Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в приволжском городке Хвалынске Саратовской губернии, в бедной семье. Он был первенцем в семье сапожника Сергея Федоровича Водкина и его жены Анны Пантелеевны, урожденной Петровой. Фамилия «Водкин» появилась неслучайно: дед будущего живописца, сапожник Петр пил так много, что его прозвали «Водкиным». Однажды он, в пьяном виде, взял кроильный нож да и зарезал собственную жену, и сам вскоре скончался в страшных муках. Зато его сын не брал спиртного в рот.
Петров-Водкин рано проявил способности к рисованию. Вначале он поступил в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). В 1895 году с помощью меценатов он отправился в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Спустя два года, Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1904 году. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской Валентина Серова. Кроме того, в 1901 году он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. Путешествие в Италию, длительное пребывание во Франции, учеба в парижских студиях, знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. В 1909 году в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая персональная выставка.
К.С. Петров-Водкин также увлекался литературой: он писал романы и пьесы.
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА. В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде
В начале своей карьеры Петров-Водкин то подражал экспрессионистам, то переходил на иконописный стиль.
Театр. Драма. 1907
«Умиление злых сердец». 1914-1915
В конце концов он выработал свой неповторимый стиль.
Наиболее известны вот эти картины Петрова-Водкина.
Купание красного коня. 1912.
Эту картину считают пророческой.
1918 год в Петрограде.
Другое название - «Петроградская Мадонна».
Смерть Комиссара. 1928.
Комиссар погиб, а его отряд удирает с поля боя. Революция окончена - забудьте.
1919. Тревога. 1934
Зачем художник подчеркнул, что это 1919 год? Чтобы не обвинили, что картина о 1934 годе. А ведь она о нем.
Новоселье. 1937
Люди получили новую квартиру. А на стенах висят картины, оставшиеся от прежних обитателей. Где они?
Максим Кантор написал, что только один Петров-Водкин из всех художников поднимал в 30-х годах острые темы. А остальные или писали под заказ, или нечто абстрактное.
Мне нравятся, как Петров-Водкин писал портреты. По ним очень хорошо представляешь человека.
Автопортрет. 1918
Портрет Л.В. Канторовича. 1938
Портрет Андрея Белого. 1932
Портрет Л.М. Эренбург. 1924
Какая красивая женщина была вторая жена Эренбурга! (художница Любовь Михайловна Козинцева (1900-1970), сестра кинорежиссёра Григория Михайловича Козинцева).
Портрет Анны Ахматовой. 1922
Глядя на этот портрет, не скажешь, что Ахматова была умная и глубокая женщина.
Картины из народной жизни.
Мать. 1913.
Весна. 1935.
Девушка у окна. 1928.
Дочь рыбака.
Но особенно я люблю его натюрморты. Самый мой любимый - с селедкой. Он написан в 1918 году, и в нем все сказано о том времени.