Российская молодежь не знает, кто она такая

Apr 21, 2013 12:24


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

Опубликовано большое социологическое исследование молодежи, из которого я предлагаю вам некоторые выдержки.
http://gefter.ru/archive/8369
1. Социальная идентификация молодежи
Советская модель общества - два класса плюс слой интеллигенции - безвозвратно ушла в прошлое. Новой сколько-нибудь осмысленной модели общественного устройства ей на смену не пришло.
Российская молодежь не имеет ясной системы координат, не знает, из каких социальных групп состоит современной общество, не имеет самоидентификации. На вопрос «Кто Вы? Каков Ваш социальный статус?» большая часть респондентов не знали, как ответить.
Единственный социальный маркер, известный молодым людям, - это «средний класс», к которому никто себя не относит. Более того, юноши и девушки уверены, что в России никакого среднего класса нет. Это говорит о том, что российское общество по-прежнему находится в состоянии аномии.
Это мешает им осознавать цель своего развития, Так как для движения вперед и вверх надо понимать, где находится «верх» и где направление «вперед». Это приводит к многочисленным фрустрациям в связи с невозможностью планирования своего будущего и затуманенностью социальной перспективы.
2. Идеологическая идентификация
Либерально-демократические взгляды являются самой распространенной идеологией в среде российской городской молодежи.
Существует зазор между идеологическими лейблами партий и их реальной идеологией. Либерально-демократическая молодежь не считает Либерально-демократическую партию РФ «своей». То же происходит и с молодежью, разделяющей социалистические и националистические взгляды. Возникает ситуация, когда электорат не находит «своих» партий.
В молодежной среде существует неудовлетворенный запрос на партии монархического, националистического и анархического толка.
Молодые люди обвиняют государство в отсутствии идеологии, они нуждаются в том, чтобы им объясняли, «что такое хорошо и что такое плохо». Правда, как только идеология появляется, они сразу же начинают с ней бороться.
3. Отношение к России
Чем моложе респонденты, тем устойчивее в их среде представление о России как о великой державе, с мнением которой считается весь мир. С возрастом идеалистическое представление о России сменяется все более скептическим.
Большинство молодых людей считают, что Россия - великая держава, которая катится в пропасть, деградирует и разрушается.
Негативизм стал повальной модой в молодежной среде. Такого рода ментальность нуждается в подпитке исключительно негативной информацией. Критически настроенная молодежь избирательно относится к информации, подмечая и запоминая только отрицательные примеры.
Молодежь считает, что у России было славное прошлое и будет светлое будущее. А вот настоящее ужасно.
Основными проблемами России молодые люди считают коррупцию и воровство, бедность и несправедливость, бюрократизм и произвол чиновников, а также алкоголизм и наркоманию.
Носителями социального зла (коррупции и воровства) являются, по мнению молодых людей, исключительно чиновники. Этот тезис стал общим местом в речи молодого человека, не подвергается сомнению и не требует доказательств.
Молодежь возмущает не бедность как таковая, а несправедливая бедность. Человек, честно проработавший всю жизнь, живет, как нищий. В то же время те, кто демонстрируют свое богатство, его не заслужили.
В молодежной среде слова «алкоголь» и «наркотики» стали близнецами и употребляются в подавляющем числе случаев вместе. Эта лексическая близость слов заставляет сделать вывод, что в России проблема алкоголизации населения теперь усложнена присоединением к ней дополнительной проблемы употребления наркотиков.
4. Отношение к власти и государству
Молодые люди плохо представляют себе функции и структуру государства, не понимают, как устроена наша политическая система. Невежественность в области основ государственного и общественного устройства вызывает огульную критику, сводящуюся к стремлению «поменять всю власть целиком».
Молодежь боится власти. Власть представляется ей чем-то отталкивающим, опасным, безжалостным, что меняет человека, делая из него коррупционера и меркантильного циника.
Особенно критически к власти относятся группы специалистов и студентов технических специальностей.
5. Протестные настроения
Молодые люди в принципе не верят в возможность скорых революционных потрясений, хотя с большим интересом относятся к революции.
Критически настроенная молодежь ждет появления лидера-героя, который сможет объединить всех честных молодых людей и повести их за собой. Этот идеальный герой должен быть безупречно честным и не бояться идти на смерть. Оппозиционеры, пытающиеся действовать в рамках правового поля, кажутся молодым людям слабаками, боящимися бросить настоящий вызов системе.
Ни один из лидеров оппозиции не способен сегодня стать кумиром молодого поколения, так как борется не с системой, а за власть, то есть за свой «кусок пирога».
Молодежь не связывает возможную революцию в России с лидерами оппозиции. Настоящая революция, по их мнению, - это народный бунт, для которого пока нет предпосылок.
Негативизм, охвативший молодежную среду, однако, не выливается в революционное настроение. Между вербальной критикой власти и прямыми протестными действиями лежит существенная дистанция. Молодежь любит поговорить, поругать власть и порядки, но не спешит выходить на улицы.
Подавляющее большинство молодых людей никогда не принимали участия в протестных акциях.
Наиболее агрессивной и склонной к протестам группой являются специалисты с высшим образованием, проживающие в крупных городах России.
6. Потенциальная эмиграция
Существует связь между фрустрацией социальной группы и ее готовностью к эмиграции. По обоим показателям лидирует группа молодых специалистов.
Юноши и девушки имеют разную склонность реагировать на фрустрацию и разочарование в своих ожиданиях. Молодые люди находят выход в агрессии и склонности к протесту. Девушки стремятся эмигрировать.
Мужская часть молодежи является наиболее существенно более фрустрированной, неудовлетворенной, разочарованной группой, чем женская часть.
Основными направлениями эмиграции являются: из малого города - в большой, из большого - в столичный, из региональной столицы - в Москву, из Москвы - в Европу и Америку.
Внутренняя эмиграция молодежи имеет, по данным нашего исследования, весьма скромную географию: Москва, Санкт-Петербург и Сочи составляют ограниченный круг привлекательных для жизни городов России.
Внешняя потенциальная эмиграция молодежи ограничивается странами «золотого миллиарда» в Европе и Северной Америке.
Установлена зависимость: чем меньше молодой человек путешествовал, тем более он склонен к эмиграции. Среди рабочих мы обнаружили наибольшее количество «мечтателей уехать», в то время как именно эта группа молодежи имеет наименьший опыт путешествий.
Для эмиграции часто выбирают страны, в которых никогда не были.
7. Свободное время, Интернет, волонтерство
В молодежной субкультуре развивается тренд полного отказа от телевидения. Для более чем 60% молодых людей Интернет уже сегодня стал основным источником информации. Более того, в этой социальной группе сформировалась мода ненавидеть телевизор.
Государственная власть теряет влияние на умы людей из-за отказа все более многочисленной аудитории от просмотра телепередач.
В социальных сетях появились многочисленные сообщества, объединяющие оппозиционеров, фанатов, волонтеров и др., которые представляют определенную угрозу стабильности, так как обладают значительным человеческим ресурсом и способностью быстрой мобилизации сторонников.
Благодаря Интернету российская молодежь становится все более западно-ориентированной и склонной к либерализму. Открытость, возможность получать информацию и общаться с людьми со всего света, не выходя из дома, приводит к глобализации сознания. Это влечет за собой эрозию стереотипа об «особости» России, сформированного в изоляционистском обществе.
Меняются культурные стандарты. Читают теперь не только и не столько Толстого или Лермонтова, книги, написанные литературным языком. Основным «чтивом» молодых людей стали посты, твиты и коменты в социальных сетях, что ведет к упрощению русского языка, отхода от прежних литературных норм. Формируется массовая культура, участниками которой становится все большее количество людей. Расширение публичного пространства с неизбежностью ведет к падению культурных норм, требований к грамотности и стилистической стройности текстов.
Интернет привел к отказу от длинных текстов. Доминировать стало «клиповое мышление»: длина среднего видеоролика в Интернете составляет от 0,5 до 4 минут, длина твита ограничена 140 знаками.
Клиповое сознание приводит и к изменению политического поведения. Молодежь рассуждает не «идеологиями», не длинными логическими цепочками умозаключений, а «отговорками» - короткими клишированными фразами, призванными мгновенно, по одной-двум фразам распознать «своего». Сформировался набор фраз-«отговорок» у патриотов, националистов, либералов, лоялистов и др.
Российская социальная сеть «ВКонтакте» является безусловным лидером среди молодежной аудитории.
Использование телевидения и многих СМИ как рупора государственной позиции привело к уходу протестно настроенной аудитории в Интернет. Интернет и социальные сети стали местом концентрации оппозиционеров.
Футбол и фанатские клубы команд стали местом концентрации националистически и патриотически настроенной молодежи.
Интернет и социальные сети, использующие технологии «ушахиди», способствовали появлению нового тренда в молодежной среде - волонтерства, которое имеет потенциал сращивания с оппозицией.
Молодежные интернет-сообщества могут представлять угрозу стабильности и использоваться различными политическими силами. Войдя в контакт с молодежной группой, поняв ее интересы, опытный политик может простимулировать ее мобилизацию и управлять группой уже в своих интересах.
8. Кумиры молодежи
Молодежь уважает только представителей своего ближайшего окружения и людей, которых она видит на телеэкране. Между микромиром родителей и друзей и макромиром телезвезд и политиков зияет пропасть. Мир среднего уровня - уважаемых профессионалов, общественных деятелей регионального масштаба - не наполнен. Это говорит о том, что российская молодежь не видит для себя возможности получить всеобщее уважение и приобрести материальный достаток, честно работая в рамках своей профессии.
Ментальность российской молодежи постепенно меняется: обнаружен тренд от неприятия предпринимательства к уважению трудолюбия людей, создавших свой бизнес.
Кумиры современной молодежи - представители политики и шоу-бизнеса. Среди популярных персонажей нет ни одного, кто представлял бы профессии ученого, врача, учителя, инженера и проч.
Несмотря на растущее влияние Интернета, вкусы молодежи в значительно большей степени формируются телеперсонами, чем людьми из блогосферы и социальных сетей.
Несмотря на доминирующие протестные настроения, Путин остается самым популярным политиком России.

А теперь несколько интересных таблиц.






.


















Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up