В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)
Умер Борис Васильев. Он прожил большую жизнь, большую часть которой провел с любимой женой, которую звали Зоря. А мы и не знали, что «А зори здесь тихие» - как бы посвящение жене. По характеру же она была похожа на Искру из «Завтра была война». Даже по этим образам понятно, как писатель любил жену.
Я смотрела про них фильм, снятый к его 85-летию. 3-4 года назад они оба еще прекрасно выглядели: и морщин немного, и глаза горели, походка легкая у него была, спина прямая. Уникумы. Он пережил ее на 2 месяца. Приятный, интеллигентный человек.
А вот книги его мне не особенно нравились. Может быть потому, что в школе по ним давали писать сочинения. А мне больше по Толстому сочинения писать хотелось. Вообще, я никогда не любила книжки про войну. Они мне казались конъюнктурными. По-моему, пока только одна книга о войне удалась - «Илиада». Даже в «Войне и мире» про мир гораздо интереснее читать.
И есть у меня одна претензия к покойному. В самый разгар горбачевской антиалкогольной кампании в «Огоньке» вышел рассказ Васильева «Живая очередь». «Огонек» тогда имел миллионные тиражи, за ним стояли в очереди с 6-ти утра, и каждое напечатанное в нем слово воспринималось как истина в последней инстанции или божественное откровение. А у Бориса Васильева была безупречная репутация и огромный авторитет.
В рассказе лубочные старичок со старушкой мечтали отметить 40-ую годовщину своей свадьбы тем самым кагорчиком, что пили они много лет назад. А тут очередь страшная. Встали в нее бедные божьи одуванчики, а их и затоптали люди-звери.
http://readr.ru/boris-vasilev-ghivaya-ochered.htmlНадо сказать, что тогда не принято было еще вот вслух критиковать решения первого лица государства. А после этого рассказа стало можно. Его все прочли, ужаснулись, прослезились. Затоптанная мифическая бабушка Лидочка стала знаменем алкогольной мафии, и старое пьянство вернулось с удвоенной силой. Антиалкогольная кампания пошла на спад. Скольких жизней это стоило?
Вот это было настоящее проникновение искусства в жизнь!
Так что именно этот рассказ, а вовсе не все эти повести про войну и лебедей оказали настоящее влияние на действительность. Но почему-то об этом быстро все забыли.