Роберт Джордан. Колесо времени Ч2

Nov 24, 2013 18:44


продолжение. Начало http://uborshizzza.livejournal.com/2786315.html

Из-за порчи Саидина мужчины на этой планете считались вторым сортом. Почти во всех королевствах правили женщины, например, в королевстве Андор. Кстати, Андор был единственным государством, которое имело обычай отсылать дочь-наследницу учиться в Белую башню, и Айс Седай служила у королевы советницей.

В деревнях Двуречья - провинции Андора, которая давно забыла о метрополии, всем заправлял Круг Женщин, возглавляемый Мудрой. Мудрой обычно выбирали ту женщину, что умела лечить и предсказывать погоду. А мужчины выбирали мэра, который имел некоторые полномочия, но ничего не мог сделать без круга женщин.

У народа шончан правила императрица. Шончан искали женщин - дамани, умевших направлять, надевали на них особый терангринал- ошейник и получали возможность использовать их силу. Но та женщина, что носила поводок - сулдам, тоже могла использовать силу, хотя и отрицала это.

У Морского народа кораблем управляла женщина, а ее муж был только казначеем. Вести корабль помогала Управляющая, которая на самом деле пользовалась Единой Силой для направления ветра.

У кочевого живущего в пустыне народа айил очень важны были Хранительницы Мудрости. По существу они были те же Айс Седай, просто не учились в Тер Валоне. Они имели одно забытое в Белой башне умение - ходить по снам в особом измерении, называемом Тел'аран'риод.
Айил жили племенами, но вождь имел власть в боях, а все важные решения одобряли Хранительницы Мудрости. Женщины были еще воинами и звались Девы Копья. У айил практиковалась полигамия, но вторую жену для мужчины выбирала первая жена и считала ее своей сестрой. Предложение о браке тоже делала женщина, кладя венок к палатке юноши.
Самое интересное, что изначально айил были посланниками Айс Седай, которые должны были доставить всевозможные предметы силы в особое место, где огир строили город для их хранения - Руидин. Айил придерживались этики, существовавший в мире до появления Скважины. Они принципиально не брали в руки оружия. Но в дороге их постоянно грабили и убивали. В итоге часть из них взяла в руки оружие, но в качестве компромисса они пользовались не мечом, а только копьями. Эта часть народа довезла оставшиеся предметы в Руандин, но в пустыне они стали очень воинственным племенем. А их другая часть осталась верна принципам пацифизма, и они стали вечными странниками - Лудильщиками, потому что они жили тем, что чинили посуду.
У айил были свои пророчества о Возрожденном Драконе. Они даже называли себя Народом Дракона, а их вожди для подтверждения своей власти ходили в запретный священный город Руандин, и в знак того, что они могут быть вождями, у них на одной руке появлялось изображение дракона.

Среди этого народа айил и родился Дракон Возрожденый. Но его мать была бывшей королевой Андора Тигрейн, ушедшая к Айил и ставшая девой копья - уникальный случай. Она взяла в мужья айильца и погибла в бою, хотя беременным женщинам запрещалось воевать. Ранд родился на склоне Драконовой горы, его мать умерла при родах, а отец погиб в бою. В тот момент, что он родился, тогдашняя Престол Амерлин, имевшая редкий дар пророчества, позвала своих двух самых любимых учениц и сказала им, что Дракон возродился. Она велела им искать его. Одну из этих учениц звали Морейн Седай. Всю свою жизнь она посвятила поискам этого ребенка. Другая со временем стала Престол Амерлин и всячески ей помогала, но втайне от других. Потому что по правилам Айс Седай имеющий силу мужчина должен был быть или усмирен или находиться под полным контролем Белой башни.

Но найти Дракона было нелегко. Новорожденного спас офицер враждебной айил армии Кайриена Тэм ал Тор. Сам он был родом из Двуречья, но ушел из дома, на чужбине женился на местной девушке. У них не было детей, и они решили выдать найденыша за своего сына, но для этого им пришлось уехать в Двуречье, где никто ничего не знал о них. Тэм вернулся с женой и маленьким сыном в родную деревню Эмондов Луг, опять стал фермером, пас овец, о своих приключениях не рассказывал.
Когда Ранду исполнилось 16 лет, в их деревне появилась Айс Седай Морин со своим стражем Ланом. Айс Седай имели охранников, которых связывали с собой особыми узами. Это было искусство, освоенное Айс Седай Третьей Эпохи - раньше этого не умели. Страж всегда знал, где находится его Айс Седай, а она знала, где находится он. Смерть стража переживалась очень тяжело, а смерть охраняемого объекта приводила стража к безумию и смерти. Иногда стражи были мужьями Айс Седай, но не всегда.
В тот же день в деревню пришли троллоки. Люди не поверили своим глазам - они считали их персонажами легенд. Запустение было далеко от Эдмонова Луга, но троллоки пользовались тайными подземными путями, которые в Эпоху Легенд вырастили огир. По эти путям можно было быстро попасть в нужное место. По всей земле стояли входные ворота, но они были так замаскированы, что люди их не замечали и считали обычными камнями.
Троллоки сожгли несколько домов, кое-кого убили, но их целью были трое молодых парней-одногодков. Это был Ранд, сын кузнеца Перрин Айбара и сын торговца лошадьми Метрим Коутон или Мэт. Морейн Седай убедила их бежать вместе с ней в Тер Валон, потому что там их смогут спасти.
Вместе с ними ушла девушка, дочь мэра Эйвен. Она была обручена с Рандом с детства, но их отношения не складывались, так как они раздражали друг друга. Эйвен очень любила спорить и поддевать Ранда. Она считала, что он недалекий - «голова набита овечьей шерстью», неуклюжий и еще маленький - таково было общее мнение женщин деревни Эдмонов Луг о своих мужчинах. Эйвен манили приключения, поэтому она и ушла. Морейн нашла у нее способности направлять силу и пообещала принять в послушницы. Группу Морейн вскоре догнала местная Мудрая Найнив ал Мира. Авторитет Мудрой в деревне был непререкаем, хотя ей самой было всего лет 25. Найнив возмутилась, что приезжая Айс Седай увезла из деревни четверых молодых людей и решила их вернуть. Морейн и у нее нашла способности к использованию силы и тоже предложила ей поучиться в Белой башне. Найнив согласилась, так как спорить было некогда: их группу преследовали троллоки и другие разнообразные твари.

Собственно, с этого и начинается «Колесо Времени». Описанные в саге события включают 2 года. Таким образом, получается по книге на полтора с чем-то месяца. 14-я книга вообще включает пару недель, и большая ее часть приходится на несколько дней Последней Битвы.
Первая книга «Око мира», наверное, самая важная. В ней завязываются все основные линии. Выясняется, что все трое парней из деревни - таверины, т.е. они могут влиять на судьбу мира и окружающих их людей, а Ранд не только сильнейший из таверинов, но и Возрожденный Дракон. Перрин обнаруживает способность общаться с волками, и его глаза становятся золотыми, а Мет получает особые способности через попавший ему в руки артефакт - древний кинжал. Хотя он от него чуть не умер, но сумел обрести знания всех своих предыдущих воплощений, а был он всегда воином. Кроме того, он получил необыкновенную удачу в игре и в других делах.
У Эйвен обнаруживаются способности сновидицы - редкое качество у Айс Седай, а Найнив очень сильна в исцелении, может и сокрушить с помощью силы, но у нее, к сожалению, стоит блок на использование силы - она может это делать только, когда злится.

По составу нападавших на Ранда существ Морейн поняла, что Отрекшиеся освободились из заточения в Шайол Гуле. Одного из них она убила. Это был как раз тот, что создал троллоков. Одного из Отрекшихся убил и Ранд, которому его приемный отец отдал древний меч, а Лан научил им пользоваться. Их битва состоялась с большой трансляцией на небе, и люди узнали, что Дракон возродился. Мет же трубил в найденный им Рог Валир и на помощь пришли герои древности.
Но убивать Отрекшихся навсегда не получается - Темный возрождает их души в новых телах. Правда, он и бессилен против Погибельного огня, выжигавшего в Узоре нить полностью. Но Погибельным огнем было запрещено пользоваться часто, т.к. он мог уничтожить весь Узор. Кроме того, Темный любил пошутить и возрождал мужчин в женских телах, красавицу - в теле уродины, а кого-то и не возвращал в виде наказания.

По прибытии в Белую Башню Эгейн и Найнив были сразу возведены не в послушницы, а в ранг Принятых. А по правилам надо было несколько лет быть послушницей, потом Принятой, а уже потом становились Айс Седай. Девушки нашли себе третью подружку - Илейн - дочь-наследницу королевы Андора. Илейн проявила способности к изучению и даже изготовлению тангриналов. Кроме того, в Белой Башне оказалась одна девушка, Мин, которая не могла направлять Силу, но умела видеть ауры людей и предсказывать по ним будущее. Она увидела, что Ранд - Дракон, и что она сама, Илейн и еще одна девушка из айил станут его возлюбленными, и что все они втроем будут стоять около его погребального костра.

Думаете, картинки в небе со сражением Ранда с Отрекшимся было достаточно, чтобы его признали Драконом? Ничего подобного. Ему пришлось еще много чего сделать, чтобы это мнение утвердилось. Так он пробрался в крепость Тира и взял в руки тот самый меч Калландор, после чего склочные тирцы признали его Драконом и своим правителем. Далее Ранд отправился в пустыню к народу айил. Там он посетил священный город Руандин, и на обеих его руках появился знак дракона. Хранительницы мудрости, которые, как и Айс Седай жили лет по 600, признали в нем ребенка иноземной Девы Копья и одного из своих вождей.
Именно айил, как говорили пророчества, стали его народом. Правда, не все. Одно большое племя - Шайдо - его не признало (навредил один из Отрекшихся). С этим племенем пришлось потом не раз сражаться.

Вначале Ранд и айил захватили ближайшее королевство Кайриен. Потом Ранд уже самостоятельно взял Андор, где окопался один их Отрекшихся. Таким образом, Ранд сплачивал вокруг себя государства.
Но у него было много врагов: Отрекшиеся; всевозможные Приспешники Темного; Черные Айс Седай, которые тайно жили среди обычных Айс Седай в Белой Башне; племя Шайдо; простые заговорщики в завоеванных государствах, недовольные сменой власти; народ Шончан, решивший напасть на другие страны в смутное время. Кроме того ему вредили и те, кто стоял на стороне Света: Айс Седай хотели доставить его в Башню и контролировать, так как боялись, что он сойдет с ума; Белые Плащи мечтали его сжечь как Приспешника Темного; мужчины, умеющие направлять Силу, которым он дал амнистию.
Наконец, во врагах был сам Темный. Вокруг Ранда иногда вдруг появлялись "Пузыри зла", откуда лезла всякая чертовщина, и еще каким-то образом часть Темного переселилась в Падана Фейна - бывшего торговца, знавшего Ранда с детства, Приспешника Темного. Это он в свое время навел троллоков на деревню.

Мало поддержки находил Ранд и в друзьях.
Перрин влюбился в одну охотницу за Рогом (Рог Валир троллоки украли из Белой башни и была объявлена охота за ним), женился на ней. Он хотел жить своей семьей.
Мет опасался, что Ранд сойдет с ума и убьет его, и старался держаться подальше.
Три влюбленных женщины трепали нервы. Ранд опасался привязаться к кому-то из них слишком сильно, так как боялся убить их в безумии, как это сделал Льис Тэрин. Сам Ранд ни разу не был инициатором этих отношений, но женщины не оставляли его в покое. Между собой они ладили лучше, чем с ним.
Эгвейн, которая за 2 года из Принятых стала сразу Престол Амерлин, тоже всячески старалась ему показать, что ее власть больше, чем у него.
Доставали и Хранительницы Мудрости и Девы Копья, которые составляли личную охрану Ранда (это было условие айильцев), но постоянно поучали его, как маленького мальчика, и обижались на невнимание.

Ранд же очень боялся сойти с ума, тем более, что в голове у него часто звучал голос Льюса Тэрина. Впоследствии Ранду вместе с Найнив удалось очистить Саидин от порчи и сделать безопасным для мужчин, умеющих направлять, но в нем порча Темного осталась, как и в тех, кто пользовался Саидином до его очистки.

Диалектика добра и зла, света и тени составляют одну из главных тем эпопеи.
Другая тема - это одиночество Героя. Он один в мире. Только Ранд видит всю картину в целом, но людям нелегко это признать.
Третья, и занимающая больше всего места тема - это противоположность и единство женщин и мужчин.

окончание следует
http://uborshizzza.livejournal.com/2787202.html


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up