На экраны вышел фильм Михалкова «Солнечный удар». Он его давно анонсировал, и я даже думала, что фильм выйдет еще года 2 назад.
Что мне нравится, так это то, как Михалков умеет рекламировать свои картины. Он не пропускает ни одного повода, чтобы напомнить о выходе нового фильма, посещает все возможные телешоу, дат интервью во все тиражные СМИ.
И в этот раз, и в прошлый раз он также задействовал своего «Бесогона». Теперь он у него выходит в эфире «России-24». Очень удачно пришлась драчка с Ксенией Собчак - это все еще повышает рейтинг. Интересно, Собчак попросила гонорар за участие в этой сваре «непримиримых идеологических противников»? Думаю, что после премьеры «Бесогон» сойдет на нет.
Вот как надо! А то некоторые обращаются к помощи каких-то там специальных агентств. Михалков сам все делает и денежки экономит.
Мне не хочется идти в кино на этот фильм: сюжет напрягает. Я уже наслушалась от Михалкова, что он соединил вместе «Солнечный удар» и «Окаянные дни» Бунина. Зачем? Это все равно, что соединить, допустим, «Мертвые души» и «Выбранные места из переписки с друзьями». Да и там была хотя бы одна общая тема - отношения помещиков с крестьянами.
Хотя, при желании общую тему можно найти с чем угодно. Михалков, например, придумал, что «Солнечный удар» и «Окаянные дни» могут сплотить размышления о том, как чудесная Россия из первого рассказа рухнула в окаянные дни. Ответ-то тут один: не такая, она, значит, была чудесная. Но Михалков ищет другие причины. В помощь ему Бунин в "Окаянных днях" винит в революции тех, кто критиковал власть и жалел народ. Народ, по мнению Бунина, жил совсем неплохо, тем более, что слишком ленился. Вообще все легко жили, как бабочки порхали, и дворяне и крестьяне. Из-за лени скучали, а от скуки развивали в себе революционные настроения и интересовались недозволенным.
Но справедлив ли был Бунин? В самом ли деле все так легко и лениво жили? Вот он про помощь голодающим, про народные бедствия мимоходом вспоминает. Голодали и бедствовали от лени и скуки? Нужно было не переживать по этому поводу, а железной рукой заставить работать? Не слишком ли это несправедливое и легковесное суждение?
Но Бунин в первую очередь был все же художник. Поэтому он сам не объединял свою публицистику с повестями и рассказами.
«Солнечный удар» написан в 1925 году, в эмиграции. И он о чем угодно, но только не о беспечности, приведшей к революции. В чем-то - это творческое соревнование с Чеховым, с его «Дамой с собачкой», в чем-то, в самом деле, некоторая идеализация оставленной во времени и пространстве старой России. Не зря там розовый пароход и все такие милые.
Бунин хотел описать определенное психическое состояние: любовь с первого взгляда и ее потерю. Вся история длится сутки, а не всю дальнейшую жизнь, как у Чехова. Оба писателя исходили из формулы, что иногда легкие отношения - это не только легкие отношения, но пришли к разным выводам. У Чехова из легких отношений вышла судьба, у Бунина - эпизод.
Но никогда Бунин не стал бы писать такую историю, что летнее потрясение офицер вспоминает перед смертью, сидя в заточении. Бунин был чужд такого дурного вкуса. Чтобы так написать, нужно было посмотреть миллион голливудских фильмов.
Боюсь, что Михалков все же загубил один из лучших рассказов Бунина. Да и в «Окаянных днях» нет ничего про утопление белых офицеров Розалией Землячкой. Да и красный террор в Крыму во многом мифологизирован. Достаточно сказать, что цифры расстрелянных колеблются от 12 тыс. до 120 тыс.
Но написать я хотела о другом. Меня удивило то, как СМИ и блогеры отнеслись к предстоящей премьере. Я помню тот огонь на тотальное уничтожение, который был предпринят до выхода «Утомленных солнцем-2». Фильма еще никто не видел, а уже писали, что хуже ничего и придумать невозможно. Высмеивался каждый кадр из трейлера фильма. А сейчас - тишь да гладь. Сплошная благожелательность. Разве Михалков стал другим?
Неужели дело в том, что в «Утомленном солнце-2» рассказывалось все же о победе СССР? И пусть победил, конечно, не Сталин, пусть дрались палками, потому что винтовок не было, пусть победу обеспечил исключительно Господь Бог, но все равно же победили. А СССР не имел права побеждать ни под каким соусом. Вот за это били Михалкова, а не за то, что он поставил огромный и местами очень дикий фильм, потратив на него уйму государственных денег. Не за то, что Михалков - барин и много о себе понимает, не за то, что он ударил ногой в лицо одного нацблола, которого держали в это время за руки охранники (тогда эту историю поминал каждый второй).
А теперь Михалков поставил правильный, идеологически выдержанный фильм про чудесную Россию, которую погубили подлые инородцы типа Розалии Землячки и Белы Куна. Ах, эти офицеры, ах, эти молодые барыни! Они порхали, как бабочки, жили одной любовью и не заметили признаков надвигающегося ужаса. Например, один милый мальчик узнал про учение Дарвина и задумался: а не произошел ли царь от обезьяны? Ясен пень, что этот мальчик вырос в негодяя, готового топить белый офицеров в Черном море. А нужно было этого Дарвина взять и запретить!
Ну, что же. Я рада, что Михалков вновь обрел достойное место в пантеоне отечественных творцов. А то уже как-то боязно за него было. За няшу и вашу свободу! Так победим!
Похоже, что в отношении нашей советской истории консенсус все же состоялся.
Какие большие исторические фильмы на эту тему мы увидели за эти 23 года? "Утомленное солнце", "Утомленное солнце-2" Михалкова, "Жила-была одна баба" Смирнова, "Солнечный удар" Михалкова. Русский народ показан в этих картинах как сборище уродов и пьяниц, большевики - как изверги, причем большей частью они нерусские (евреи, китайцы, венгры).
Сказать, что это упрощение истории - ничего не сказать. Как достойно видится в этой связи давний "Бег" Алого и Наумова! Разве белые там показаны ничтожествами или предателями? Они и красные показаны равными, но правда тогда осталась за последними. Вспомните переход Перекопа! Это были великие кадры. Не поставить Михалкову ничего равного, хотя при проклятом СССР и он, и Смирнов ставили очень хорошие фильмы, потому что стеснялись тогда показать себя во всей красе.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)