Хотелось бы высказать некоторые соображения по поводу войны на Украине, но не как о конкретном конфликте, а как об изменении роли военных конфликтов в современном обществе. Заранее извиняюсь, что говорить я буду прямо, и это может показаться циничным, хотя специально обидеть или затроллить я никого не хочу.
Отличительной чертой заварушки на Украине является то, что она безумно интересна.
При этом ведущую роль в подаче информации играет Интернет, а традиционные СМИ лишь распространяют часть того, что есть на Интернет-ресурсах.
Итак, отметить можно следующее:
1. Широкое использование Интернета официальными лицами
Дело доходит до того, что приказы украинским войскам отдают через Твиттер.
Для этого есть ряд объективных и субъективных причин:
А) По части оперативности стандартные общедоступные средства Интернета превосходят все традиционные. Общедоступность также оказалась важна и в условиях ведения военных действий, неизбежно сопровождающихся неразберихой и потерей средств управления. Так, получить приказ, ознакомившись с Фейсбуком главнокомандующего, может и подразделение, завязшее в окружении и оказавшееся без средств спецсвязи,
Б) В случае чего всегда можно отказаться от своих распоряжений, свалив все на злобных хакеров, взломавших аккаунт. В условиях гражданских войн проблема ухода руководства от личной ответственности чрезвычайно актуальна.
В) Политики - они же как дети. Или как артисты. В политику идут люди, которые хотят известности, и не просто известности, а популярности и всенародной любви. Так что популярность их личных страничек, возможность пообщаться с народом напрямую… нет, при подобном соблазне им не устоять.
2. Огромный объем оперативной и разнообразной информации
Еще недавно все, что мы могли узнать о военном конфликте - это прочесть в газете, что ополченцы успешно противостоят американским агрессорам. Или, напротив, что американские советники успешно помогают законному правительству в противодействии коммунистическим бандам, в зависимости от того, какую газету в какой стране вы читаете.
Потом появилось телевидение, но и оно со своими репортажами лишь иллюстрировало видеорядом подобные высказывания.
Сейчас же… Вот, к примеру, ополченцы подходят к Мариуполю, киевские войска готовятся к обороне. Что делают жители Мариуполя? Они собирают и выкладывают в Интернет информацию, где и какие мосты военные заминированы, на каких зданиях засели снайперы, какая военная техника куда перемещается… Ну и всякие дополнительные любопытные сведения, типа того, что начальство из города уже уехала, а со здания театра снимают украинский флаг.
Насколько я понимаю, в зоне военных действий и близких к нему работают веб-камеры. Про то, что все всё постоянно снимают и выкладывают в Интернет, я уже и не говорю.
Ну и, конечно, и сами военнослужащие постоянно выкладывают в Интернет массу информации о том, кто они, где они, чем вооружены, куда едут и что думают.
О чем говорить - во время заварушки на Майдане у меня постоянно на одном из компьютеров была выведена картинка с веб-камеры на Майдане. Параллельно, на других компьютерах - новости и обсуждение.
3. Победа контрпропаганды над пропагандой
Естественно, любой конфликт сопровождается усиленной работой пропаганды. При этом она, естественно, работает как работала - топорно, халтурно, по-простому. Даже те, кто не является штатным пропагандоном, но симпатизирует какой-то стороне, в освещении событий старается преподнести происходящее в выгодном свете.
Однако в эпоху Интернета все пользователи равны, и у пропагандистов и журналистов нет монополии на средства распространения информации. Все, что они сообщили, подвергается тщательному и недоброжелательному анализу. Вранье выявляется, натяжки и ошибки - тоже, все это высмеивается, из-за чего пропаганда приводит к обратному результату.
Естественно, что более активную и грубую пропаганду ведет наиболее заинтересованная и «взволнованная» сторона. В этом смысле в данном конфликте ею являются укропатриоты и поддерживающая их внутрироссийская группировка национал-предателей. Из-за постоянного желания выдать желаемое за действительное они постоянно оказываются в дураках. Вот, к примеру, они сейчас активно пишут о том, что Россия перешла к активным действиям на территории Украины и ввела туда свои войска. Россияне массово глумятся и спрашивают: «Что, опять?». А чего можно еще ожидать, если укропатриоты уже полгода каждый день пишут о том, что сегодня Россия ввела свои войска на Украину.
4. Прямая дискуссия
Симпатизирующие в разным сторонам в конфликте не просто общаются друг с другом - они приходят к противоположной стороне и высказывается там. Подобного в традиционных СМИ быть не может - телевидение не устроит прямой эфир с представителями воюющей стороны.
Конечно, из-за разных симпатий спорящих сторон разногласия остаются. Например, укропатриоты и национал-предатели делают вид, что не понимают разницы между «участием в военном конфликте вооруженных сил России» и «участием в военном конфликте граждан России, отслуживших в армии и приехавших по своей инициативе добровольцами». С другой стороны, пророссийская сторона заявляет, что российские добровольцы участвуют в конфликте на стороне ополчения точно так же, как и на стороне Киева воюют наемники (или добровольцы) из Польши, Швеции и Франции, однако не замечает, что россиян там несравненно больше, так что количество перерастает в качество.
Все это (широта, оперативность, прямое обсуждение) приводит к тому, что следить за войной стало безумно интересно. При этом размер конфликта в качестве информповода не так уж и важен, и даже война двух соседних сел с прямыми веб-трансляциями вполне может затмить чемпионат мира по футболу. А информповоды - это питательная почва для рекламы. Например, бюджеты рекламы на продвижение антибиотика составляют миллиарды долларов. Война - классный повод для рекламы лекарств, джипов, крупы, мыла, спичек, соли…
Информповоды - это очень важно. Нужно, чтобы было что-то интересное для многих людей, тогда на этой основе можно строить большой и серьезный бизнес. Вот, к примеру, возьмет такой феномен, как спорт. Еще недавно никто спортом не занимался. Где-то в конце 19 века стал возрождаться спорт как физкультутра, и вот, он переродился в мощнейшее явление с профессиональными спортсменами, зарабатывающими безумные деньги, и кучей народа, кормящегося вокруг них.
Думаю, что мы входим в новый этап развития общества, когда лозунг «война - это интересно» станет очевидным и войны с их активным освещением будут столь же популярны. Вот, к примеру, у меня сейчас в телевизоре - 5 спортивных каналов. Возможно, через 10 лет будет еще и 5 военных каналов, показывающих разнообразные военные конфликты в прямом эфире.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)