозоре» Городецкий навеки запер в Саркофаге Времени. Он же ее оттуда и извлек. Именно Арина и сообщила Иным большую часть информации о Двуедином. Арина была влюблена в Городецкого. Особой кровной связи тут не видно, но сошло.

От Зеркал был выросший мальчик Егор. Ему уже 30 лет, он работает фокусником, живет в Лондоне, разведен. Сразу согласился участвовать в опасном мероприятии, так как вырос сознательным человеком. Можно сказать, что он связан кровью с Городецким, потому что тот его когда-то не уберег от встречи с Темными.

Наконец, от вампиров выступила та вампирша, которая подавала сигналы с помощью укусов обычных людей. Для этого ей вначале пришлось стать главной у вампиров, и это право она выиграла в честном бою, убив уйму своих сородичей - такой уж у них обычай. Но когда вампирша пришла, чтобы участвовать в Шестом Дозоре она превратилась в Константина Саушкина - бывшего соседа Городецкого, которого Антон убивал уже 2 раза. (Как-то не любит Лукьяненко соседей - нехорошо так). Сумрак, несмотря на то, что Городецкий умертвил всех упокоенных на шестом слое Иных навсегда, взял, да и воскресил Саушкина обратно.
Так как Городецкий убивал Костю, то они тоже были связаны кровью, хотя убивали Саушкина на большом расстоянии (Один раз Городецкий просто позволил вампиру улететь в космос, а тот там умер, потому что остался без подпитки Сумрака. В другой раз Саушкин был уничтожен вместе с другими Иными на шестом слое Сумрака, где они обитают после смерти на земле).

Итак, все они по очереди разорвали Договор, а в качестве искупительной жертвы назвали Городецкого, потому что только он подходил по всем параметрам для этого случая. Правда, обвинения ему предъявляли странные и явно притянутые за уши.
Завулон сказал, что обиделся на внука за то, что он стал Светлым, хотя это подстроил Гессер.

Надя поставила в упрек то, что отец вместо нее выбрал себе роль жертвы, а она хотела пожертвовать собой.

Пророк Кеша знал, что Городецкому не нравятся его ухаживания за Надей, и ему это было неприятно.

Егор вспомнил, что Городецкий пусть невольно, но чуть его не убил.

Арина якобы мстила за неразделенную любовь, ну а Саушкин - понятно за что.

Но Двуединый принял жертву, пустил в Антона луч, а сам немедленно скончался. Бывшего Светлого и бывшего Темного, которые составляли тело Двуединого, с почетом похоронили, как павших в борьбе с Сумраком.

Разумеется, Антон остался жив. Он только потерял способности Иного. Но именно это состояние он счел худшим, чем смерть. Ему осталось жить не больше 30-ти лет! Он не хочет болеть и стариться, его страшит уязвимость, хрупкость человеческого существа и неспособность к магии, которая делает жизнь такой удобной. Жена и дочь убеждают, что все люди так и живут, Завулон и Гессер обещают беречь его здоровье, но от этого ему не легче.
Вот, всего-то 25 лет побыл Иным, а как привык!

Теперь нет больше никакого Договора, и все живут так, как считают нужным. Интересно, будут ли другие романы на эту тему? Ведь Дозоров больше не будет: никто никому не будет давать разрешения ни на моральные, ни на аморальные действия.

А, в самом деле, разве это было хорошо, когда, чтобы сделать доброе дело, нужно было просить разрешение, да еще в ответ необходимо было допустить какую-нибудь гадость? Разве добро должно сотрудничать со злом? Например, в этом романе есть эпизод, где Городецкий просит у одной знакомой вампирши провести его на конклав вампиров. Она соглашается в обмен на три лицензии: хочет выпить гламурного блондина, знойного южанина и юного девственника. И ей эти лицензии выписывают, а Городецкий не возмущается - устал возмущаться за эти годы. Кстати, с этой вампиршей связана одна из немногих удачных находок в романе: у нее был артефакт, позволяющий раз в день чувствовать вкус обычной пищи. С чувством написано, что иногда все можно отдать за манную кашу с вареньем. Так и вижу за этими словами Лукьяненко.

Очень своевременная книга, я бы сказала. Лукьяненко надоело соблюдать нейтралитет и выбирать меньшее из 2-х зол - он выбирает борьбу за победу добра.

В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up