В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Чужое)
Представляю вам проект из книги Карлтона Куна «Расы Европы». Американский антрополог сбирал материал по всему свету и обобщил его в книге, изданной в 1948 году. Он проводил антропоморфические измерения на характерных представителях разных народов, а также исследовал кости и черепа из древних захоронений. В итоге у него сформировалась следующая концепция. Представители европейской расы заселяли Европу дважды. Первый раз это были верхнепалеолитические охотники, пришедшие из Африки. Их потомки живут в Европе до сих пор. Второй раз опять из Африки пришли люди средиземноморского типа. У этого типа 2 большие ветви: южная и северная. Северная - это блондины, которых Кун назвал «нордики». Но к средиземноморскому типу относятся и берберы, и арабы. В каждой из стран можно встретить представителей этих обоих типов. Например, в Германии будут и нордики и брюнны с борребю - потомки верхнепалеолитических охотников. И те и другие, и третьи - немцы. Никто никого не лучше и не хуже. Таким образом, бессмысленны разговоры об «истинных арийцах» и «чернозадых». Посмотрите сами.
Лопари и самоеды
Во время позднего плейстоцена, в период послеледниковых культур мезолита, потомки верхнепалеолитических охотников жили в Северной Африке, в большей части Европы и в Западной Сибири, где часть из них стала прародителями монголо-идной расы. Еще во время существования культур верхнего палеолита в Западной Европе некоторые из племен охотников демонстрировали зачаточно монголоидные тенденции развития. Среди ныне живущих потомков этих охотников такие тенденции более распространены в восточных регионах, нежели в западных.
Наряду с айнами лопари представляют наиболее восточную группу сохранившихся белых охотников и единственную группу, которая до нашего времени не знает земледелия. Их современное место проживания в Скандинавии и на Кольском полуострове, видимо, является недавним, и предполагается, что первоначально они жили в окрестностях Урала.
Рис. 1 (Lundborg and binders, The Racial Characteristics of the Swedish Nation, вклейка 28). Шведский лопарь-оленевод из Емтланда, в котором не заметно нордической или других нелопарских примесей; его можно считать образцом, наиболее близким к первоначальному типу лопарей. Как лопари в целом, это низкорослый брахицефал с маленьким телом и головой. Бросается в глаза его морфологическая схожесть с альпийцами; он менее монголоиден, чем другие лопари.
Рис. 3 (фото Мартина Лютера). Еще один несмешанный лопарь с побережья Норвегии, в котором больше зачаточно монголоидных черт, чем у двух предыдущих. Как и других, кожа у него смуглая, волосы и глаза темные.
Рис. 6 (фото Мартина Лютера). Норвежский лопарь со светлой кожей, светлыми глазами и каштановыми волосами. Несмотря на то что он чистокровный лопарь, этот человек обладает многими нордическими чертами. Его вид более типичен для лопарей, чем вид индивидов на рис. 1, 2 и 3, которые были выбраны для этой работы, чтобы представить скорее лопарский прототип, нежели лопарей как группу.
Рис. 7 (Антропологическая лаборатория, Институт народов Севера, Ленинград). 20-летний самоед из северной России. Это молодой самоед по всем показателям гораздо более монголоиден, чем прочие несмешанные лопари: его толстые, черные, прямые волосы, темная кожа, темно-карие глаза и черты лица указывают на то, что он частично ведет свой род от полностью монголоидных предков. Самоеды очень различны по своей монголоидности; этот человек, похоже, является примером ее крайней степени. Самоеды пришли в Северную Европу позже лопарей; их первоначальной родиной была Восточная Азия.
Угроязычные представители ладожского расового типа.
Уральская языковая семья, на языках которой говорят лопари, финны, венгры, азиатские угры и самоеды, делится на финно-угорскую и самоедскую ветви. На языках угорской ветви сегодня говорят два весьма различных народа - мадьяры Венгрии и Трансильвании и остяки и вогулы бассейна Оки. Предполагается, что древние угры, как и финны, принадлежали к дунайскоподобному или нордическому типу и ассимилировали более древние охотничьи популяции лесов Восточной Европы. Позже во времена экспансии гуннов, тюрок и монголов угры стали объектом монголоидного влияния. Индивиды, показанные на вклейке 2, были выбраны, чтобы проиллюстрировать разные степени и формы древнего ладожского типа.
Рис. 1. Мадьяр из Будапешта: относительно высокорослый, гипербрахицефал, с относительно большим размером головы; с большим лицом, низкими орбитами, большим межорбитальным расстоянием, средней складкой века. Эти черты в соче-тании с выступающими по бокам скулами, широкой, тяжелой нижней челюстью позволяют назвать этого индивида представителем ладожского прототипа. Он представляет собой новое проявление лицевых черт жителей восточноевропейских лесов послеледникового периода; этот тип входит в группу верхнепалеолитических типов, и он сильно редуцирован. Как и в случае с верхнепалеолитическими типами Северо-Западной Европы, его тенденция к светлой пигментации, похоже, является локальной и не означает нордической примеси. Как и в случае с лопарями, этот тип обладает зачаточной монголоидностью; но он значительно отличается от лопарей своей пигментацией, общими размерами, размером и структурой нижней челюсти. Этот индивид, видимо, обладает многими чертами первоначального ладожского типа, распространенного среди угроязычных предков мадьяр, пришедших в Венгрию из своей родины в Поволжье. Хотя этот элемент является типичным в своей стране, этот индивид нетипичен для венгров как популяции в целом.
Рис. 2 (Институт народов Севера). Остяцкая женщина из Сибири. Ладожские черты лица чаще проявляются у женщин, чем у мужчин. Остяцкая женщина, показанная ниже, является таким же прекрасным примером ладожского прототипа, как и венгр в предыдущем примере. Обратите внимание на светлые волосы, светлые глаза, большое межорбитальное расстояние, широкий нос с низкой переносицей и вздернутым кончиком, широкие скулы.
Рис. 3 (Институт народов Севера). Остяк с самоедской примесью; волосы каштановые, глаза смешанные, лицо в веснушках. Кроме ладожского элемента, описанного выше, этот индивид, похоже, обладает и монголоидной примесью.
Рис. 4 (Институт народов Севера). Вогул: в нем больше монголоидной примеси, чем в предыдущих примерах. Стоит подчеркнуть, что все монголоидные расовые черты, прослеживаемые у угров в Сибири, были приобретены ими уже после миграции из европейской части России в Азию.
Монголоидное влияние в Восточной Европе и Туркестане
Вторжения монголоидных народов из Средней Азии на протяжении тысячи лет с 400 по 1400 г. н.э. привели к появлению поселений чистых монголоидов (калмыков) у устья Волги, а также к появлению частично монголизированных племен финской группы, перешедших на тюркские языки. В Русском Туркестане европеоидные популяции были в различной степени монголизированы.
Рис. 1 (фото Б.Н. Вишневского). Этот весьма темнопигментированный чуваш из племени тюркизированных финнов, живущих в Чувашской республике в восточной России, представляет, судя по лицевым чертам, или древний ладожский прототип, или монгольскую примесь, а возможно и то, и другое.
.
Рис. 3 (фото J. Wastl, Archiv flir Rassenbilder, Bildaufsatz 2, Archivkarte 11, 1926. Herausgeber E. von Eickstedt, J. F. Lehmans Verlag, Miinchen). Башкир - представитель другого тюркизированного финского народа, проживающего в Казанской области и на южном Урале. Этот индивид совершенно монголоиден на среднеазиатский манер.
Рис. 4 (фото Гордона Т. Боулза). Узбек из Русского Туркестана. Узбеки - тюрко-язычные обитатели среднеазиатских ханств смешанного происхождения. Этот индивид представляет набор частично монголоидных черт, характерный для этого народа.
Рис. 6 (фото Б.Н. Вишневского). Арабоязычный туземец из Русского Туркестана. Потомки арабских захватчиков, вторгшихся в Туркестан в Средние века, были ассимилированы узбеками, а те, кто сохранил свой семитообразный вид, по большей части смешались и изменились. Этот старик представляет собой очень распространенный тип в Туркестане независимо от этнической или языковой принадлежности: смесь монголоидного и локального длиннолицего средиземноморского типов, создающая псевдоарменоидную внешность. Обратите внимание на длинную, жесткую, прямую бороду - явление, распространенное среди индивидов этого типа, которых фон Эйкштедт называет туранидами.
Потомки типа брюнны в Скандинавии
Все верхнепалеолитические типы можно разделить на две группы:
а) подвергнувшиеся редукции размеров головы и тела и частично эмбрионали-зированные в результате этих процессов;
б) сохранившие размеры головы, тела и маскулинность черт, характерные для охотников плейстоцена.
Большинство представителей последней группы сконцентрировано в Северо-Западной Европе. Долихоцефальные индивиды, метрически и морфологически повторяющие кроманьонский и брюнн-пржедмостный ориньякский типы, чаще всего встречаются в Скандинавии и Ирландии. В Скандинавии они сконцентрированы вдоль южного побережья Швеции в окрестностях Гётеборга, а также в горах юго-западной Норвегии.
Рис. 1. Швед из Тролльхаттона, южная Швеция. Этот человек очень высок и коренаст, плотного сложения. Его голова значительной длины, его лицо почти такое же широкое, как свод черепа; все размеры лица большие, особенно ширина нижней челюсти; расстояние между глазами, тяжесть надбровных дуг также бросаются в глаза. Этот индивид обобщает, возможно, как и любой другой ныне живущий человек, физический тип охотников, заселявших Западную и Центральную Европу в лауфен-ский межледниковый период, а также во времена последнего оледенения. Обратите внимание, что в этом случае, как и у большинства индивидов этого типа, пигментация является светлой лишь частично.
Рис. 2. Еще один швед, в этом случае из Гётеборга, менее экстремальный пример того же типа. Шведы этого типа обычно занимаются морской профессией или любым делом, связанным с морем. Оба этих индивида, а также индивид на рис. 4 были измерены и сфотографированы в бостонских доках.
Рис. 3 (из Alette Schreiner, Anthropologische Lokaluntersuchungen in Norge; Valle, Halansdal, und Eidjjord. Oslo, 1930. № 113). Этот норвежец из изолированного горного поселения Балле в юго-западной Норвегии принадлежит к тому же базовому типу, что и два предыдущих индивида; однако его лицо и нижняя челюсть уже; его волосы пепельно-светлые; заметна нордическая примесь.
Рис. 4. То же можно сказать и об этом крайне длиннолицем и золотоволосом шведе из Хельсингборга. Он, однако, обладает намного большими размерами головы и лица, намного более крепким строением и более тяжелым лицевым скелетом, чем любой нордик. В нем преобладает верхнепалеолитический тип.
Продолжение следует