Мартин Винклер. Женский хор

Mar 10, 2013 12:41


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

«Женский хор» - врачебный роман. Врачи частенько становятся писателями, и некоторые - большими писателями: достаточно вспомнить Чехова и Булгакова, или же они остаются в рамках своей профессии и пишут о ней. Такие книги всегда хорошо расходятся, потому что все читатели иногда становятся пациентами, и им интересен взгляд с другой стороны на проблему врачей и больных.

Мартин Винклер пишет о работе французского врача в гинекологической клинике. По-видимому, он сам много лет проработал врачом и опирается на свой опыт. Но точно сказать не могу, так как в аннотации к роману биографических данных нет. То, что он врач, можно понять из послесловия, где он пишет, что посетил медицинский факультет, который окончил, что использовал материал со своего сайта и т.д.
Для русского читателя будет интересно узнать, как устроена французская медицина. Многое у них не так, как у нас.

Сюжет простой. Джинн Эствуд, очень способный интерн 5-го года, должна отработать полгода в 77-ом отделении Университетского госпитального центра. Оно называется «Планирование семьи». Джин специализировалась на гинекологии и собиралась заниматься хирургией, причем той ее областью, что называется «восстановительная хирургия». Ей светило место в хорошей клинике. Но для этого надо было поучаствовать в одном исследовании, о котором я напишу ниже. Она бы хотела делать операции по перемене или коррекции пола, в крайнем случае, другие гинекологические операции, но ей совсем не улыбалось осматривать всяких там психованных теток. Нет, пациентка пусть находится под наркозом и тихо лежит на столе. Она и сама довольно-таки психованная тетка: каждые 5 минут ей хочется кого-нибудь ударить, а то и убить.

Предложение пойти стажироваться в 77-ое, самое маленькое и самое непрестижное отделение госпиталя ее взбесило, но отказаться было никак нельзя. Про отделение ходили дурные слухи: говорили, что его заведующий Франц Карма очень тяжелый человек. Он носит бороду, за что его зовут «синей бородой», хотя ему за 50, и борода уже с большой сединой. Он может ни с того, ни с сего прогнать интерна, что часто и проделывает. А это очень плохо с точки зрения дальнейшей карьеры молодого доктора. Вот изгнал же он предыдущего интерна только за то, что тот сказал о пациентке «дура». И наверняка он пристает к девушкам, т.к. ничего неизвестно о его семье.

В отделении кроме Кармы работает только регистратор Алина. Джинн приходит в первый день в 77-е отделение сильно на взводе, все ее тут раздражает. Правда Карма отнесся к ней хорошо: не приставал, не прогонял, делал вид, что не замечает ее неприязни. Он велел ей сидеть в кабинете и записывать все, что происходит. Она пишет и буквально сходит с ума от злости: ее, лучшую на курсе, лучшего интерна используют таким нерациональным образом.
Надо сказать, что Джинн недолюбливает гинекологов. Она считает, что все они практически насильники - гинекологический осмотр напоминает ей изнасилование. Конечно, без него нельзя, но сама она не хочет этим заниматься. И как пациент она ни разу за свои почти 30 лет в кресле не лежала, хотя и вела довольно бурную половую жизнь.
Но Карма не торопится осматривать женщин. Зато он очень долго с ними разговаривает. Джин уже хочется всех их убить. Вначале Карма спрашивает их, разрешат ли они присутствовать на приеме интерну. Они соглашаются. Потом они долго не могут сформулировать свою проблему: ходят вокруг да около, рассказывая в процессе всю свою жизнь, а Карма делает вид, что ему интересно. Джин все ждет, пока он велит им раздеваться и лезть на кресло, а он все слушает и слушает. Осматривает он не всех, а только тех, кто сам этого просит. Джин это не нравится: это не по правилам. А вдруг у них есть какое-то опасное заболевание?
После приема Карма требует, чтобы она прочла ему то, что написала и рассказала, у какой женщины какая проблема. Благодаря хорошей памяти ей удается выдержать экзамен, хотя она и не понимает его метода.

В 77 отделении в основном ставят женщинам внутриматочные спирали, вынимают эти спирали, ставят гормональный имплантант под кожу руки, удаляют имплантант, рекомендуют и выписывают те или иные таблетки для контрацепции, выписывают "таблетку следующего дня" в случае незащищенного контакта, определяют беременность, дают что-то вроде направления на аборт, который делают в соседнем отделении. Мазки тоже иногда берут, назначают кое-какое лечение в некоторых случаях. Беременность они не ведут. УЗИ не делают.

Видя негативное отношение Джинн к работе в его отделении, Карма предлагает ей продержаться неделю, а потом, если она не захочет остаться, он напишет ей положительный отзыв как за полгода.

Вначале Джинн кажется, что Карма только притворяется таким душевным по отношению к женщинам, но потом понимает, что он это всерьез. Он считает, что должен быть такой врач, который просто выслушает и успокоит женщину, объяснит ей, что с ней происходит. Те же все время всего боятся. Что будет, если они начнут принимать таблетки, что будет, если прекратят? Выделения в середине цикла - это опасно? Почему боль при сексуальном контакте? Что-то болит в животе вот здесь и вот так - это рак? Таблетки перестали принимать, а менструация не начинается - это бесплодие? Карма все это выслушивает, разъясняет, советует, рисует схемы, показывает анатомический атлас. Он считает каждую женщину неповторимой, особенной и относится к ней с огромным уважением. Он считает, что врач не имеет права осуждать пациентку. Например, ей 48 лет, а она сошлась с молодым мужчиной и хочет забеременеть. Просит вынуть спираль. Джинн собиралась ей сказать, что это сумасшествие, а Карма спираль вынимает. Он потом говорит, что уверен, что пациентка не станет беременеть, но она должна почувствовать, что может сделать это. Он не отговаривает тех, кто собрался на аборт, не задает нетактичных вопросов. Зато он осуждает врачей, которые так поступают. На одного врача, который посмел спросить у 13-летней девчонки, зачем ей контрацептивы, он даже написал жалобу. Девчонка испугалась и ушла, а потом забеременела. Карма ее направил на аборт. Он говорит, что виноват тот врач: нельзя было ничего спрашивать, а надо было выписать таблетку.

Карма в соавторстве с еще одним врачом написал книгу «Женское тело», где подробно описал свои принципы.

Кстати, Карма не гинеколог. Он - врач общей практики. Когда-то он был интерном по урологии. Но потом познакомился с врачом, придерживающемся гуманных взглядов в гинекологии. Именно тот придумал те принципы, которыми Карма руководствовался. Но в 70-е годы врачебное сообщество его полностью затравило за то, что он практиковал домашние роды, и он покончил с собой. Покойный говорил, что у каждого врача есть свой пациент Альфа, который определяет его будущий путь. У Кармы тоже была своя Альфа, с которой он хотел бы встретиться и узнать, как сложилась ее жизнь.

Карма считает, что женщин нужно осматривать в положении на боку. Это называется «английская поза». И рожать так лучше. Привычная поза удобнее для врача, но унизительна для пациентки. Мол, в США и Великобритании давно так работают, а во Франции - одна дикость.

Кроме работы в клинике, Карма еще ведет сайт, где отвечает примерно на те же вопросы, что и на приеме. Он предлагает Джин поучаствовать. Она соглашается. Приводится огромный список типичных вопросов с сайта самого автора книги.

Выясняется, что при 77 отделении есть маленький стационар. В нем лежит одна психически больная женщина, одержимая идеей убить врача-гинеколога, пожилая женщина, умирающая от рака, жертва домашнего насилия. Как все это оправдывается организационно, я не знаю. Например, сумасшедшая лежит по просьбе ее мужа-психиатра, которого она тоже пыталась убить.

Кроме работы на приеме, в стационаре, дежурства на сайте, Джинн еще приходится дежурить в отделении «Скорой помощи».

Постепенно она проникается идеями Кармы. Этому способствует то, что пациентки начинают относиться к ней, как к родной, благодарить, доверять. Оказывается, что работа с людьми имеет свои плюсы.
Здесь тема гуманизма в гинекологии исчерпывается, и автор переходит к мелодраме. Выясняется, что странности Джинн имеют объяснение: она выросла без матери, которая, как ей сказали, умерла при родах. Ее растил отец, но, когда ей исполнилось 25 лет, он без объяснения уехал в Канаду. Джинн очень обиделась; отец ей потом писал, но она его сообщений и объяснений не читала. У нее были проблемы с физиологией: Джинн была представителем так называемого третьего пола. У нее проходили менструации, она принимала таблетки от беременности, но имелся и небольшой пенис. Она блестяще училась, занималась айкидо, была агрессивна, но ее никогда не привлекали женщины.
Джинн с подросткового возраста спала со всеми подряд для самоутверждения, но большинство юношей второй раз не хотели с ней встречаться. Наконец, она нашла парня, который стал с ней жить, любил ее, но она сама его прогнала, так как считала, что отношения с ним вредят ее учебе.

Поневоле общаясь с пациентками, узнавая об их жизни, Джинн становится мягче. Она примиряется с отцом, со своим парнем и узнает тайну своего рождения. Оказалось, что та женщина, что она считала матерью, вовсе не была ее матерью, а была ее братом. А матерью была та женщина, что она считала тетей. Закручено, да?

Приехавший из Канады отец разъяснил ей ситуацию. Ее бабушка по матери, которая разбилась на машине вместе с мужем, когда девочке исполнилось 10 лет, была богатой и деспотичной женщиной. Ее дочь в 15 лет родила ребенка. У младенца наблюдались признаки обоих полов. Бабушка сразу решила, что это будет девочка. Она зарегистрировала ребенка на себя, назвала Камиллой и воспитывала как принцессу. Но ей пришлось постоянно делать операции, их было уже 7, когда Камилла умерла от послеоперационного сепсиса. Камилла имела психологические проблемы и посещала психолога. Отец Джинн как раз был тем психологом, к которому ее водили. Так он познакомился с матерью Джинн. Пока бабушка отвлеклась на проблемы Камиллы, между ними случился роман. После смерти Камиллы родилась Джинн. Увидев, что это опять ребенок третьего пола, мать от нее отказалась. Эствуд забрал ее себе, но ему пришлось заключить сделку с несостоявшейся тещей: девочку записали как дочь Камиллы. Впоследствии Эствуд иногда приводил дочь в дом к бабушке. Там ее могла видеть родная мать. Потом мать умерла, потом погибла бабка. Рассказывая эту историю, Эствуд особенно подчеркивал роль врача, который посоветовал ему не делать младенцу никакой операции и бежать с ней куда подальше.

Джинн решила найти свои медицинские документы. Из них она узнала, что к смерти Камиллы и к ее рождению имел отношение доктор Карма. Она потребовала объяснений. И Карма рассказал ей, что он был интерном у уролога, который был одержим идеей когда-нибудь сделать полную пересадку полового члена и яичек и тем самым войти в историю медицины. У него был соавтор-гинеколог. Вместе они отыскивали детей третьего пола и проводили на них операции. Камилла попала им в руки. Карма дежурил у постели Камиллы после последней операции. Внешне похожая на девушку, она призналась ему, что всегда чувствовала себя парнем. Он считал, что мама наказывает его за то, что он не родился девочкой. Он не сможет любить мужчин, не сможет родить, ему всю жизнь придется терпеть болезненные операции и пить гормоны. Он не хочет жить. В общем, Карма вколол ему большую дозу морфия. Тогда это не раскрыли.
Но зато он спас Джинн. Когда она родилась, то его шеф, прослышав о ребенке третьего пола, велел принести младенца к нему. Карма был в ужасе. Он посоветовал отцу скорее бежать, написал в карте, что половые органы не имеют особенностей, а сам решил посвятить себя работе с женщинами. Джинн была его пациенткой Альфой.

Заодно выяснилось, что Карма был женат на своей регистраторше Алине и имел от нее взрослую дочь.

Джинн же отказалась от идеи идти работать хирургом в престижную клинику. Как я писала вначале, ее бы приняли туда, если бы она приняла участие в исследовании по лекарственной терапии людей третьего пола. Она должна была анализировать материалы. При работе с ними она поняла, что людей, подобных ей, используют как подопытных кроликов, чтобы потом делать пластические операции по омоложению пожилым богатым женщинам.
Поэтому Джинн осталась работать в 77 отделении, а Карма с женой смог взять годовой отпуск и отправиться путешествовать.

Отдельной проблемой являются отношения врачей с фармацевтическими фирмами. В частности, Джинн обрабатывали именно представители фармацевтических кампаний. Они находят способных интернов, вовлекают их в подобные исследования, устраивают на хорошую работу, а потом те продвигают их лекарства.

Еще в романе имеются какие-то стихи про женщин и их проблемы. Не могу сказать, что это хороший роман, потому что много натяжек, не во всем я усматриваю логику, много однообразной информации, но все же прочесть его можно, так как в нем затрагиваются любопытные вещи.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up