Чем недовольны покойники?

Feb 01, 2014 15:07

На просторах Интернета нашла еще одного правдоруба. Знакомьтесь: Виктор Ядуха, 1970 или 1971 года рождения. Его колонки можно найти на «Росбалте». Родом из Севастополя. Пишет больше про Украину, но и про Россию тоже. Большой специалист по менталитету русских.
Вот статья, которая называется «Кладбище как зеркало души». И название-то какое-то глупое.
Итак, пришел Ядуха навестить могилу своего отца и сделал на основании фотографий покойных, помещенных на надгробных памятниках, следующее наблюдение:
«Молодые очень разные: грустные и веселые, воинственные и мечтательные. А вот лица стариков, обычно высеченные парами (муж и жена, одна сатана), невероятно похожи. Почти все как одно. Взгляд с прищуром. Поджатые губы. Подозрительность. Недоверие. Смотрят, как государственные обвинители.
Причем это совершенно не зависит от года захоронения: так они смотрят и с памятников советских лет, и с памятников 90-х, и с памятникков последнего десятилетия. Это не портрет эпохи - это портрет как минимум двух советских поколений. А может быть, и не только советских. Возможно, это вещи куда более глубокие и древние. Менталитет?...
Да что там кладбище, вспомните хрестоматийных бабок у пордъезда. Наши старики - через одного прокуроры. Так уже в нашей бывшей общей стране заведено. Почему - отдельная большая тема. И не важно, успешны они были в жизни или не очень. Они прокуроры для тех, над кем имели и имеют власть: для своих детей.
Так стоит ли удивляться, что во многих из нас так глубок заложенный родителями комплекс вины? Что мы сами, продолжая дурную эстафету, точно так же виним и стыдим за что ни попадя своих, даже еще очень маленьких, детей? Что нам так трудно дается безусловная радость жизни, которая - смотрите, смотрите! - утекает сквозь пальцы, проходит прямо на глазах? Что мы так склонны с налету бросать друг другу страшные обвинения, уничтожать друг друга на форумах в Интернете?»
Странно, когда я бываю на кладбищах (а у меня в Москве уже много где родных и знакомых похоронено), то обычно отмечаю большую степень жизнерадостности на фотографиях усопших. Все улыбаются, улыбаются… Даже как-то не по себе становится. Да, бывают неважные фотографии с паспортов - там лица серьезные. Но последнее время их все меньше - люди стараются подобрать что-нибудь неформальное, и берут часто фотографии покойных в молодости, где они красивые и веселые. У меня при посещении кладбища складывается ощущение, что это место спокойствия и довольства, будто все радуются тому, что они, наконец, в могилах.
Отчего же у нас с гражданином Ядухой такие разные впечатления? Вот уж не знаю. Возможно, ему стыдно, что он редко посещает могилу отца - вот тот и кажется ему обвиняющим. Возможно, его отец вообще был мрачным человеком, и у них были тяжелые отношения. Возможно (но вряд ли), в Севастополе жили принципиально другие люди, чем в Москве.
Главная же причина наших расхождений в другом: он пишет для «Росбалта», а это - один из оппозиционных ресурсов. Поэтому любая гадость про Россию, тем более, сказанная таким задушевным тоном: «Да, мы все такие, и я такой, и остальные тоже» категорически приветствуются. Я бы не сказала, что такие авторы ненавидят русских, но и не любят. В самом деле, зачем все эти задушевные обобщения? Если твой отец мрачно смотрит на тебя с фотографии, к и пиши о своих отношениях с ним, а не распространяй на какой-то особый «русский менталитет».
Но, как вы понимаете, я бы не узнала о данном гражданине, если бы он не вышел в Топ с рассуждениями о том, как русские относятся к Майдану.
http://www.rosbalt.ru/blogs/2014/01/31/1227488.html
«Ничто так не возмущает русского обывателя, как неоспоримые свидетельства его рабской покорности - и на востоке Украины, и на постсоветском пространстве в целом. События в Киеве высветили эту фундаментальную проблему нашего народа ослепительно ярко…
Я не знаю, почему мы, русские - такие, и откуда все это есть пошло: иго ли, крепостничество, 17-й ли год, 38-й или 91-й. Но очевидно, что "русская вертикаль" предполагает безропотное подчинение при любой - даже самой галлюциногенной смене курса. Объявили в 91-м о роспуске СССР? Никто даже не пикнул. Объявят завтра о всеобщем переходе к буддизму с элементами шаманизма и транссексуализма - точно так же возьмем под козырек. Ибо воля начальника есмь воля божия, а всяко возмущение - от антихриста…
Покорность русского человека судьбе, как правило, тесно связана с его неумением, нежеланием и боязнью радоваться жизни. Ангедония - составная часть ментальности человека, живущего с ощущением, что он не принадлежит самому себе. Радости грешны (в жизни земной ликуют богатые да знатные, гореть им в аду, а мы в царствии небесном порадуемся), а уж радости, коим не предшествуют муки - грешны вдвойне. Мало того, что довольного жизнью русского подспудно считают преступником соседи по общине - он нередко ощущает преступником сам себя…
Стоит ли удивляться, что отсутствие улыбок - визитная карточка РФ?
Еще одна вытекающая из ангедонии черта русских людей - это манера отвечать на вопрос "Как дела?". Отвечать "Отлично" не принято. Принято говорить: "Ничё", "Нормально", "У кого-то хуже". Мы боимся зависти, опасаемся приподниматься и выделяться, ведь над головами время от времени со свистом проходит коса. Забавно, но это роднит мрачноватых, сутловатых, вечно ожидающих подвоха русских с тайцами, которых мне, в силу ряда обстоятельств, довелось узнать. Расслабленные пофигисты в массе своей, тайцы, в ответ на вопрос о делах, склонны жаловаться: мол, дела не очень. Правда, у них причина такого поведения - не боязнь человеческой зависти, а страх перед завистью духов. Они даже детям дают клички типа "Лимон" или "Курочка" - чтобы злых духов обмануть. Но если продолжать эту параллель, то окажется, что русский русскому - злой дух.
…я не могу мириться с консервацией крайней социальной несправедливости на Украине и в РФ. И мне импонирует, как минимум, социальная составляющая украинского протеста (в том же Киеве в разгар битвы на Грушевского власти объявили о снижении тарифов на ЖКХ - немыслимое для России дело!). Майдан - это ведь еще и о цене унижения, и о границах терпения. У Украины была своя Кущевка - Врадиевка. Но после Врадиевки люди вышли на митинги. А в России - нет, хотя убийств в Кущевке было больше. Знаково? Конечно. Можно об этом рассуждать? Нужно.
Власть должна бояться народа - в противном случае народ будет бояться власти. Это аксиома. Если бы вы, те, кто однозначно осуждает сегодня радикальные протесты в Киеве, были выгодоприобретателями беспредела, в котором живете, вас еще можно было бы понять. Но, в большинстве своем вы, уж простите - бесправные "терпилы". ..Но при этом льете потоки желчи на тех, кто старается изменить свою жизнь. На тех, кто дает сдачи, когда его бьют. Вы многомудро заклинаете, что "ничего не получится". Что "будет еще хуже". Что романтиков, если они и есть, после победы над Януковичем "как всегда" оттеснят циничные дельцы. Что все они марионетки в руках закулисы, и все предрешено. Какая-то крысиная мудрость, шипение из-под колоды. Активная часть жителей Украины делает то, что может, и то, что считает нужным. А вы - не делаете ничего, и не можете даже представить себе болевого порога, после которого вы очнетесь от спячки. От вашего имени на Украине действуют не помнящие родства иваны из спецслужб и "титушки".
Стоит ли русским - и на юго-востоке Украины, и в самой России - удивляться, что после победы любой из сторон конфликта "бандиты VS националисты" победитель не станет учитывать их интересы?».
Посмотрите, что творится в голове у этого человека. Вот он отмечает, что русские осторожно отвечают на вопрос «Как дела». Далее находит причину: это потому, что русские - мрачные люди, не способные наслаждаться жизнью - антигедонисты. Затем вспоминает, что и жизнерадостные гедонисты-тайцы тоже опасаются хвастать своим благополучием. Казалось бы, очевидно, что последнее наблюдение противоречит придуманной им для русских причине их ответов на вопрос: «Как дела?» по типу: «Как сажа бела». Тайцы боятся зависти, и русские боятся зависти. Но Ядуха почему-то делает вывод, что тайцам так отвечают, потому что они боятся злых духов, а русские боятся друг друга. Откуда следует, что тайцы не боятся друг друга, или, что русские не верят в сглаз и не боятся спугнуть удачу? Как это соотносится с утверждением, что русские не умеют радоваться?
Зато отсутствие логики помогает ему несколько раз за короткий абзац нелестно отозваться о русских: они и мрачные, и не умеют радоваться жизни, и завидуют друг другу, и зло друг для друга. А все остальные - не такие. Вот тайцы, они - получше будут.
Вновь и вновь тиражируются устойчивые глупости про необыкновенную покорность и терпеливость русских. На эту тему есть два утверждения: что русские - покорные рабы, и что русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Если русские не бунтуют, то они - рабы; если бунтуют - то это бунт бессмысленного зверья, которое надо немедленно уничтожить.
В 20 веке у русских было три революции, большие крестьянские войны проходили в России в 17-ом, 17-ом и 18-ом веках. А уж поджоги барских усадеб то там, то здесь случались чуть ли не каждый день - их не все и отмечать успевали.
Готовые терпеть, по утверждению Ядухи, любую власть русские, выгнали из своей страны поляков, французов и немцев, и покорили татар, которые когда-то обложили их игом (Но замечу, что иго было еще до становления Московского государства).
Все это скучные исторические факты. Гораздо интереснее говорить о тупой русской покорности.
Вообще же, каждому качеству можно дать разное толкование. Вот «терпение». Можно сказать, что это - стойкость, проявление силы воли. Но можно обозвать терпеливого человека «терпилой» и заявить, что он - раб. А можно ничего не терпеть: захотелось в туалет - делай свои дела прямо в штаны или посереди улицы- ты же не терпила какой-нибудь.
Я не понимаю, чего хотят от русских: чтобы они бунтовали каждый день? И я не думаю, что терпение народа безгранично: увы, все держится на тонкой ниточке.
Теперь, почему не поддерживают оппозиционеров? Ядуха в восторге от «социальная составляющая украинского протеста». Я не знаю, что там у них на Украине, но наши оппозиционеры меньше всего были озабочены нуждами простых людей. Потому «революцию шуб» и не поддержали - всем было очевидно, что одни олигархи хотят пощипать других руками простых миллионеров, которые в свою очередь были не против стать олигархами. А там были вообще ни при чем.
В который раз русским ставят в качестве примера украинцев. Кого только нам не ставили в пример! Нет таких стран и народов! Но у русских есть одно отличие по крайне мере, от украинцев: они дорожат своим государством. И происходит это оттого, что оно-таки у них есть. Да, жалко терять.
Вот по этому-то свойству и бьет артиллерия уже почти 30 лет. И уж сколько внушали, что государство - это зло, что страна - это отдельно, а государство отдельно, что Россию любить можно, а русское государство нельзя. Но я, например, как-то никак этого не пойму. Допустим, прекратит свое существование государство «Россия». А страна «Россия» останется? На ее территории будут такие государтсва как Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Татарстан…Чувашская Республика, Уральская республика, Дальневосточная республика и т.д., может, и Московии место найдется. Но все это останется страной Россией?
Если отрубить руки, ноги и голову, то это уже даже не тело человека, а просто части тела. Так и с Россией. Государство - это живой человек.
Как ни странно, но агитаторы этого как бы не понимают, а люди, которым они впендюривают разницу между страной и государством - понимают.
Другой ход: родина - это не страна, а конкретный город, даже свой дом. Конечная точка: родина - это там, где мне хорошо. Но при такой постановке вопроса говорить о России уже не нужно.
С 1985 года втирают все это, то ласково, то возмущенно, играют на разных эмоциях, а все никак не внушат.
Так почему Ядухе кажется, что покойники со своих фотографий на надгробиях кладбища Севастополя смотрят на него неодобрительно? Потому что он не ту сторону выбрал.

В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Блогосфера)

Блогосфера

Previous post Next post
Up