Ларс фон Триер. Фильм «Нимфоманка». Начало

Mar 16, 2014 17:24


• Шарлотта Генсбур • Стэйси Мартин• Стеллан Скарсгард• Шайа ЛаБаф• Кристиан Слэйтер Ума Турман• Мия Гот

Фильмы Ларса фон Триера вводят в глубокий пессимизм. Взять хотя бы самого режиссера: он и очень-очень знаменитый, и деньги есть, и внешность внушительная - все при нем, а страдает депрессиями, фобиями, разводится с женами, живет один. Мало кто из людей так осуществился в своей профессии. Фон Триер может позволить себе делать все, что угодно - ему все простят. Он может шокировать своим нарядом публику на Каннском фестивале, произносить провокационные речи - поворчат и забудут. Мне кажется, что поставь он фильм, где будет один черный кадр с парой неясных фигур - и то, будут смотреть и долго обсуждать. Но, судя по его фильмам, не похоже, что он счастлив.
Его картины о благополучном западном обществе, где люди уже решили вековые проблемы: нет войны, нет голода, у всех есть хорошее жилье, работа и пр. Казалось бы, живи и радуйся. Так нет, не радуются, а находят все новые поводы для того, чтобы быть несчастными. Вот так думаешь, что еще немного наляжешь, и жизнь наладится - ан, нет: на Западе есть все, чего нам и не снилось, а люди создают себе такие проблемы, что и смотреть страшно. Видно, не создан человек для счастья, и чем ему легче жить снаружи, тем тяжелее на душе.

Фильм «Нимфоманка» входит в трилогию вместе с фильмом «Антихрист»
http://uborshizzza.livejournal.com/661302.html
и «Меланхолия»
http://uborshizzza.livejournal.com/1499338.html
Не берусь сказать, что их объединяет: возможно, идеи о тщетности существования цивилизации. Во-первых, цивилизация может в любой момент погибнуть от внешних причин - прилетит огромный болид - и привет. Во-вторых, общество дисгармонично само по себе, и поэтому нестойко и несчастливо. Самый большой разлом проходит по линии: мужчина-женщина. Или даже глубже - по линии: природа человека - цивилизация. При этом женщины олицетворяют природу, биологическое начало, а мужчины - цивилизацию. Фон Триер целиком и полностью на стороне женщин. Они ему нравятся за честность и за смелость в следовании за своими желаниями. Мужчины ведь тоже дети природы, но маскируются под умными словами, пытаются сами себя обмануть. В поединках женщины побеждают мужчин и часто их убивают (Героиня Бьёрк в "Танцующей в темноте" убивает обокравшего ее полицейского и идет за это на виселицу; героиня Николь Кидман из "Догвиля" лично расстреливает предавшего ее Тома; жена из "Антихриста" совершает покушение на мужа).
Во многом «Нимфоманка» повторяет фильм «Антихрист», что подчеркнуто исполнительницей главной роли Шарлоттой Генсбур.
Фильм выстроен как дуэль мужчины и женщины, хотя это не сразу становится понятно.

Пожилой мужчина по имени Селигман (что означает на иврите «счастливый человек») живет затворником. Мало того, что он холостяк - он еще и девственник. Ни разу, видимо, он не любил и не испытывал вообще никаких страстей. Его отличает ровное хорошее настроение. Он спокоен и доволен.
В его квартире почти не бывает солнца - только утром пробивается один лучик, а так окна выходят на глухую кирпичную стенку; 100 лет не делался ремонт, обои местами ободраны, правда, в целом чисто. Мебель - старая, примерно 30-х годов прошлого века; на стене висит православная иконка, хотя мужчина не верит в бога. Дом зато полон книг, есть проигрыватель и даже что-то вроде фисгармонии.

Фильм начинается с длинного пустого кадра. Потом мы видим, как рано утром Селигман идет с авоськой в магазин (прямо, как мы когда-то) и покупает бутылку кефира и батон хлеба. На обратном пути он вдруг находит лежащую на земле избитую и чем-то облитую женщину. Она открывает глаза. Он предлагает ей вызвать полицию, «Скорую», но она отказывается. Тогда добрый самаритянин приводит ее к себе, переодевает в свою старомодную полосатую пижаму, укладывает в кровать, приносит теплого молока. Мужчина хочет постирать ее вонючую одежду, но она не разрешает, и он оставляет ее пальто в комнате (это он очень зря ей позволил, потом выяснится). Он спрашивает женщину, почему она отказалась вызвать полицию. Она отвечает, что получила по заслугам, потому что она - плохой человек.
Надо сказать, что Шарлотте Генсбур 42 года, она худая, сутулится, у нее длинное унылое лицо с поджатым ртом и глубокими мимическими морщинами. Ее общий вид - зажатость, покорность. Но глаза у актрисы очень выразительные, и ясно, что от нее можно ждать сюрпризов. А голос - очень мягкий, женственный. Как можно поверить, что она - плохой человек?
Селигман тоже не верит. Тогда она начинает свой рассказ. Женщину зовут Джо. Ее главная проблема в том, что она - нимфоманка.


Нам не объясняют, почему Джо стала нимфоманкой. Возможно, этому способствовали не только какие-то особенности ее организма, но и жизненные обстоятельства. Когда-то в детстве она внезапно испытала спонтанный оргазм (некоторые врачи считали его приступом эпилепсии), во время которого «улетела на небо». У нее даже случилось видение: она видела свое парящее в воздухе тело и двух женщин рядом: одну с ребенком, другую верхом на быке. С тех пор она все время стремилась к повторению экстаза.
Роль Джо в разном возрасте исполняют разные актрисы. В детстве ее играет какая-то серьезная девочка, а в юности, лет до 30-ти - Стейси Мартин. Она чуть-чуть похожа на Генсбур: тоже очень тоненькая, брюнетка с узким лицом, но более миловидна. Однако, эта актриса совершенно бесстрастна. И если у Генсбур на лице отражается каждое переживание так, что и говорить не нужно, то у Мартин лицо совершенно неподвижное.

В 15 лет Джо решила расстаться с девственностью. Для этого она пришла к Джерому, которым был ее на 2 года старше и имел мопед. Почему-то именно наличие мопеда заставило ее думать, что он справится. Когда она пришла к нему со своим предложением, Джером как раз возился с мопедом, который отказывался заводиться.



На просьбу Джо, он ответил: «Почему бы нет?» и «Тебе надо бы снять трусики и лечь». Когда Джо выполнили нужные действия, он произвел три фрикции, а потом перевернул ее на живот (по ее словам, «как мешок картошки») и совершил еще 5 фрикций. Джо на всю жизнь запомнила это сочетание: 3+5 ( эти цифры крупно написаны на экране). Сделав свое дело, Джером опять занялся мопедом. Бедная Джо враскоряку поковыляла к выходу, но по дороге одним движением повернула на мопеде какой-то рычажок, и он завелся. Этот эпизод заставляет вспомнить главную героиню «Меланхолии» - та тоже обладала большим интеллектом, но проявляла это мимоходом.
Вначале Джо решила, что секс - это гадость, и что она больше не будет этим заниматься, но у нее была одна сексуально озабоченная подружка. Еще в раннем детстве она придумывала разные способы для совместной мастурбации (например, налить на пол в ванной воды и елозить по полу, изображая лягушек), а теперь предложила пари: кто за небольшую поездку на поезде соблазнит больше мужчин. Призом стал кулек конфет. Девушки оделись как проститутки и сели в поезд. Подруга объяснила Джо, что нужно смотреть в глаза, задавать прямые вопросы типа «А куда вы едите?», а потом вести в туалет. Джо так и поступала. По количеству мужчин она подруге уступила, но выиграла по качеству. Один пассажир из первого класса никак не хотел сдаваться.
Джо принялась его расспрашивать, и выяснилось, что он бережет себя для встречи с женой: они занимались зачатием ребенка по схеме с определением овуляции, жена ему позвонила, и он спешил к ней именно для этого. Тогда Джо сделала ему минет, а мужчина не смог ее прогнать.
«Теперь вы понимаете, что я плохой человек?», - спрашивает рассказчица-Джо Селигмана. «Что же вы сделали плохого?» - «Я осознала свою женскую силу и использовала ее для самоутверждения». Но старик говорит, что ничего страшного не произошло: воздержание вредно для семени, и наверняка позже господин из поезда зачал здорового ребенка. Во время рассказа Джо Селигман все время проявляет понимание и сравнивает ее действия с рыбалкой. Получается, что охота на мужчин - это такое же безобидное хобби, как охота на рыб.

Так Джо становится нимфоманкой. Она даже вступает в клуб похожих на нее девушек, называемый "стадо", где они проводят собрания и клянутся никогда не влюбляться. Но клятв своих не выдерживают. Клуб понемножку распадается, а подруга говорит Джо, что в сексе есть один секретный компонент - это любовь.

Наверное, есть вопрос, как в фильме показан секс? Дело в том, что фон Триер снял очень длинную картину, но сам ее не монтировал. Существуют 2 версии - один большой фильм с большим количеством порнографии и вариант из 2-х фильмов, где самые откровенные сцены отсутствуют. У нас показывают вторую версию. Кроме того, фон Триер дал право прокатчикам исключать любые эпизоды. Не знаю, исключили ли у нас из мягкой версии еще что-то, но смотрится все не страшно. Гениталии показывают, но не слишком подробно и долго, и больше в юмористическом ключе. Например, Джо в детстве собирала гербарий - теперь она как бы собирает гербарий из половых членов. Вот он во весь экран - в каждом квадратике по члену. Актриса, играющая молодую Джо, не выглядит сексуальной, в отличие, от своей подруги-блондинки. Во время полового акта она только хлопает глазами. Непонятно, чувствует она что-то или нет.

Джо какое-то время учится на медицинском факультете по примеру своего отца-врача, к которому она очень привязана (учеба показана так: Джо с помощью различных измерительных приборов измеряет свои и чужие гениталии), но понимает, что это - не ее.


Она бросает учебу и идет устраиваться на работу секретарем в первый попавшийся офис. Там ее спрашивают, умеет ли она что-то делать, а она отвечает вопросом на вопрос: «А разве для работы секретарем нужно что-то уметь?». Но, как ни странно, работу она получает. Оказывается, что боссом в этой конторе был тот самый Джером, который когда-то лишил ее девственности - он увидел, кто просится на работу. Теперь Джером повзрослел, и больше не путает секс с мопедом. Он пристает в Джо, а она неожиданно для себя самой ему отказывает.


Джером бесится: ведь он видит, как Джо постоянно исчезает в подсобке то с одним, то с другим сотрудником. Он заставляет девушку делать ненужную работу, таскает ее с собой за город, только для того, чтобы она подала ему пальто. Как-то раз он никак не мог припарковаться, и Джо вновь легко продемонстрировала ему свое превосходство: она сделала это филигранно.
Но Джо влюбилась в Джерома. Она так страдала, что даже перестала спать с мужчинами. Наконец, Джо написала письмо с признанием, пришла его вручить, а ей и говорят, что Джером женился и уехал в свадебное путешествие далеко и надолго.
Джо очень переживала. Она стала искать Джерома в других мужчинах: у одного такое кольцо, у другого усы, у третьего - глаза. Увидев подобную деталь в пассажире общественного транспорта, Джо немедленно начинала маструбировать. Люди в Дании вежливые - они только отводили глаза.
Услышав про маструбацию в метро, Селигман несколько удивился. Зашел разговор об абстиненции. Джо сказала, что может об этом рассказать свою историю.

Окончание http://uborshizzza.livejournal.com/2937867.html


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Критика

Previous post Next post
Up