«Оттепель» Валерия Тодоровского

Dec 07, 2013 23:10




По Первому каналу идет сериал «Оттепель» Валерия Тодоровского. Его месяц анонсировали, как самый лучший сериал постсоветского времени. Тодоровский давал интервью везде, где только возможно. Говорил, что в США сериалы стали настоящим искусством, а нас кормят дешевыми поделками. Его «Оттепель» должна была закрыть этот пробел.

Большая часть сериала уже показана. Получилось ли у кинорежиссера сделать сериал не хуже, чем полнометражный фильм?

Я бы так не сказала, хотя как серил «Оттепель» не плоха, но она не выделяется из общего ряда.

У зрителей много претензий к тому, как показаны реалии 1961 года. Действительно, и обои не те, и мебель, и домашняя техника. Что-то из 70-х годов, что-то появилось не раньше 1965 года. Это, конечно, претензии к тем, кто занимается реквизитам. За что я люблю американское кино - так это за умение создавать атмосферу того времени, о котором повествует фильм. У нас явно нет таких мастеров.

Некоторые недовольны костюмами персонажей. У меня по этому поводу как раз претензий нет. Да, ткани не те, но где же взять те, что были тогда? А то, что главная героиня одета как манекенщица на показе, можно объяснить тем, что ее брат - портной и модельер одежды и шьет ей самое лучшее и модное. Остальные ведь одеты скромнее.

В «Оттепели» есть несколько сцен с обнаженной натурой. На мой взгляд, это излишне для семейного просмотра, на который рассчитаны фильмы, идущие по Первому каналу в 21час 30 минут. Эпатажно, но крайне недостоверно выглядит сцена из первой серии, когда главный герой выставляет свою голую любовницу за дверь, и она, полностью обнаженная, курит на скамейке у дома. Никогда Москва не была настолько пустынна, чтобы это можно было делать безнаказанно. Могу привести в пример курьезный случай с подругой моей бабушки. Она любила выпить, и как-то поздно ночью ей почему-то захотелось станцевать голой на столе. Она осуществила свое намерение, но буквально через полчаса к ней пришел участковый и сделал внушение за непристойное поведение. В милицию поступил звонок от возмущенного увиденным гражданина. Как он мог ее увидеть? Она была у себя в комнате одна, этаж - последний, ближайшее здание находилось через улицу и через довольно большой сад от ее дома. Так там ночью кто-то не спал, а наблюдал за чужими окнами. Подозреваю, что он использовал для этого дела бинокль. И ведь не поленился ночью выйти на улицу, дойти до уличного телефона-автомата (домашние телефоны тогда были в нашем районе редкость) и вызвать милицию! А те немедленно отреагировали.
А тут голая дама курит на скамейке где-то в центре Москвы, и ни одного свидетеля! Как бы не так.

Хвалят музыку Меладзе. Может, она и неплохая. Но, когда певица старательно выговаривает: «Я так влюблена была/ и что же теперь», это «что же» мне царапает ухо.

В некоторых эпизодах используют стихи Евтушенко и Ахмадуллиной. Но почему именно те, что прозвучали в "Иронии судьбы"? Разве других нет? Или это намек на что-нибудь?

Довольно много экранного времени занимают перипетии съемочного процесса, так как фильм оказался, вопреки анонсам, не музыкальной комедией, а доброй старой производственной драмой. Не всем это интересно - на любителя, я бы сказала.

Конфликт фильма - это борьба лучшего с хорошим. Нет отрицательных героев: каждый прав по-своему.

Мне нравится, как играют актеры. Очень хороша Нина Дворжецкая в роли второго режиссера. Но как летит время! Еще недавно она была молодой. Жаль, что за эти годы у нее не было больших ролей.

И Михаил Ефремов привычно играет большого знаменитого режиссера, пьющего, но многогранного. Он и консерватор, и готов рискнуть в поисках нового стиля, и любящий муж-подкаблучник, и человек, не боящийся отставать справедливость.

Темпераментный, романтичный Александр Яценко играет молодого режиссера, взявшегося за съемку старомодного фильма о жизни колхозников с целью заработать себе очки, чтобы потом разрешили снять тот фильм, что он хочет.

Павел Деревянко и смешной, и трогательный в роли известного актера Геннадия Будника, который изо всех сил старается понравиться молодому режиссеру и слепить образ бравого колхозника «на отлично».

Очень достоверен Василий Мищенко в роли следователя. Он сыграл прямо какого-то Порфирия Петровича.

А как убедительна Светлана Колпакова в роли жены маститого режиссера Федора! Такая серая мышка с очень крепкой хваткой и железным характером.

Интересна и Яна Сексте, играющая закомплексованную женщину-оператора. Она носит мужские брюки и курит, как паровоз, но мечтает о любви.

Ничего не могу сказать только о главной героини - Марьяне, которую играет Анна Чиповская. Она яркая, но и только. После последней серии ее пригласили к Урганту, и она обижалась, что в соцсетях пишут о ее заднице. А ведь и в самом деле, больше ничем не удивила.

И сам Тодоровский в эпизоде снялся, и его супруга Брик. Все очень мило получились.

Но главная роль досталась Евгению Цыганову. Он играет оператора Виктора Хрусталева. Это человек сложного характера. Большей частью он ведет себя, как бирюк: дуется, раздражается, разговаривает высокомерно, грубит, скандалит и даже дерется. Но видно, что все это - маска, за которой скрывается очень уязвимый и совестливый человек. У него в прошлом какая-то тяжелая семейная история. Его отец (Андрей Смирнов) - «секретный» конструктор. Где-то за кадром - грандиозная ссора, случившаяся 18 лет тому назад. Что произошло, почему отец и сын очень редко видятся и всякий раз ссорятся, пока неизвестно. Но, по-видимому, именно отношения с отцом стали причиной странного характера Виктора. Он старается ни к кому не привязываться, что заставляет его менять женщин и не позволяет жить с той единственной женщиной, которую он любит - со своей бывшей женой Ингой (Виктория Исакова). Но больше всех Виктор любит свою дочь. Наверное, она единственная, кого он не предаст.

А вот женщинам приходится с Виктором тяжело. От его измен страдала жена, от его злого языка, возможно, погиб хороший человек - тот самый гениальный, но пьющий сценарист, который выбросился из окна в самом начале фильма. Собственно из-за его смерти и завязался сюжет фильма. Мучающийся угрызениями совести Хрусталев хочет поставить фильм по последнему сценарию погибшего друга. Этого же хочет и молодой режиссер.Фильм должен быть про мальчика и партизан. Именно поэтому они и ввязались в съемки чужого фильма (начальству «Мосфильма» нужно было срочно закрыть брешь в съемочном процессе, образовавшуюся из-за болезни режиссера Федора).

Когда смотришь «Оттепель», то не замечаешь, что действие происходит в 1961 году. Да, одежда немного другая и интерьеры, по-другому сегодня обстоят дела в кино, но и только. Люди-то вроде бы, такие же, и проблемы у них такие же - любовные треугольники, ревность, стремление к успеху. Но мы забыли, что только 16 лет прошло со времени окончания отечественной войны, и большинство персонажей были как-то с ней связаны. Судя по фильму, Виктор Хрусталев - 1925-го года рождения. Значит, 18 лет ему было в 1943 году, но он не был на фронте. Этим его попрекнул следователь. Виктор промолчал. Вместе с тем, отец Виктора с горячностью сказал, что 18 лет тому назад он поступил правильно, и сейчас сделал бы то же самое. Что он имел в виду? Мы знаем, что у Виктора был старший брат. Где он? Наверное, погиб. Но как и почему, узнаем, наверное, в следующих сериях.

А остальные герои фильма, наверное, воевали. Или помнили войну. Даже совсем молодой режиссер должен быть 1939 года.

Вот эта близость войны и была тем моментом, что различает по большому счету начало 60-х и более позднее время. И при этом о прошедшей войне не принято было вспоминать, будто все забылось. Но оно осталось и во многом определяло поведение людей. Я только сейчас понимаю, почему люди тогда так много пили, почему совершали самоубийственные поступки. Мы тогда не слышали о посттравматическом синдроме. А посмотрите на тех, кто воевал в Афганистане или в Чечне. Очень часто приходится слышать: «Но он же «афганец» или «Он же «чеченец» - этим объясняют неадекватное поведение некоторых мужчин, прошедших горячие точки.

А тогда почти все мужчины прошли горячие точки. Я бы сказала, что они были более мужественные. Мужскую дружбу они ценили иногда даже выше, чем семейные отношения. А отцы имели больший авторитет, чем матери. А мать была священна. Если у этих мужчин была творческая работа, то она была для них всем - работа, а не деньги.
Этим мужчинам бы в голову не пришло заботиться о своем здоровье, они напоказ пили, курили, дебоширили. Что-то жгло их изнутри, не отпускало, не давала жить спокойно. Драка была обычным способом выяснения отношений. И очень стыдно было признавать, что у тебя есть проблемы, стыдно было показать свою слабость. Они очень боялись показаться сентиментальными. Стеснялись говорить много и красиво - предпочитали краткость и вескость.

Вот именно это уловил Цыганов. И ему удалось в этом фильме единственным по-настоящему достоверным персонажем. Будто все, нарядившись в пестрые одежки, играют «шестидесятников», а он, и вправду, прибыл оттуда.

Посмотрим, чем кончится фильм. Наверное, ту картину, что снимает Хрусталев, вначале запретят, а потом она станет знаменита. Жду окончания. Но роль Цыганова уже удалась, а это дорогого стоит.

И очень интересны прототипы героев. Покончивший с собой сценарист - это явно Геннадий Шпаликов, хотя он и сделал это в 1974 году. А остальные? Может, молодой режиссер - это Рязанов? У него был экспериментальный фильм "Счастливая юность" совместно с дважды лауреатом Сталинской премии режиссером Сергеем Гуровым. И фильм "Девушка без адреса" у него был. А по сценарию Шпаликова снял фильм Данелия ("Я шагаю по Москве"). Или Хуциев снял по сценарию Шпаликова "Заставу Ильича, а ранее тоже снимал "Весну на Заречной улице" совместно с другим режиссером. (Но тот режиссер, не был лауреатом Сталинской премии). Или Виктор Туров? Он снимал "Я родом из детства". Но у него не было комедии в соавторстве с маститым режиссером, и он - не с "Мосфильма". Зато оператором на "Я родом из детства" был Александр Княжинский (его работы в "Подранках", "Из жизни отдыхающих", в "Сталкере" так и стоит перед глазами). Он был большой художник. Год рождения, правда, 1936. Наверное, взяли от всех понемногу.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Критика

Previous post Next post
Up