В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)
Сейчас идет интересная полемика между либералами о роли Егора Гайдара в нашей истории. Андрей Илларинов написал книгу «Разговоры с Гайдаром», где критикует последнего. Авен с Кохом тоже написали книгу, где наоборот, хвалят реформы Гайдара («История реформ 90-х из первых рук»).
Андрей Илларионов был одним из членов "чубайсовского" кружка молодых экономистов, куда входили Алексей Кудрин, Михаил Маневич, Сергей и Дмитрий Васильевы, Михаил Дмитриев, Сергей Игнатьев, Петр Авен.
Все они потом рулили нашей экономикой и себя не забывали, но Илларионов в меньшей степени, чем другие. Он больше критиковал и лично не обогащался. Вот несколько его высказываний, которые показались мне любопытными.
«Вряд ли применение термина "младореформаторы" к этим людям (Гайдар, Чубайс) корректно. Также не думаю, что те, кого вы так назвали, не понимали очевидного.
В то время мне еще казалось, что причина подобных действий Гайдара и Чубайса заключалась в их каком-то феноменальном непонимании ситуации.
Лишь 12 лет спустя мне на глаза попались документы комиссии Совета федерации, которая занималась анализом кризиса 1998 года. В этих документах было сказано, что в 1996-1998 годах целый ряд высокопоставленных представителей российской власти участвовали личными деньгами в инвестициях на рынке ГКО.
В этом списке были фамилии Гайдара, Чубайса, Алексашенко, других людей. Что касается Гайдара, то указывалось, что на его имя были осуществлены инвестиции в рынок ГКО на сумму 6 млрд руб.,
или примерно $1 млн по тогдашнему курсу. Для человека, работавшего в бюджетном секторе, $1 млн для 1990-х годов (как, впрочем, и сейчас) совсем не маленькие деньги. Комиссия Совета федерации по расследованию кризиса неоднократно приглашала Гайдара и Чубайса на свои заседания, чтобы дать им возможность публично опровергнуть выводы комиссии. Однако они отказались.
Когда мы пытаемся реконструировать те события, то на первый план выходит удивительная личная безответственность экономического руководства страны. До самого последнего момента Кириенко, Дубинин, Чубайс, Гайдар пытались проскочить тяжелейший кризис, пытаясь его "заговорить", стараясь убедить и общественность, и Ельцина, что девальвации не будет.
Деятельность правительства Киреенко-Дубинина под руководством их главных советников Гайдара, Чубайса, Фишера оказалась апофеозом фантастической некомпетентности и безответственности.
Многим искренним сторонникам Гайдара и Чубайса потребовалось время, чтобы понять, что позиция, политика, идеология их кумиров не являются ни либеральными, ни демократическими. Люди, провозглашавшие отделение собственности от власти, на практике захватывали госкомпании, государственные здания, получали госфинансирование, добивались вначале пониженных ставок арендной платы, а затем и полного освобождения от платежей государству. Такие действия дискредитировали не только конкретных людей, но и идеи, с которыми они ассоциировались в общественном сознании. Быть неразрывно связанным с государством и при этом убеждать других следовать либеральным принципам - это сильно отдает двуличием.
В результате колоссальная инфляция, огромное падение производства, безработица, несправедливая приватизация, девальвация, дефолт, правовой беспредел, расцвет бандитизма стали неправомерно ассоциироваться в российском обществе с либеральной политикой. Но это не либерализм, это осуществление практики правого социализма в современном понимании: мы за рынок, но с исключительными правами для себя и своих друзей».
А это из ответа Новодворской:
«…я никогда не был и в принципе не мог быть там, что по-Вашему называется "на стороне Гайдара" или же "против Путина". Во-первых, потому что очень часто, а в последние годы - практически всегда - Егор Гайдар и Владимир Путин оказывались на одной политической и моральной "стороне"… мое отношение к действиям Владимира Путина формируется по тем же принципам, что и к действиям Егора Гайдара. Я поддерживал В. Путина, когда он занимался экономическими реформами во время первого срока его президентства. Но я никогда не поддерживал его действий по уничтожению правовых и демократических институтов в нашей стране, по ликвидации свободных СМИ, по разгрому политической оппозиции и организаций гражданского общества, по уничтожению людей в Чечне, "Норд-Осте", Беслане, подготовленную и осуществленную с его активным участием агрессию против независимой Грузии… Можно как угодно относиться к Владимиру Путину, но, если Вы хотите остаться честным человеком, Вы не можете отрицать очевидного: значительная часть воспетых Вами экономических реформ, называемых Вами "гайдаровскими", были проведены в 2000-2002 гг. под руководством В. Путина.
Как бы трудно, неприятно, болезненно это ни было признавать Вам и многим другим людям, но эта "загогулина" оказалась неотъемлемой частью непростой истории нашей страны: многие необходимые реформы были осуществлены не Е. Гайдаром и А. Чубайсом, а под руководством В. Путина.
Вы пишете: "Андрей Илларионов утверждает, что в СССР в канун реформ не было голода. Очевидно, он жил трапперством и питался настрелянной дичью. Или получал номенклатурный паек. В 1990 году я в качестве методиста Демократического союза объездила очень много российских городов и могу засвидетельствовать под присягой: без масла, мяса, колбасы, сыра, кондитерских изделий, яиц, фруктов - это был не поволжский голод, не блокадный, но тоскливый, унылый, бесконечный пайковый и карточный голод без перемен и перспектив. А ведь и хлеб уже кончался, а картошки своей из-за остановки реформ и сегодня не хватает: едим голландскую и израильскую". "...кроме коммерческих магазинов, недоступных большинству, во Владике, в Омске, в Екатеринбурге и других местах, Нижнем например, никакой провизии уже не было. Вы никогда не пробовали пельмени из оберточной бумаги, которыми кормили в Нижнем Новгороде? Да и в Москве, между прочим, только москвичам уже вареную колбасу выдавали. Какого еще голода вы хотите?"
Валерия Ильинична, Вы, очевидно, не знакомы с тем, что мною говорилось о голоде. Поэтому специально для Вас повторю еще раз.
Голод - это не тогда, когда москвичам выдают вареную колбасу.
Голод - это тогда, когда есть нечего. Совсем. Это тогда, когда ничего нет не только в государственных магазинах, но и в коммерческих. И по месту работы. И на рынках тоже.
И по продовольственным карточкам, и без карточек. И из-под полы. И с черного хода. И у спекулянтов. И дома еды нет - ни в холодильнике, ни в кладовке, ни под кроватью. Еды нет и у родственников. И у соседей. Это тогда, когда вычищены все запасы. Когда еду невозможно ни купить за деньги, ни обменять на драгоценности - ни за обручальное кольцо, ни за семейные реликвии. Когда в округе съедены все кошки и собаки. Когда едят лебеду, желуди, кору деревьев. Когда набивают желудок глиной - чтобы заглушить безумное чувство голода. Когда люди бросают дома и бегут от голода куда глаза глядят. Потому что иначе - голодная смерть. Безжалостная. Массовая. Это тогда, когда тысячами, сотнями тысяч, миллионами умирают - и дети и взрослые. Это тогда, когда за кусок хлеба убивают. Когда начинается каннибализм.
Это то, что происходило в нашей стране, когда ее граждан миллионами уничтожали коммунисты и НКВД в 1921-23 гг., в 1932-33 гг., в 1946-47 гг. Это то, что было во время ленинградской блокады. Это то, что случилось во второй половине 1990-х годов в Северной Корее. Это то, что в наше время иногда происходит в других странах мира.
Но это то, чего не было в нашей стране в 1991 г.
Каким бы тяжелым ни был кризис продовольственного снабжения в России во время распада СССР, тогдашняя ситуация не имела ничего общего с реальным голодом…
Выступая на вечере памяти Егора Гайдара, Вы сказали: "Вы мне конечно не поверите, но он все-таки был диссидентом... Егор Гайдар был диссидентом всегда".
Не поверим Вам, уважаемая Валерия Ильинична. В отличие от Вас, Егор Гайдар не был ни диссидентом, ни революционером. За исключением короткого периода с декабря 1994 г. до начала 1996 г., когда Е. Гайдар действительно протестовал против войны в Чечне и под воздействием коллег в ДВР перешел в оппозицию к Б. Ельцину, он никогда не шел против того, кому принадлежала верховная власть в стране. Шесть лет он работал на М. Горбачева. Еще в 1990 г. от отверг предложение Г. Явлинского помочь российскому правительству, потому что, по его собственным словам, "был в команде Горбачева". Его выход из КПСС и переход на сторону Б. Ельцина произошли лишь 20 августа 1991 г. На стороне российского президента за исключением вышеупомянутого периода он оставался вплоть до осени 1999 г. Однако появление новой звезды на российском политическом небосклоне немедленно породило лозунг возглавлявшейся Гайдаром партии: "Путина - в президенты, Кириенко - в Думу!" За восемь лет путинского правления, приведшего не вполне демократическую страну к жесткому авторитаризму, Гайдар ни разу не высказался против В. Путина. Ни против карательных акций в Чечне, ни против удушения зрителей в Норд-Осте, ни против сожжения детей и матерей в Беслане, ни против антигрузинских чисток в России, ни против агрессии российского режима против Грузии. Но как только на горизонте замаячил новый преемник, Гайдар поспешил с новым заявлением о лояльности…
Е. Гайдар всегда оставался человеком власти. Очень вежливым. Легендарно вежливым человеком. Но власти. Сам по себе этот факт - вовсе не преступление. Но и не моральный подвиг.
Вы пишете: "Егор Гайдар отдал за реформы жизнь".
Извините, Валерия Ильинична, но это неправда. Свою жизнь за свободу в нашей стране отдал Анатолий Марченко. Галина Старовойтова. Лариса Юдина. Юрий Щекочихин. Сергей Юшенков. Анна Политковская. Юрий Червочкин. Магомед Евлоев. Станислав Маркелов. Анастасия Бабурова. Наталья Эстемирова. Макшарип Аушев. Антон Страдымов. Зарема Сайдуллаева. И сотни, тысячи, миллионы погибших борцов и с советской тиранией и с нынешним режимом. Среди них нет имени Егора Гайдара.
В отличие от Андрея Дмитриевича Сахарова, Петра Григорьевича Григоренко, Владимира Константиновича Буковского, здоровье которых методично уничтожалось советской карательной медициной, здоровье Егора Тимуровича подкрепляли цековские санатории и государственные дачи. Причина, по которой Е.Т. Гайдар так скоропостижно скончался, Вам хорошо известна; она не имеет ничего общего с борьбой за реформы».
Илларионов, наверное, самый последовательный из либералов. Он против любого госрегулирования экономики, которое он однозначно считает социализмом, но одновременно он против и личного обогащения допущенных к власти лиц и их близких. Вместе с тем Илларионов и против того, чтобы какие-либо государственные интересы существовали в принципе.
При этом все эти годы эта фактически анекдотическая личность была при власти и давала советы. Так Илларионов был советником Черномырдина в 1993 году, встречался с ним в самые острые моменты противостояния Ельцина и ВС и давал один и тот же совет - уволить Геращанко, которого считал социалистом (Он почти всех считает социалистами, даже Ясина). Так продолжалось, пока Черномырдин его не уволил за прогул. Но это не помешало Илларионову стать советником Путина. Там он продолжал чудить. В 2003 году он присудил Чубайсу изобретенную им самим премию "Оскар" в области экономики в номинации "афера года". А заодно заявил, что Чубайс со своим предложением о создании "либеральной империи" претендовал и на премию в номинации "самая нелепая идея года". Но ее он решил отдать Сергею Глазьеву, предложившему перераспределять природную ренту.
Но кое-что Илларинову все же удалось сделать: это он придумал «удвоение ВВП» и стабилизационный фонд. Также по его совету в 2000 году Касьянов досрочно выплатил Западу долг СССР.
В приведенных выше отрывках из высказываний Илларионова мне понравилось, что он рассказал о том, что Гайдар заработал на ГКО 1 млн. долл. за год. Понравилось его признание, что в экономике Путин даже либеральнее Гайдара, ну а выволочка Новодворской за голод 1991 года получилась у него смешно. Зацените.
Я вот думаю, что бы было, если бы Илларионов был у нас президентом, Россия бы еще существовала? А если бы они оба были там, где им положено было бы быть: в НИИ, да у себя на даче?