В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Хотелось бы написать про последний фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Этот фильм показали в передаче «Закрытый показ» в день, когда режиссера похоронили. Странная штука телевидение - в этот день его и закопали, и он сидел живой перед своими критиками. Конечно, они не могли в тот день, что шла запись передачи, наверняка знать, что смотрят последний фильм Балабанова, но ведь были слухи, что он очень болен и осталось ему полгода. По существу они обсуждали последний вздох человека, предсмертную записку. В этой ситуации мне очень не понравились те, кто пеняли режиссеру, что он не так высказался, не так дышал. Особенно выделялась Мария Голованивская - писатель, переводчик, профессор МГУ, автор колонок для «Коммерсанта», да еще и консультант. Я понимаю, она - великий человек и может позволить себе презирать какого-то там Балабанова и смерть. Сама-то она, конечно, никогда не умрет.
Но хватит об этом.
Фильм «Я тоже хочу» - не простой, а очень простой. Если фразу из названия докончить, то получится: «Я тоже хочу счастья». Человек полностью исчерпал свои душевные и физические силы, он умирает, все, к чему он в жизни стремился - это было счастье, на земле он его не достиг, надеется стать счастливым за гробом, но страшится своих грехов и боится, что Господь его не примет.
Вместе с тем в фильме присутствуют все необходимые ингредиенты балабановского кино: любимый каждой своей трещинкой Петербург с его подворотнями и дворами, саундтрек с русским роком, дорога, бесконечное движение из пункта А в пункт Б, зима, бандиты и проститутка, много водки, много трупов, голая женщина, разрушенная церковь. Основной тренд - медленно нарастающее безумие.
Кто-то в кафе смотрит телевизор: там мальчик-пророк предсказывает судьбу мира, но слушать его скучно - канал переключают на что-то жизнеутверждающее. Музыкант Гаркуша из «Аукциона» идет в баню. Там он случайно встречается с бандитом. Они шапочно знакомы, но вдруг бандит рассказывает, что сегодня он убил несколько человек, потом поехал исповедоваться, причастился, теперь попарился и ест замечательную воблу. «Зачем ты мне это рассказал?», - не выдерживает музыкант. Бандит скучным голосом говорит, что священник поведал ему об одном месте под Петербургом: 30 лет назад там произошел какой-то взрыв, все погибли, и с тех пор там никто не живет. Но в пораженной зоне есть колокольня без крыши, и если в нее войти, то оттуда могут забрать в Счастье, а могут и не забрать. Никто оттуда еще не вернулся. «Я тоже хочу!», - немедленно говорит музыкант. Бандит согласен взять его с собой, если тот поможет вызволить из наркологической больницы еще одного человека. Едут, вызволяют. Больница показана как филиал ада, где врачи буднично терзают несчастных алкоголиков. Спасенный алкоголик, выслушав историю о Колокольне Счастья, согласен ехать, но хочет взять с собой старика-отца. Едут к нему домой. По дороге алкоголик все время пьет водку и объясняет, что он пьет, потому что ему нравится, когда состояние меняется: то хорошо, то плохо, то опять хорошо. Его личный рекорд - три месяца воздержания.
Забрали отца. Старик этот одет в тельняшку, и за весь фильм он не сказал ни слова. Затем бандит заезжает к себе домой, чтобы запастись теплыми зимними вещами - очень боится замерзнуть.
Пока ездят по городу, не встречают машин. Когда происходит действие в фильме? Это безвременье, из которого нарочно стерты знаковые черты.
По дороге подсаживают к себе голосующую девушку. Она проститутка, хотя в свое время окончила философский факультет ЛГУ. Услышав, куда они едут, девушка заявляет: «Я тоже хочу».
Они еще недолго едут, пока не видят шлагбаум, часовых, а за шлагбаумом - заснеженные поля. Действие происходит летом: кругом зеленая травка, а в зоне - вечная зима. Почему? Может быть, из-за ядерной зимы? Или в аду должно быть холодно? Или это, наоборот, синоним вечной России?
Часовые говорят, что патриарх велел всех пропускать, но только они должны знать, что назад еще никто не вернулся. Здесь бандит, видимо, пожалел девушку и велел ей убираться из его машины. Он пошутил, что женщин в Счастье не берут, разве что голых. Тут она все с себя сняла и голая побежала по снегу. Вот так, одни на тот свет идут с полным запасом теплой одежды, а другие - голышом. Проститутка долго бегала по снегу, потом забежала в церковь без крыши. Крыши нет, а роспись со святыми и ангелами цела. Потом она спряталась в сене в коровнике.
Автомобиль едет за шлагбаум. Бандит раздал всем теплую одежду. Вдоль дороги лежат трупы - это те, кого не взяли в Счастье. По дороге встречают стадо мычащих коров: «А почему коровы не умерли?» - «Дурак, они же не люди!»
Не люди, но как они прожили среди снегов 30 лет? В зоне ничего не меняется: в церкви горят одни и те же свечи, а одни и те же коровы едят одно и то же сено.
Еще встретили того мальчишку-пророка, что выступал по телевизору в начале фильма. Он недолго с ними проехал, вышел, но успел сделать предсказание: бандита не возьмут, музыканта возьмут, деда бы взяли, да он раньше помрет, а алкоголик сам не пойдет.(Самого мальчика в Счастье забрали еще по дороге к колокольне).
Остановились у магазина, где горит вечный костер. Нашли водку: «Водка плохая, но другой нет». На огонь пришла голая проститутка. Одели ее в одежду, снятую с одного мертвеца. А старик умер. Сын остался его хоронить. Выкопал в мерзлоте хоть какую-то могилу, поставил крестик из прутиков, сам лег рядом помирать. Не всем нужен рай, если рядом не будет родного человека. Алкоголик был единственным из них, кто думал о близких.
Остальные ему не помогали, а поспешили к Колокольне. Вошла женщина - сквозь дыру в крыше вышло огненное облачко, вошел музыкант - тот же эффект. А бандит вошел и вышел обратно: не взяли его. Сел он на снег на пороге, а рядом сидит сам Балабанов. И его не взяли. Он успел сводить бандита в церковь и показать ему место, с которого тоже могут забрать. Не помогло. Рассказал небольшую историю из своей жизни: после первого курса он поехал на практику. Ему нужно было брать пробы из абсолютно черного озера, где была большая концентрация соли. Он зашел в черную воду с ногами, а когда вышел - его ботинки были белыми от соли. Рассказал - и умер. Бандит еще немного посидел и тоже умер.
Почему Балабанов опасался, что Бог его не примет, не возьмет в Счастье? Потому что он в своих фильмах «убил» слишком много людей. В этом плане чем он лучше бандита?
Мне кажется, что это - напрасные переживания. Из черного можно выйти белым. Балабанов не грешен перед людьми, ну а судить, конечно, Богу.
Это самый честный фильм из всех, что я видела.