Алексей Иванов. "Комьюнити"

May 21, 2012 10:49


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

В первую очередь надо сказать, что «комьюнити» - это сообщество людей, ведущих коллективный блог с открытым или премодерируемым постингом для всех членов комьюнити. Так что название нового романа А. Иванова подсказывает нам, что он имеет отношение к социальным сетям, что соответствует действительности. Кроме того, это еще сатира, фантастика и мистический детектив в одном флаконе. Сложную задачу поставил перед собой А.Иванов и, по мнению критиков, плохо с ней справился.
Критикам не понравилось, что Иванов свернул с родной пермской почвы и написал о Москве. Они посчитали, что он завидует москвичам и осуждает их образ жизни, чего они от него почему-то не ожидали. А почему, собственно, Иванов должен отличаться в этом плане от всей остальной России? Кто у нас любит Москву и москвичей, кроме самих ее жителей? Полезно узнать взгляд на родной город со стороны.
Не одобрили критики и то, что Иванов вернулся к жанру фантастики, с которого когда-то начинал в 1989 году. Но ищет себя человек: не хочет всю жизнь, видимо, писать на почвенническую историческую тематику или вспоминать славные 80-е и 90-е годы. Имеет право.
«Комьюнити» - это второй роман из цикла про дэнжерологах. Первым был роман «Псоглавцы», вышедший под псевдонимом А. Маврин.
http://uborshizzza.livejournal.com/1633634.html
Напомню, что дэнжерологи изучают паранормальные свойства арт-объектов и исторических реликвий.

Главного героя «Комьюнити» зовут Глеб. Он родился в городе Апатиты, но мечтал переехать и переехал в Москву. В Апатитах, по его словам, достала апатия. В Москве Глебу удалось устроиться топ-менеджером в компанию «ДиКСи». Эта компания представляла интернет-платформы для блогов, радио, телевидения, газеты и пр. Ее изюминкой является семантический интернет. Это означает, что поиск приспособлен к конкретному пользователю, т.е., допустим, пессимист будет получать плохие новости, а оптимист - хорошие. То же самое с френд-лентой, с поиском музыки, фильмов и пр. Глеб отвечал в компании за блоги и телевидение.
Он был доволен своей жизнью. Фирма предоставила ему хорошую квартиру в центре с видами на будущую приватизацию, большую зарплату. Он смог купить дорогую машину, модно одеваться, питаться в хороших ресторанах, посещать клубы, что было для него важно. Герой с удовольствием перечисляет одежные марки и названия клубов и ресторанов. Но дело не только в тяге к комфорту: такой образ жизни успокаивает Глеба, который боится смерти. Ему кажется, что Москва, в отличие от всей остальной России, не даст ему погибнуть раньше времени. Кругом тьма и смерть, а внутри МКАД свет и цивилизация.

Примерно такое же ощущение защищенности давали Глебу разные гаджеты и Интернет. Ему было приятно, что в любой момент может добыть любую информацию. Он практически жил в Сети.
Глеб был обязан компании всем. Любовницу он нашел тоже на работе - ее звали Марина. Ей было уже 34 года, и она работала диск-жокеем на их радиостанции. Мать-одиночка, все силы которой были направлены на то, чтобы выглядеть на 17 лет.
Единственный приятель Борис Крохин или Бобс трудился в фирме айтишником. Бобс был моложе Глеба, и тот относился к нему покровительственно. Бобс считался компьютерным гением, а говорил только о бабах и сексе. Одной из его постоянных тем было желание переспать с Маришей.

А между двумя владельццами «ДиКСи» - создателем семантического интернета Гурвичем и Гермес, который занимался продвижением и продажей платформы - назрел конфликт. Они имели разные взгляды на будущее компании: Гермес хотел ее продать государству и стать наемным руководителем, а Гурвич предпочитал остаться владельцем.
И вдруг Гурвич умер.
Гермес отправил Глеба на его похороны, которые проводились на Калитниковском кладбище. Неподалеку от места захоронения он увидел большой белый крест с надписью «abracadabra», причем это слово было написано много раз, образуя перевернутый треугольник так, что каждый раз получалось на букву меньше, пока не исчезло совсем. Глеб все это немедленно сфотографировал и вывесил в Интернете на портале «ДиКСи» с вопросом о том, что это такое. Ему немедленно ответили, что «Абракадабра» - это имя демона чумы, Калитниковское кладбище - это кладбище, где хоронили жертв чумы 1771-1773 года. Один из способов избавиться от чумы, был создать ее символическую могилу и поставить крест с такой надписью.
Тема про чуму заинтересовало пользователей, и они создали комьюнити про нее. Всего в нем было около 20 человек. Некоторых Глеб знал: Ольгу (о ней чуть ниже), Бориса, Маришу, а о других у него не было информации.
Ссылки так и посыпались. При этом один из пользователей поместил ту же надпись в виде треугольника, но уже острием вверх - как бы выпустил чуму наружу.
На похоронах Глеб познакомился с дочерью Гурвича, которую звали Оля или Орли. Она рассказала ему про свою проблему. Оля мало знала своего отца - ее позвал в Москву Гермес, чтобы около умирающего Гурвича была родная душа. А до этого они не общались, т.к. Оля была плодом практически случайной связи. Гурвич знал о ней, но не помогал и не интересовался. Но перед смертью в нем проснулась совесть, и он завещал дочери некие протоколы со своей программой. Он дал ей пароль («Абракадабра»), но когда она открыла файл, то программы в нем не было - кто-то успел раньше. Понятно, что это был Гермес, который не хотел делиться с наследницей. Всю эту историю он затеял потому, что боялся того, что Гурвич назло ему вообще уничтожит программу. А Гурвич, оказывается, был наркоманом. От этого он и умер. Последнее время наркотики ему доставала Марина, которую об этом попросил Гермес.
Глеб влюбился в знойную еврейку и пообещал помочь. Он обратился к Бобсу. Тот признался, что лично ломал пароль, но поможет только, если Глеб отдаст ему свою любовницу. К Марине или Кабуче (ее сетевой псевдоним) он подбирался давно. Пришлось Глебу дать Марине отставку. Между ними не было любви, но был секс. Оля же переехала к Глебу.
После этого Борис объяснил, что Гурвич сделал не просто пароль, а пассворд, т.е. к каждой букве пароля прикрепил ссылку, ссылки разместил по разным программам. Бобс уничтожил файл, но не смог получить программу. Собрать ее обратно будет трудно.
Далее с Глебом стали происходить странные вещи: у него начались галлюцинации. Он стал видеть демона чумы Абракадабру и зачумленных людей, причем демон мог притвориться любым из его знакомых. На те же симптомы стала жаловаться Оля и другие члены комьюнити. Один из них сошел с ума, другой утонул. Оба пострадавших говорили, что пришла чума, а их сообщество зачумлено. Один из сообщников, который давал самые обширные ссылки про чуму, попросил о личной встрече. Этим человеком оказался дэнжеролог Дорн. Он рассказал, что некоторое время тому назад Гурвич попросил его подобрать какой-нибудь такой культурный феномен, связанный с чем-то, что может уничтожить много людей сразу. Дорн предложил чуму, так как эта тема нашла широкое воплощение в культуре. Он подготовил 11 ссылок, на которых Гурвич и спрятал программу. Идея была такая - кто соберет пароль, тот окажется зачумленным, начнет видеть страшные образы, сойдет с ума и погибнет. Из этой ситуации есть один выход, который применялся в Средние века. Надо договориться с демоном чумы Абракадаброй и стать Королем-Чумой. Король-Чума приносил демона в свой город и начинал заражать людей. Их имущество доставалось ему. Когда много народу умирало, демон уходил. Похоже, что демон напал на Гермеса, т.к. именно он уничтожал файл с программой Гурвича. Гермес подбил Глеба образовать чумное сообщество. Для этого он установил около могилы Гурвича фальшивую могилу с крестом, зная, что Глеб заинтересуется и вывесит снимок в Сеть. Таким образом он инициировал чумное сообщество. Он также приказал Борису символически выпустить демона - перевернуть треугольник с надписью «Абракадабра». Теперь в нем живет демон, а сообщники умирают. Дорн рассказал все это потому, что начал всюду видеть образы чумы.
Больше Глеб Дорна не видел, так как Дорн пропал из сообщества. Исчезли и некоторые другие сообщники, а один из них, которого звали «Умнеевсех» предложил новое сообщество, а это закрыл.
Тем временем Бобс бросил Маришу в весьма грубой форме, и она даже пыталась с собой покончить. А Орли решила поговорить с Гермесом начистоту и взяла с собой для поддержки Глеба. Она сказала ему все, что о нем думала. Гермес обиделся и предложил Глебу сделать выбор: или порвать с Орли или уволиться.
Глеб остался с Олей, но сразу же пожалел об этом. Ведь все, что он имел, он имел благодаря «ДиКСи». В результате они с Ольгой поссорились, и Глеб поехал назад к Гермесу просить прощения. Но когда он вошел к нему в кабинет, то увидел, как кто-то выбрасывает шефа из окна. Все это происходило ночью в тихом месте, и труп должны были найти только утром. Но у убийцы было лицо Глеба! Он понял, что перед ним демон и попытался бежать. Во дворе он встретил Бориса, который взялся его увести на своей машине - вроде бы он все это видел и был на стороне Глеба. Но по дороге Борис рассказал Глебу, что любит Ольгу, что она переехала уже к нему в обмен на то, что он соберет для нее программу отца. После смерти Гермеса она станет владелицей фирмы, а он ее управляющим. Борис - очень умный. Еще когда он ломал пароль, он сделал так, чтобы неприятности перешли не на него, а на Гермеса - так тот и подцепил чуму. А еще Борис догадался, кто из сообщников был демоном - «Умнеевсех». Он совместил его аватар с аватаром Ольги, и она стала Королевой-Чумой вместо Гермеса. Она образовала новое сообщество, в котором тоже все умрут, а потом демон уйдет. Далее демон убил Гермеса, но свалят они все на Глеба. А Глеб сейчас погибнет, потому что за рулем сидит вовсе не Борис, а опять демон Абракадабра. Тут демон показался в своем истинном облике и исчез. Автомобиль движется без шофера, а сзади подъезжает грузовик. Глеб молится: «Господи еси, всеблагой наш модератор…».

Ну как вам? Весьма несвязно, концы с концами не сходятся. Идею о ментальной чуме я так и не поняла.

Меня часто спрашивают, зачем я пересказываю книжки? Чтобы не забыть, а то они моментально исчезают из памяти.

Роман состоит из нескольких языковых пластов. Много места (наверное, треть) занимают статьи из Википедии про чуму, написанные научным стилем. Получилась маленькая энциклопедия об этой болезни. Кто интересуется, может ознакомиться. При этом часть сообщений представлена с имитацией сетевого жаргона. Например: «Ниипицца Пьяцца, подавиться пиццей!», «Эй, народ сетевой! Толкаю батл! Какая бывает чума? Чей чумадос чумачечее?».

Марина изъясняется на придуманном Ивановым молодежном сленге: «Как твои женихи? - Не айс. Тот Дима, про которого я тебе рассказывала, оказался бэбик аульский. Может, и хороший чел, но не могу я с такими, ёханы кабитос».

Борис говорит по-своему: «Кто сгенерил этот пассворд, тот и знает. Одно понятно: эта программа - файрволл, защитная опция. Кто знает кодовое слово, тот спокойно входит в папку с документами. Кто не знает, тот взламывает пассворд, и на него нападает файрволл. И ему наступает жопа».
А Глеб все это переводит на литературный язык. Это и образует основной объем романа. Кроме этого есть немного физиологических описаний сексуальных сцен и много откровенных разговоров про секс, который ведут мужчины между собой.

Есть сатирическое изображение Москвы и москвичей. Здесь тоже звучит тема чумы, а вернее, пира во время чумы. Страна гибнет, а Москва жиреет и сверкает огнями. Глеб пытался спастись в Москве от смерти, гуляющей про просторам России, думал, что здесь безопасно. Просчитался.

Глеб - типичный для Иванова главный герой - несколько романтически настроенный благодушный молодой человек, который все время терпит поражение из-за неумения ходить по трупам и совершать подлости. Есть привычные для Иванова метафоры. Сейчас мало кто использует этот литературный прием. Например, мне понравилось, что когда Глеб читал сетевую переписку Бориса и Мариши, то испытывал неловкость до поджимания пальцев ног. Запоминается.

Так что я бы не сказала, что роман провальный. После того, как я его прочла, мне захотелось прочесть другие книги Иванова. А вот когда я ранее пыталась читать расхваленный критиками роман «Золото бунта», такого желания у меня не было.

Оказалось, что зря. Мне понравилась и «Общага-на-крови» и «Географ глобус пропил». Теперь возьмусь за «Сердце Пармы» и «Блудо и Мудо». Иванов - интересный писатель. Надеюсь, что с дэнжерологами он завяжет и опять напишет что-нибудь стоящее.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up