Рэй Брэдбери «Лето, прощай»

Jun 30, 2008 20:48


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Когда-то я очень любила роман Брэдбери «Вино из одуванчиков». Да не только я одна: сегодня, например, видела на Новом Арбате винный магазин с таким названием. Мы даже сами пытались делать такое вино, но получалось исключительно варенье, причем не особенно вкусное: весь вкус ему придавал сахар, и скорее, это был сироп, чем варенье. Никакого особого запаха или привкуса оно не имело. Думаю, и с вином получилось бы что-нибудь подобное. Но зато роман был волшебный! В сущности, он автобиографический, как и многие другие вещи Бредбэри. Сквозь все истории о марсианах и о далеком будущем проглядывает этот человек: он любопытен, но не любит перемен, он консерватор, он обстоятелен и нетороплив, он любит добрые старые времена и очень боится смерти.

«Вино из одуванчиков» - это одна из редких нескучных книг о своем детстве, написанная большим писателем. Очень многие написали такие книги. Но с ними получается вот что: они кажутся значительно интереснее автору, чем читателям. Нравятся ли вам «Детство, отрочество, юность» больше, чем « Война и мир»? «Детство Никиты» больше, чем «Петр I»? Конечно, может быть, кому - то и нравятся, но мне нет, хотя они тоже очень хороши. В этих вещах мне не хватает крепкого сюжета. А вот в «Вине из одуванчиков» были отдельные интересные истории: он как бы состоит из серии новелл. Это история про последний рейс трамвая, когда он привез горожан за город и они устроили пикник, история про душегуба, убивающего девушек около страшного оврага, которого потом заколола ножницами старая дева Лавиния, история про машину счастья, которую построил муж-изобретатель для своей жены и многие другие.

Особое место в книге занимают старики. Главный герой - 12-летний Дуглас называет их машинами времени, потому что старики могут своими воспоминаниями вернуть прошлое. Любимейшая мысль автора та, что нет разницы между людьми по возрастам, есть только разница по характерам. Старики в душе - те же дети, а дети - будущие старики. С любовью описаны бабушка, дедушка и прабабушка Дугласа, необыкновенная женщина Элен Лумис, объездившая весь свет и в 80 лет способная быть интересной для молодого журналиста. Другой мотив романа - понимание Дугласом того, что он когда-нибудь умрет. Этим летом 1928 года 12-летний Дуглас одновременно осознал, что он живой, что жить - прекрасна, но что люди умирают, а это означает, что и он не вечен. Это открытие он совершил, когда из города навсегда уехал его лучший друг. Дуглас был так потрясен, что заболел неизвестной болезнью и умер бы от нее, если бы его не спас старьевщик, отдавший ему бутылку с арктическим воздухом, принесший больному прохладу.

Болезнь и выздоровление являются последними частями книги. После них лето заканчивается, герои считают бутылки с вином из одуванчиков (по одной на каждый день) и вспоминают прошедшие дни. Мне всегда казалось, что роман оборвался как-то внезапно, хотя, вроде бы, все нужные слова были сказаны. Но, оказывается, чутье меня не обманывало. Между выздоровлением Дугласа и концом должен был быть еще один кусок, однако, в 1953 году, когда еще не ставший классиком Брэдбери принес роман в редакцию, этот кусок сократили. С тех пор он лежал и недавно был опубликован автором отдельной книгой «Лето, прощай».

Что сказать? Может быть, редактор не был так уж не прав, не включив его в роман, может быть, часть уступает целому, может быть, прежний переводчик был лучше, может быть, я постарела, но мне не понравилось. Книга получилась совсем небольшая. Выздоровевший Дуг решил бороться со смертью, которую для него почему-то стали олицетворять старики. Это довольно странно, потому что прежде он любил стариков, особенно своих родных. Тем не менее Дуглас сколотил армию из своих друзей и они начали охотиться за тремя стариками, которые им не нравились. Одного из них он «застрелил» из игрушечного пистолета. Старик со всей серьезностью отнесся к игре, уклонялся от выстрелов, но когда «пуля» попала в сердце, умер. Второго старика, Квотермейна, Дуглас сбил на велосипеде, и тот сломал ногу. Кроме того, в борьбе со старостью дети еще украли у стариков шахматы и остановили городские часы. Но потом они поняли, что это не поможет. Часы починили, шахматы вернули. Состоялось примирение враждующих сторон. Дуглас и Квонтермейн сидят друг против друга в доме старика. Половица, на которой стоят их стулья, качается, как качели, и то один идет вверх, то другой. Старик говорит: «Аппоматокс» (место, где был подписан акт о капитуляции Юга в Гражданской войне). Он спрашивает мальчика: кто из них генерал Ли, а кто генерал Грант, на ком какая форма? Мальчик не знает.

А ночью происходит знаменательное событие. Старик последний раз говорит со своим «дружком». Тот воскрес, чтобы попрощаться и навсегда уйти. А Дуглас впервые встречается со своим «дружком». Тот обещает мальчику, что теперь у него будут 2 сердца и отныне они всегда будут вместе. «Утром я проснусь первым» - обещает «дружок». Собственно, это и есть настоящий конец романа. Мальчик перенял эстафету, он взрослеет, детство кончается. Прощай, лето!

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up