Осне Сейрстад. «Книготорговец из Кабула»

Jul 03, 2008 23:10


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Осне Сейерстад, норвежская журналистка, в 2001 году около год прожила в семье кабульского книготорговца, о чем и написала книгу. Ее положение европейской женщины позволяло ей одинаково свободно общаться и с женщинами и с мужчинами. Мне эта книга понравилась тем, что из нее можно узнать некоторые интересные особенности жизни в Афганистане, кроме того, она написана (и переведена) хорошим языком.

Книготорговца зовут Султан Халке, он родился где-то между 1949 и 1955 году (мне кажется, что в1953, исходя из некоторых дат, обозначенных в книге), более точная дата неизвестна, так как у его матери было 11 детей, а регистрировать рождение там не принято. Его мать таджичка, а отец был пуштун (две самые большие общины в Афганистане). Султан считается состоятельным человеком: у него 3 книжных лавки в Кабуле и еще что-то в Пакистане. Вообще, афганцы свободно перемещаются в Пакистан, Иран, раньше ездили в Ирак, также летают в Индию. Хан там всюду бывает по делам своего бизнеса, а в Пакистане они жили, спасаясь от талибов. Во время дружбы с СССР Хан бывал и в Москве, у него там была подружка.

Его бизнес притесняли и при коммунистах, и при талибах, потому что он продавал книги всех направлений. Талибы во всех книгах, например, закрашивали картинки, потому что нельзя изображать людей и животных. Теперь Хан продает эти книги на сувениры. Он живет в так называемом микрорайоне: это район хрущевских пятиэтажек, построенных русскими при Хрущеве в подарок Кабулу. Жилье там считается престижным: в домах есть свет и бывает вода. У него трехкомнатная квартира. В одной комнате живет он с молодой женой Соней и их маленьким ребенком, в другой комнате склад, в третьей разместились его мать, сестра, брат, 2 сына от первой жены, раньше жили еще 2 сестры, но их выдали замуж, а потом приехала первая жена с дочерью, которая до этого некоторое время жила в Пакистане, но очень просилась в Кабул. Они там спят на полу, вповалку, в верхней одежде. Оба сына работают в отцовских лавках. Старший учился до 9 класса, младшему и того не дали. Султан имеет высшее образование, его первая жена - тоже. Она преподавательница персидского языка. Одна из сестер Султана, Шакила - учительница биологии, младшая сестра Лейла может преподавать английский, потому что выучила его, пока они жили в Пакистане. Шакила долго не выходила замуж, так как хотела, чтобы муж разрешил ей работать. В итоге ей нашли вдовца с 9 детьми, но она довольна.

В книге интересно описана ее свадьба. Чувствуется, что там переплетены мусульманские и какие-то очень древние обряды. Так перед свадьбой у них что-то вроде мальчишника и девичника, ночь хны. Женщины танцуют, невесту одевают как куклу, и так же красят, потом приходят все ее сестры с факелами и тамбуринами, едят плов, красят невесте хной подошвы и ладони (считается, что это приносит ей счастье), а потом невесту раздевают до гола, связывают ей руки и кормят мясными блюдами. С утра делают прическу, макияж (При талибах это было запрещено, но один салон в Кабуле для свадеб оставался: даже талибы не посмели его закрыть. Они успокаивали себя тем, что туда входят и оттуда выходят в чадрах), причем брови выщипывают. Только замужние женщины имеют право выщипывать брови. Потом праздничный обед и поездка по городу на кортеже из ржавых машин. Сама церемония бракосочетания очень короткая: мулла говорит несколько слов.

Когда Султану было около 50 лет, он решил взять молодую жену, из деревни. У них не принято свататься самому, но вся родня была на стороне первой жены, и пришлось ему делать это самому: сватать как бы своего друга, а потом рассказать, что он сам и есть этот друг. То, что муж берет вторую жену - позор для первой. Но если она уйдет, то он ей ничего не даст, дети останутся с ним, а ей придется жить с кем-то из своей родни. Если же развод будет по инициативе мужа, то он должен жене какие-то деньги, хотя она все равно должна вернуться к родне. Султан не хотел терять деньги и не разводился. Но их супружеские отношения прекратились. Шарифа имеет право только на то, чтобы Султан ходил с ней вместе в гости к ее родне - и все. Всю работу по дому делает она, вторая жена только ублажает мужа. Так что вес рассказы о том, что мусульманин должен обеспечить женам отдельное проживание, равные во всем условия - вранье. А до приезда Шарифы всю работу по дому делала младшая сестра Султана, Лейла. Султан и его сыновья все время попрекали старуху, Лейлу и брата Султана в дармоедстве, и те ушли жить к другому брату, с которым Султан не ладит. Так что и особое почтение к старшим - тоже миф. Прав там тот, у кого деньги, в данной семье - Султан. Из их семейных взаимоотношений мне еще понравилось то, что когда у старшей сестры Султана не было детей, мать отдала ей одного из сыновей, т.к. в отличие от дочери, она рожала каждый год.

Не знала я и об истории паранджи в этой стране. В Кабуле ее начали носить только в 1910 году и только жены шаха, т.к. он не хотел, чтобы на его женщин глазели простолюдины. За ни потянулись другие знатные и богатые люди, за ними - середняки. Бедняки паранджу не носили. В 70-е годы ее носить перестали совсем, но после начала гражданской войны надели вновь. А талибы не позволяли ее снимать. Сейчас большинство женщин паранджу носит, но кое-кто снял.

Интересно также наказание за воровство. Один работник, столяр, воровал у Султана открытки. Он попался с сотней ворованных открыток. Султан долго добивался, чтобы тот сказал на кого он работает. Он подозревал, что вор продает их задешево другим торговцам, те тоже продают дешевле, и в итоге его разорят. Он угрожал сдать столяра в полицию, если он не признается, но тот твердил, что взял их для себя, порадовать детей, которых у него было 9 человек. Вся его семья стояла на коленях пред Султаном и его родными, все родные считали, что Хан - параноик и жалели столяра и его детей, которые без него умрут с голоду. Но Султан сдал его в полицию, и оказалось, что столяр, действительно, воровал давно, много и по заказу конкурентов. Дали ему 3 года.
Удивительное дело: страна - наш сосед, а вот такое там средневековье, и ничего там не меняется. Почему так?

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up