Робин Хобб. Вселенная Элдерлингов. Ч1

Aug 01, 2013 19:20


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

Наверное, многие читали «Песнь льда и пламени» Мартина или смотрели, снятый по романам этого незавершенного цикла сериал «Игра престолов».
Произведения Робин Хобб менее раскручены, хотя очень похожи на романы Мартина. Робин Хобб - это псевдоним американской писательницы Огден, Маргарет Астрид Линдхольм. Она родилась в 1952 году; ее романы написаны примерно в то же время, что и у Мартина, но, видимо, это не плагиат с той или иной стороны - писатели, можно сказать, дружат и отзываются друг о друге хорошо.
Перед нами вновь самое мрачное Средневековье в неведомом мире, все действие крутится вокруг некогда исчезнувших драконов, много крови и жестокости. Есть и отличия: у Робин Хобб меньше секса и больше любви до гроба, самого романтического толка, хотя сексуальные сцены тоже имеются. Писательница более непримирима к рабству: если у Мартина есть рассуждения о том, что отмена рабства сверху при существующей на тот момент экономике (линия Дейнерис) приводит к еще большим страданиям, то у Хобб чудесная отмена рабства приводит к появлению государства свободных людей. Мне понравилось ее выражение, что если назначить человеку цену, то она быстро упадет до нуля.
И в той, и в другой эпопеи много действующих лиц. Но у Хобб они сгруппированы по циклам, так что за ними легче следить. И та и другая эпопеи, по-видимому, не окончены.
Итак, «Вселенная Элдерлингов» включает три цикла, каждый из которых состоит из 3-х книг: это «Ученик убийцы», «Сага о живых кораблях», «Сага о шуте и убийце». Циклы идут в хронологическом порядке. Последняя часть - «Хроника дождевых чащоб», в которой 4 книги. Две из них еще не переведены на русский язык, поэтому об этом цикле я пока рассказывать не буду, я за него еще не бралась.
Хотя циклы относительно самостоятельны, но герои из одного цикла могут появляться в другом в качестве эпизодического персонажа, а главное, все время продолжаются уточнения к Миру Элдерлингов, который очень сложный.
Вы подумаете, что я сошла с ума, читая столько чепухи. Может быть, но меня извиняет то, что книги написаны необычайно увлекательно - невозможно оторваться. Причем, можно открыть в любом месте, и все равно зачитаешься, потому что - действие, действие и еще раз действие. Любителям фэнтези настоятельно рекомендую. Кроме этого цикла у писательницы есть еще несколько. Но это я уже читать не буду - хватит. Это как с мексиканским сериалом: затягивает. Надо же было столько сочинить! Бывают же такие люди!
Но я расскажу все же немного о прочитанных книгах. Итак, на вымышленной планете есть источник непонятного вещества, называемого Скилл. Это вещество наделяет тех, кто его пьет или даже до него дотрагивается невероятными свойствами: они способны к телепатии, к долголетию и многому другому. Скилл тек в виде реки, но были и камни, состоящие из Скилла или его элементов. Более всего со Скиллом были связаны драконы. Да, простые, но умеющие летать, пресмыкающиеся обладали сознанием, долголетием и телепатией. При этом их основными занятиями были охота на разных животных, спаривание и уход за потомством.
Впрочем, я напрасно сказала, что они были простые пресмыкающиеся: у нас таких нет и не было. У драконов из романов Робин Хобб сложный цикл развития. Взрослая особь женского пола откладывает яйца в море, там они лежат, пока из них не вылупятся личинки - морские змеи. Они - хищники, едят рыбу, кальмаров и все, что движется. Эти змеи довольно долго растут, пока не приобретают гигантские размеры. Морской змей способен запросто опрокинуть парусный корабль.
Выросшие змеи образуют клубок. Они обладают способностью к общению друг с другом, для чего используют очень ядовитые выделения своих желез. Для всех других живых существ их яды очень болезненны и часто смертельны. Эти же яды змеи используют и для охоты и обороны. Среди змей встречаются Помнящие. Это змеи, обладающие сознанием. Они помнят свое имя, знают, что были драконами, помнят все свои перерождения и всех других драконов. Помнящие заставляют остальных змей обрести сознание и вспомнить себя. После этого клубок начинает двигаться к пляжу, где должно произойти их окукливание, а уже потом из кокона вылупится дракон, которому предстоит очень долгая жизнь. Взрослые драконы наблюдают за клубками, сопровождают их по воздуху чтобы они не заблудились. Дело в том, что окукливание возможно в одном-единственном месте на планете - только там есть нужный песок. Чтобы туда попасть надо из моря подняться по Белой реке. Эта река очень горячая, ее воды ядовиты и только змеи могут по ней плыть. Чудесный пляж находится на вулканическом берегу. Именно влияние вулканов и делает возможным все эти превращения. Не исключено, что это как-то связано со Скиллом. В превращении змей в коконы большую роль играют взрослые драконы: чтобы получился кокон, песок надо смачивать слюной дракона. Таким образом, кокон содержит память дракона, а заодно и всего драконьего рода. Через какое-то время под действием солнца дракон вылуплялся из кокона. Кокон как бы таял на солнце, а его остатки дракон или съедал или, что иногда случалось, зачем-то берег.
Драконы летали всюду, но жили только на своем вулканическом берегу.
Кроме драконов на планете жили люди. Все они находились на первобытной стадии развития, кроме тех, которые догадались поселиться на вулканическом берегу. Это были Элдерлинги. Они находились в чем-то вроде симбиоза с драконами. Общение с драконами и пользование Скиллом послужило толчком для быстрого прогресса этого народа. Они изобрели электричество, почти вечные аккумуляторы, удивительные ткани, способные держать тепло и многое другое. Элдерлинги построили города, куда драконы могли бы с удовольствием прилетать, что они и делали. Драконы участвовали даже в заседаниях парламента - для них были особые места. Люди делали из особых скилловых камней дома и дороги - это были «помнящие» дома и дороги, т.е. они помнили, для чего их сделали и вечно держали форму. Еще из этих камней можно было высекать фигуры, и они могли какое-то время передвигаться и даже летать. Люди любили высекать из них надгробия для своих будущих могил. По мере того, как человек работал над изваянием, камни впитывали его воспоминания, его личность, и получалось, что он тоже оставался в веках. А когда он заканчивал работу, то весь уходил в камень, а изваяние самостоятельно шло или летело до кладбища. Часто эти надгробия-саркофаги делали в виде драконов. Но при этом жили Элдерлинги долго, хотя и меньше драконов. Из камней также делали порталы, которые мгновенно переносили человека из одного конца планеты в другой.
Была такая практика, что один человек был связан с одним драконом. Драконы, например, любили, чтобы люди сочиняли и исполняли для них песни. В качестве поощрения дракон мог подарить человеку кусочек от своего кокона. Из этого материала получались удивительные вещи, обладающие поистине волшебными свойствами. Например, убить дракона можно было только стрелой или ножом из такого кокона.
Но хорошая жизнь кончилась в одночасье - началась серия землетрясений и извержений вулканов. Погибли сразу и Элдерлинги, и драконы. Правда, остались закладки яиц драконов в морях, остались коконы драконов в засыпанных дворцах Элдерлингов и остался один-единственный живой дракон. Он долго ждал, когда вылупятся новые драконы, но не дождался. Во-первых, после катастрофы море стало холоднее, и змеи не вылуплялись, во-вторых, те, что вылуплялись, не имели памяти, те, что имели память, не могли приплыть на свой пляж, т.к. из-за землетрясения его отрезало от реки. От расстройства дракон перелетел на ледяной остров, вмерз в лед и впал во что-то вроде анабиоза. Он очень хотел умереть, но не умер, т.к. был очень живуч. Почему они никак не помогал своим морским змеям, неизвестно. Возможно, все дело в его поле: может быть, заботой о потомстве занимались самки.
Прошли тысячелетия. За это время люди, живущие в других местах планеты потихоньку доросли до рабовладельческой и феодальной цивилизации. У них остались смутные легенды об Элдерлингах и драконах, но толком в них никто не верил.
Старейшим государством считается, находящаяся на юге, сатрапия Джамаиллия. Ею управляет сатрап, верят в бога Са. Оттуда часто бегут люди, заселяя другие земли.
В сложных отношениях с сатрапией находится более молодое государство Чалсед. Это рабовладельческое государство. Формально они признают главенство сатрапа, но на деле сильнее Джамаиллии. Они хотят занять все Проклятые берега.
Проклятые берега находятся там, где раньше жили Элдерлинги. А то место, где преимущественно были их города и где находился пляж для коконов драконов называется Дождевые чащобы. Жить там практически невозможно, но кое-кто поселился. Как они туда попали? Приплыли на лодках из кедра, который какое-то время выдерживает страшные воды Белой реки.
Эти люди живут в домах, расположенных на деревьях. Они страдают от ядовитых испарений, у них рождаются мутанты, имеющие когти, чешуйки, но жить в Дождевых чащобах все равно выгодно. Дело в том, что их жители нашли погребенные под пеплом древние города и проводят там раскопки. Они находят артефакты Элдерлингов и выгодно ими торгуют. Но особую ценность составляют живые корабли, которые делают только они. Живой корабль получают из кокона дракона, но люди не знают, что это такое и зовут его диводеревом. Они находят кокон, пилят его и часто находят внутри уже погибший зародыш дракона, который выбрасывают. Далее, делают корабль. Один корабль принадлежит одному семейству - его строят на заказ. Особое значение имеет высеченная на носу фигура - девушка, мужчина, женщина, юноша: от нее зависит характер будущего живого корабля. Вначале корабль отличается от обычных кораблей тем, что не боится разъедающей воды Белой реки. Через какое-то время он оживает. Для этого нужно, чтобы на нем пожили люди, чтобы кто-то на нем родился, а кто-то умер. Древодерево впитывает в себя вместе с кровью воспоминание этих людей. Оживший корабль обладает сознанием, умеет говорить, вырезанные из дерева глаза смотрят. Он мало нуждается в управлении, умеет уходить от пиратов, может драться с помощью своих могучих рук. Живой корабль имеет имя и хранит особую связь с одним из представителей семьи владельца. Он с ним ведет беседы, читает его мысли, может его вылечить. Матросы могут быть любые, но для связи с кораблем нужен член его семьи - той, что его заказала. Живой корабль по существу - мертвый дракон, но до поры до времени ни люди, ни сами корабли об этом не знали.
Семьи торговцев из Дождевых чащоб имеют живые корабли. Еще они продают их своим бывшим родственникам. Дело в том, что сбежавшие на проклятые берега люди вначале жили в городе торговцев Удачном. Но потом некоторые из них открыли для себя Дождевые чащобы. Так как рождение детей в чащобах очень проблематично из-за мутаций, их жителям все время нужна свежая кровь. Они заключают браки с жителями Удачного в обмен на живые корабли. Там сложная система. Таким образом, торговцы из Дождевых чащоб торгуют с торговцами Удачного, а уже те развозят их товар по всему свету.
Есть еще Бингтаун, где живут беглые преступники и те, кому Джамаиллия дала там земли. Этот город занимается работорговлей и пиратством.
На Проклятых берегах есть и отдельные городишки, где люди занимаются как рыболовством, так и пиратством. Из них образовалось новое независимое королевство между Джамаиллией и Бингтауном. Население состоит из пиратов и освобождённых рабов.
За Дождевыми чащобами начинаются горы. В этих горах осталась та каменоломня, откуда Элдерлинги добывали камень со Скиллом, из которого они делали транспортные порталы города, дороги и надгробные памятники. Там же и их кладбище с этими памятниками.
Среди гор лежит маленькое Горное королевство. Его жители ничего не знают о Элдерлингах.
А за Горным королевством находится независимое феодальное государство, называемое Шесть Герцогств со столицей Баккип. Им правит семья Видящих. Это уже Север. Там есть Помнящие камни, которым местные жители поклоняются, в частности, около них происходят бои для разрешения какого-либо спора. Кто победил - тот и прав. Про то, что это - порталы для мгновенного перемещения, люди не знают. Из шести герцогств 4 находятся на берегу моря, как и столица Баккип, а два - внутри страны. Внутренние герцогства все время хотят отделиться. Они богаче внешних.
Еще есть Ледяные острова. Это на одном из них закопан дракон. Жизнь на ледяных островах сурова, народ живет кланами, которыми управляют женщины. Жители островов занимаются земледелием, но могут и пиратствовать. Чаще всего они нападают на внешние 4 герцогства.
Интересно, что Шесть Герцогств считаются в Джамаиллии и на Проклятых берегах, и даже на Ледяных островах, которые они зовут внешними островами, варварским государством. Мол, там живут самые тупые и необразованные люди. Рабство в Шести Герцогствах запрещено.
Все жители этой планеты находятся под легким влиянием Скилла. Некоторые из них обладают телепатией. Если у человека есть такие задатки, то его можно обучить сознательно пользоваться телепатией. Это искусство называется Скилл. Существуют учителя Скилла и группы Скилла. Правители Шести Герцогств потому называются Видящими, что они обладают Скиллом. Скилл - это магия. С помощью него можно не только связаться друг с другом, но и вмешаться в чужие мысли, заставив сделать то, что тебе нужно. Скилл также дает ясновиденье. Можно видеть одновременно разные куски земли, разных людей, внушать им, что делать. Это очень захватывает, но и очень истощает. Еще Скилл позволяет видеть сущность вещей. Можно, например, увидеть неполадки в теле другого человека и вылечить его, но это требует больших сил, и чаще этим занимается целая группа Скилла.
Среди простого народа больше развита магия, называемая Уит. Уит - это связь с животными, умение понимать их. Обладающий этой магией человек способен видеть глазами своего животного, допустим кошки, собаки, понимать все его чувства. Находящееся в связке с человеком животное очеловечивается, а человек приобретает некоторые навыки животного. Это помогает, например, при охоте. Более других склонны к Уиту жители Горного королевства. Там в лесах есть даже скрытые поселения таких людей и животных.
Во всех государствах и городах Уит считается колдовством, за него жестоко наказывают, даже сжигают. Считается, что обладающий Уитом человек превращается в оборотня и вредит другим людям. На самом деле это неправда. Но правда в том, что человек и животное очень привязаны друг к другу, и когда животное умирает, то человек очень страдает. И наоборот. Хотя, есть такие люди, что, действительно, могут переселиться в животное, когда им грозит смерть. Тогда в теле животного живут сразу два сознания. А потом, если животному удается войти в связь с другим человеком, то живущее в нем сознание первого хозяина может переселиться в новое человеческое тело. Но это очень редкий случай. Видимо, именно такие случаи и заставили людей бояться Уита и преследовать его обладателей.
Уиту, как и Скиллу нужно учиться. Например, считается недопустимым отнимать у животного его природную жизнь: надо уметь уходить в сторону. К сожалению, из-за преследований учиться управлять Уитом стало не у кого.
Но самые удивительные люди живут на дальних Южных островах. О жителях этих островов известно только то, что у них полиандрия - одна женщина состоит в браке с двумя братьями. Они смуглые, но иногда у них рождается абсолютно белый младенец. Такой ребенок считается потенциальным Белым Пророком, и его, когда он чуть подрастет, отдают в специальную школу. Белый Пророк способен видеть временные нити, предвидеть будущее. Он может также менять будущее, но не сам. Белый Пророк не совсем человек, а для проведения изменений ему нужен человек, которого он называет Изменяющий. В каждом поколении может быть только один Белый Пророк, остальные изменений проводить не могут.
Живут Белые Пророки очень долго. Возможно, так же долго, как драконы. По мере взросления они, кстати, темнеют, становясь постепенно абсолютно черными. Например, на том острове, где вмерз в землю последний дракон, все это время жил рядом и присматривал за ним один Белый Пророк. Когда-то у него был свой Изменяющий - женщина. Но она давно умерла. Белый Пророк имеет такую же связь со своим Изменяющим, как обладающий Уитом человек со своим животным. Белые Пророки не обладают ни Скиллом, ни Уитом.

окончание http://uborshizzza.livejournal.com/2616027.html

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up