Последнее время в ЖЖ и в СМИ через слово люди стали ругать друг друга рабами. Особенно грешат этим украинские блогеры, а также наши креативные.
Поскольку мне постоянно говорят, что я раба, то я решила подумать над этим вопросом. Раньше мне как-то в голову не приходило, что я рабыня. Вероятно, это происходило потому, что я руководствовалась примерно такими определениями рабства:
«В соответствии с Конвенцией о рабстве, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 г. - "положение или состояние лица,
в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности"».
«Право собственности на человека, принадлежащее другим людям или структурам. Хотя рабство имеет длительную историю, в наше время оно почти исчезло как по соображениями гуманитарного порядка, так и потому, что считается неэффективным с точки зрения стимулирования труда и особенно совершенствования мастерства».
То есть, раб - это человек, лишенный гражданских прав: права на жизнь, права собственности, свободы передвижения, собрания, права на получение достоверной информации, права избирать и быть избранным, представлять свои интересы в суде, права самому выбирать себе супруга и самому воспитывать своих детей; человек, которого заставляют работать в пользу другого лица, присвоившего себе все плоды труда раба, а взамен представляющего ему самый минимум средств для удовлетворения его витальных потребностей - еду, жилье, одежду. Раб - это тот, кто имеет хозяина, а хозяин может лишить раба жизни в любой момент и без всякой причины.
Разве можно быть рабом и не знать об этом? Разве у меня есть хозяин? Разве меня кто-то заставляет на себя работать? Разве я лишена прав собственности и пр.?
Конечно, мне хочется сразу сказать, что это - полная чушь. Ведь не хотят же они сказать, что мне кто-то запрещает ехать куда, я хочу, работать, где я хочу, жить с тем, с кем я хочу, самой распоряжаться своими деньгами, думать и говорить то, что я хочу. Надеюсь, что до такой глупости те, кто упрекают русских в повальном рабстве, не доходят. Почему же находятся люди, которые так говорят?
Потому что все в этом мире относительно. Например, что есть у меня в собственности? Разве что квартира. А у кого-то есть заводы, дома, пароходы. Какой я по сравнению с ними собственник? В конце концов и у раба есть какая-нибудь рубашка. Потом, квартиру у меня легко можно отнять. Но ведь и у очень богатых людей собственность можно отнять. Наверное, все же значение имеет абсолютный размер собственности: чем ее больше, тем меньше в тебе рабства, а также значение имеет правовая система, при которой легче или труднее отнять собственность. Очевидно, что те, кто говорит, что в России живут рабы, думают примерно таким образом.
А как же обвинения в том, что кто-то - раб своих вещей, своей собственности? Но к этому перейдем позже.
Или, допустим, право на жизнь. Здесь значение имеет доступность хорошего медицинского обслуживания , хорошая экология, безопасные продукты, уровень убийств на душу населения. В России с этим, по сравнению с Европой, все настолько плохо, что все русские - рабы.
Право избирать и быть выбранным. Тоже просто: у нас выборы нечестные - мы рабы. А они свободно выбирают уже 100-200 лет из целых 2-х партий, и поэтому они - не рабы. Что касается права быть избранным, то, говорят, что у нас социальные лифты работают так плохо, что его практически нет. Я бы сказала, что это - вопрос дискуссионный. Из каких уж там потомственных аристократов наши правители? А вот в той же Великобритании потомственные аристократы и люди из известных буржуазных семей совсем неплохо представлены во властных эшелонах.
Свобода информации - если все СМИ врут, то ее нет. А у них СМИ говорят одну правду? Видимо, они думают, что это так.
А принуждение к работе? Да, меня не принуждают физически, но ведь есть и экономическое принуждение. Так как у меня нет достойной собственности, я не могу жить на проценты. Я люблю свою работу, но стала бы я работать, если бы мне совсем не платили? И потом, на работе приходится выполнять какие-то правила. Так что я - рабыня.
Выбирать себе семью? А разве мы всегда создаем ту семью, о которой мечтали в детстве? А воспитание детей? Можем ли полностью не зависеть в этом вопросе от общества? Армия для мальчиков, например. Экзамены в вуз и др.
В общем, присмотритесь повнимательнее к своей жизни, и вы найдете в ней черты рабства.
А те, кто вас в этом упрекают, они все богаты и здоровы? Видимо, они так считают. Странно, конечно, что так думают практически все мои оппоненты, но я не знаю их жизни - может быть, у них, и вправду, все прекрасно. Скорее всего, рабство - это еще и вопрос веры. Если он верит, что ест экологически чистый гамбургер, что бензин не портит экологию, что выбирая в один год демократа, а в другой - консерватора, а потом наоборот, он осуществляет свое право на выбор, что в его газете пишут правду, то так оно и есть. А я нахожу в своей жизни и в жизни страны много недостатков, поэтому я рабыня.
Наконец, заглянем в философский словарь:
«РАБСТВО - совокупность многообразных форм угнетения человека, в разные исторические эпохи связанных с неограниченным отчуждением от него предпосылок и результатов, целей и средств, предмета и смысла его деятельности; рабство как крайнее притеснение индивидов может выражаться в трех видах; политическом, духовном и экономическом.
Древнегреческий язык и латынь обозначали человека, обладающего свободой, как лицо, принадлежащее роду, имеющее общее происхождение со своими соплеменниками, разделяющее уклад их жизни и наделенное сходным с ними образом мысли - в обладании именно этими качествами было отказано рабу. В германских языках термин “рабы” относился к группе людей, исключенной из крайне замкнутой и строго оберегаемой среды равного, дружеского общения. И в том, и в другом случае раб представал чужаком, обделенным правом оставаться самим собой, - будучи исключенным из числа “своих”, он оказывался лишенным самости.
Для Аристотеля понятие рабства отождествлялось с понятием собственности. Раб рассматривался им как часть своего господина, причем эта принадлежность признавалась основанной на том, что люди не сходны друг с другом от рождения: одним из них полезно господствовать, другим - подчиняться; одни из них образуют “душу общества” и усмиряют страсти, другие же составляют его “тело” и сеют раздор. Испорченность “социальная” (рука об руку с испорченностью моральной) дает о себе знать тогда, когда “тело” пытается править “душой”. Правда, Аристотель полностью не отказывал рабам в наличии добродетели, однако, она была для него добродетелью “неразумного начала”, предназначенной лишь для того, чтобы с готовностью подчиняться властвующим и в точности исполнять их приказания.
В Древнем Риме Катон Старший создал своего рода формулу рабского существования: рабом является существо, которое не должно знать ничего, кроме своей работы, еды, сна и обязанностей трудиться вплоть до самой смерти.
С появлением христианства произошло рождение понятия “свобода воли”, которое означало преодоление господства биологической природы человека над его духовной природой, победу души над телом. Христианское вероучение (наряду с митраизмом, иудейством, манихейством и т. д.) изначально подразумевало религиозное равенство людей. Политическая рабская зависимость в духовной сфере становилась прегрешением против человеческого права определять содержание своей деятельности и направлять ее на разрешение многотрудных задач, связанных с обретением самосознания. Если в Средневековье такое право было своеобразным божественным даром, то в Новое время оно становится даром индивидуальной самореализации. Умение сохранить оба эти дара опирается на устранение следов скрытого рабства в самом свободном состоянии.
Во времена античности возможность развития феномена рабской зависимости скрывалась в сохранении дуалистической оппозиции между областью “внутреннего” (относящегося к способу существования, присущего определенному этносу) и областью “внешнего” (причисляемого к способам существования чужеродных и поэтому вредоносных этносов). В Средневековье и Новое время не исчезла эта оппозиция, но изменилось содержание: “внутренним” оказалось психологическое или духовное бытие человека, “внешним” - его социальное или мирское бытие. Однако в любую историческую эпоху теоретическое и, прежде всего, практическое решение проблемы рабства происходило при выделении такой практики (или практик), для которой отсутствует необходимость разделения ее эндогенных и экзогенных источников или, иными словами, необходимость того, чтобы представить ее либо проявлением “естественных” глубинных мотиваций, либо продуктом губительных окружающих условий».
Есть еще один момент: признает ли человек, что в мире есть что-то, что выше него и его прав. Когда-то русские подписывались под челобитными так: "раб такой-то". Они хотели сказать, что они - рабы божьи. Люди считали, что они все - холопы и цари - рабы Бога, т.е. их жизни в его воле.
У свободного человека высших авторитетов нет. С русскими дело обстоит еще хуже, чем с верующими - многие из них считают государственные интересы выше своих. Они считают, что интересы России приоритетнее интересов. Вот это и есть рабство.
В общем, если мы будем заниматься духовной самореализацией и при этом будем богатыми и здоровыми, если для нас нет ни Бога, ни ничего другого, что мы считаем выше себя, то мы не будем рабами. Вы попробуйте - это очень просто. Вначале родитесь в богатой европейской или американской семье, а потом займитесь йогой и благотворительностью, а также спасайте пингвинов в Арктике - вот вы и не раб. Если вы уходите из царства необходимости в царство свободы на высоком материальном уровне, и, проживая в стране, где это могут себе позволить большинство граждан, то вы, вероятно, не раб.
А все остальные, увы, не могут соответствовать строгим требованиям свободных людей.
Но вот только те, кто все время пишут, что русские рабы, точно уверены, что с ними все в порядке? На мой взгляд, тот, кто заявляет тебе, что ты - раб, а он нет, просто хочет сказать, что он тебя богаче, не занят добыванием насущного хлеба, не верит ни в бога, ни в черта, постоянно самосовершенствуется и живет в одной из стран условного Запада.
Даже если это и так, то я им все равно не завидую, потому что я на той стороне, на которой миллиарды и миллиарды. Мы, рабы, постепенно изменим жизнь, а потом посмотрим, кто раб, а кто нет.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)