В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
Оглавление проекта
http://uborshizzza.livejournal.com/538318.html Прежде чем писать про катакомбы, разберемся, что это такое, тем более что пост про гонения на первых христиан и их катакомбную жизнь вызвал нешуточную полемику. В самом широком смысле это помещение, в котором множество коридоров, синоним лабиринта: «Да у тут просто катакомбы какие-то!». Но все же чаще так называют лабиринты подземных помещений. Обычно они образуются в результате промышленной добычи какого-либо камня. Например, известны одесские катакомбы - подземные галереи, где добывали строительный камень, а в войну в них прятались подпольщики. В катакомбах вполне можно скрываться длительное время: там постоянная температура, и чужие легко запутаются в лабиринте.
Катакомбы имеют еще значение таинственного, скрытого под землей места, где вынуждены скрываться гонимые.
Но самое распространенное значение этого слова - подземные могилы, и в особенности, могилы первых христиан, и в особенности, в Древнем Риме, где христиане подвергались гонениям.
Все эти значения как-то перепутались, и многие думают, что первые христиане жили в катакомбах. А они там не жили, а хоронили своих покойников. Более того, тип подземного кладбища в Древнем Риме не назывался катакомбами.
Древние римляне практиковали
2 способа захоронения: кремацию и захоронение в землю. Это было зафиксировано в Законах 12 таблиц. В разное время предпочтение отдавалось одному из них. Например, Сулла хотел, чтобы его кремировали, потому что он боялся, что его труп выкопают и осквернят. У него были основания для подобных опасений, потому что он сам вырыл труп своего врага Мария. После Суллы был период, когда в основном кремировали. Так труп Цезаря сожгли. Но во 2-ом веке нашей эры преимущественно хоронили в землю. Бедных и богатых хоронили, разумеется, по-разному. Но хоронить надо было всех. Если путник на дороге находил труп, то обязан был его похоронить. Самых бедных и рабов кидали в особый колодец с облицованными камнем стенами, пока он не заполнялся. Бедные люди хоронили своих родных в те же сутки, что он умер, до рассвета при свете факелов. Разумеется, это происходило потому, что в Италии довольно жаркий климат. Бедняков хоронили довольно быстро.
Тело богатого человека могли бальзамировать и держать какое-то время дома, чтобы с ним простилось больше народу. Труп лежал в атрии на парадном ложе. Похоронная процессия включала плакальщиц, мимов и флейтистов, флейтистов, трубачей, певцов, танцоров. Мимы изображали предков покойного, для этого на них были маски, изображавшие лица этих людей. Восковые снимались с лица покойного и хранились в каждом доме (мимы надевали их копии). Кто-либо из мимов представлял умершего, не останавливаясь перед насмешками насчет покойного: на похоронах Веспасиана, который почитался прижимистым скупцом, архимим Фавор, надев маску скончавшегося императора, представлял, по обычаю, покойного в его словах и действиях; громко спросив прокураторов, во что обошлись его похороны, и получив в ответ - «10 миллионов сестерций», он воскликнул: «Дайте мне сто тысяч и бросьте меня хоть в Тибр». При похоронах знатных и выдающихся лиц процессия направлялась не прямо к месту сожжения, а заворачивала на Форум, где и останавливалась перед рострами. Покойника на его парадном ложе ставили или на временном помосте, или на ораторской трибуне; «предки» рассаживались вокруг на курульных сиденьях. Тогда сын или ближайший родственник умершего всходил на трибуну и произносил похвальную речь (laudatio finebris), в которой говорил не только о заслугах умершего, но и обо всех славных деяниях его предков, собравшихся вокруг своего потомка.
Далее шли на место захоронения, которое еще по Законам 12 таблиц было за городом. В Риме хоронили только самых-самых заслуженных и очень редко. Там труп или сжигали на погребальном костре, или хоронили в землю. Костер складывали в виде алтаря; у богатых людей он бывал очень высок, украшен коврами и тканями. Стенки костра раскрашивались в разные цвета. Вокруг втыкали в знак траура ветви кипариса. Ложе с покойником ставили на костер и туда же клали вещи, которыми умерший пользовался при жизни и которые любил. Один охотник I в. н.э. завещает сжечь с ним всю его охотничью снасть: рогатины, мечи, ножи, сети, тенета и силки. К этому прибавляли всевозможные дары участники погребальной процессии; тело изобильно поливали и осыпали всяческими ароматами, ладаном, шафраном, нардом, амомом, смолой мирры и проч. Светоний рассказывает, что когда тело Цезаря уже горело на костре, актеры, представлявшие предков и облаченные в одеяния триумфаторов, стали рвать на себе одежду и бросать в огонь; ветераны легионеры начали кидать в костер оружие, с которым они пришли на похороны, матроны - свои украшения, буллы и претексты - детей. Перед сожжением совершалось символическое предание земле: у умершего отрезали палец и закапывали его.
Когда костер был готов и ложе с покойником на него установлено, один из родственников или друзей покойного поджигал костер, отвернув от него свое лицо. При сожжении крупных военачальников и императоров солдаты в полном вооружении трижды обходили вокруг костра в направлении справа налево (decursio).
Когда костер угасал, горящие угли заливали водой, и на этом погребальная церемония собственно и кончалась. Участники процессии говорили последнее «прости» умершему; их окропляли в знак очищения священной водой, и они расходились, выслушав формулу отпуска: ilicet - «можно уходить». Оставались только родственники, на которых лежала обязанность собрать обгоревшие кости. Вымыв руки и воззвав к Манам покойного, начинали собирать его кости. Их полагалось облить сначала вином, а затем молоком; потом их обтирали досуха полотном и клали в урну вместе с разными восточными ароматами. Это собирание костей (ossilegium) совершалось в самый день похорон, и тогда же происходило очищение семьи и дома покойного, оскверненных соприкосновением с мертвым телом: устраивался поминальный стол у самой могилы, в «могильном триклинии», если он был, а если его не было, то просто на камнях или на земле. Обязательным кушаньем на этих поминках было silicernium, какой то вид колбасы; могила освящалась закланием жертвенной свиньи. Дома в жертву Ларам приносили барана.
Девять дней после похорон считались днями траура; в течение их родственники умершего ходили в темных одеждах; их ни по какому делу не вызывали в суд, и возбуждать вопросы о наследстве в это время считалось неприличным. На девятый день на могиле приносили жертву (sacrificium novendiale), состав которой был строго определен: тут могли быть яйца, чечевица, соль, бобы. Дома устраивали поминальный обед (cena novendialis), за который садились уже не в траурной одежде. Люди знатные и богатые устраивали иногда в память своих умерших угощение для всего города. При империи раздачу мяса заменили раздачей денег. Игры в память покойного (обычно гладиаторские) часто устраивались тоже в этот самый день, почему и назывались ludi novendiales.
Умершего не забывали; память о нем свято соблюдалась в семье. Его обязательно поминали в день рождения и смерти, в «праздник роз» (rosalia), в «день фиалки» (dies violae), в праздник поминовения всех умерших (parentalia). Поминали умершего иногда еще и в другие дни. На могиле совершали возлияния водой, вином, молоком, оливковым маслом, медом; клали венки, цветы, шерстяные повязки; поливали могилу кровью принесенных в жертву, обязательно черных животных. Созывался широкий круг друзей. На могиле ставили зажженную лампаду. Покойному ставили трапезу (cena leralis) из овощей, хлеба, соли, бобов и чечевицы, а родственники устраивали тут же у могилы поминальное угощение.
На общих кладбищах хоронили только бедняков. Для захоронений существовали семейные гробницы. Состоятельные люди устраивали обычно гробницу не только для себя, но и «для своих отпущенников и отпущенниц и для потомков их» (обычная формула в надписях на памятнике). Если этих отпущенников было много, то патрон уделял в своем могильнике место для наиболее близких ему. Богач Тримальхион желал, чтобы вокруг его могилы (а памятник его занимал 100 римских футов в длину и 200 в ширину) были насажены всевозможные плодовые деревья и лозы. Место погребения называется в надписях иногда «огородом», иногда «именьицем»; упоминаются вино, овощи и цветы, с него полученные. Такие участки обводились стеной; присмотр за могилой и за садом поручался обычно отпущеннику умершего, который тут же и жил. «Я позабочусь, чтобы по смерти не потерпеть мне обиды, - говорит Тримальхион, - поставлю охранять мою могилу кого нибудь из отпущенников, чтобы люди не бежали гадить на мой памятник». Он желает украсить этот памятник разными рельефами и заказывает изобразить корабли, плывущие на всех парусах, разбитую урну и над ней плачущего мальчика, а посредине часы: «…кто ни посмотрит - хочешь - не хочешь, - прочтет мое имя».
Родовые и фамильные гробницы представляли собой часто большие сооружения с несколькими комнатами; в одной стояли урны с пеплом или саркофаги; в другой собирались в поминальные дни друзья и родственники покойного, и так как поминки включали и угощение для живых, то нередко при могилах устраивались и кухни.
Если они не обладали такими средствами, чтобы сделать себе отдельную гробницу, и не желали быть выброшенными в общую свалку, то им надлежало обеспечить себе место в колумбарии. Члены императорской семьи и богатые дома строили колумбарии для своих отпущенников и рабов.
Это были четырехугольные, иногда круглые здания со сводчатым потолком; подвальная часть колумбария уходила довольно глубоко в землю, а верхняя строилась из камня и кирпичей. По стенам в несколько параллельных рядов шли полукруглые ниши вроде тех, которые устраивались в голубятнях, почему название голубятни - columbaria - было перенесено и на эти здания. В полу каждой ниши делали два (редко четыре) воронкообразных углубления, в которые ставили урны с пеплом покойного таким образом, чтобы из углубления выдавались только верхний край урны и ее крышка. Над каждой нишей находились дощечки, обычно мраморные, с именами лиц, чей прах здесь покоился.
Таким образом, было возможным, чтобы кто-то выкупил землю под свою гробницу и дал право хоронить на этой земле всю свою родню, слуг, рабов и их потомков. Если место наверху заканчивалось, то переходили под землю, выдалбливая могилы в каменистой породе.
Первыми массово хоронить покойных в породе под землей начали иудеи, которых в Древнем Риме жило много со времен завоевания Иудеи Помпеем. Сегодня эти захоронения называются иудейскими катакомбами. Раннехристианская община формировалась внутри иудейской общины. Христианство и иудаизм полностью разделились только ко 2- 3-му веку. Римляне же их считали иудейской сектой, а иудеи не подвергались официальным гонениям в Риме. Христиане тоже хоронили своих покойных в подземных галереях. Раньше считалось, что они использовали бывшие каменоломни, но теперь думают, что камень там не добывали, потому что он все равно не годился для строительства, а галереи вырубали специально для могил. Две из самых древних, датированные первыми десятилетиями 2 в., - это катакомбы Домициллы и Присциллы. Первая катакомба возникла, возможно, в связи с тем, что Флавия Домицилла, принявшая христианство внучка императора Веспасиана, выделила своим вольноотпущенникам участок земли под кладбище. Вторая была так или иначе связана с богатым семейством Ацилиев, один из членов которого, Ацилий Глабрион, консул в 91 н.э., был казнен Домицианом, возможно, за свою приверженность христианству. Со временем эти частные кладбища перешли к христианской церкви. Самым большим захоронением считаются катакомбы св. Калисто на Аппиевой дороге, а самыми известными - катакомбы св. Себастьяна на Аппиевой дороге. Так вот, именно последние только и назывались в Древнем Риме катакомбами. Происхождение самого слова неясно. Возможно, что слово произошло от "у спуска к могилам", из греч. katakona - "гибель, смерть". Возможно, оно означает «низина».
Так почему же теперь все подземные кладбища называют катакомбами? Почему их связывают с особыми мучениями христиан? Потому что, как ни странно, об этих погребениях забыли на целых 600 лет, и заново открыли их уже в 16 веке. Первым обнаружили захоронение под церковью св. Себастьяна на Аппиевой дороге, вспомнили по книгам его название, и уже потом все такие захоронения стали звать катакомбами. Остальные нашли в 19 веке.
Теперь, почему о них забыли? А много ли помнят старых кладбищ, да еще спрятанных под землей? Хоронить там перестали уже при Константине Великом. О катакомбах помнили очень долго потому, что там были погребены христианские мученики. Но когда их кости массово распределили по церквям, а в катакомбах остались одни простые усопшие, их перестали посещать паломники, и о них забыли.
Осталось сказать о преследованиях христиан, т.е. откуда взялись мученики. Христианство стало официальной религией в 313 году. До этого выделяют 9 гонений на христиан. Их начинал кто-нибудь из императоров, потом он умирал, и гонения прекращались.
Вначале римляне не отделяли христиан от иудеев, но постепенно начали разбираться. Людей отталкивало от христиан, как и от иудеев то, что они составляли сплоченную группу, в которую не каждый мог попасть. Они имели тайные знаки и тайные обряды, они не участвовали в жизни всей римской общины, не праздновали вместе сними, не ели жертвенного мяса. Другой момент: христиане не молчали, а разоблачали римских богов, говорили, что они не настоящие боги. Разве это не возмутительно? Ведь римляне верили в своих богов и боялись их гнева. А что если боги накажут всех римлян за такие разговоры христиан? Наконец, христиане ждали конца света и говорили об этом. Это выражалось в том, что они все несчастья трактовали в пользу своего взгляда на жизнь: произошло, допустим, землетрясение или большой пожар, а христиане говорят: «Это означает, что скоро будет конец света, А ваши боги - не боги, а идолы, и они вас не защитят». Мало того, ведь получалось, что после конца света все умершие христиане воскреснут и будут жить необыкновенной жизнью, а остальные будут мучиться в аду. Все умрут, а я останусь. Они обличали римлян за безнравственность. Вам бы понравились такие соседи? И еще христиане предлагали желающим спастись: окреститься и заодно переписать свое имущество в пользу общины. Вряд ли это нравилось родственникам. Как и всякая сплоченная тайным знанием диаспора, христианская диаспора постепенно занимала хорошие места, помогая своим членам в карьере и бизнесе. Все это не могло не вызвать озлобления у остальных римлян. Они несправедливо упрекали христиан в атеизме, в том, что те ненавидят людской род, в каннибализме и инцесте, в черной магии и заговорах против императора.
Отдельно хотелось бы сказать об инцесте и каннибализме. Возможно, такие обвинения были потому, что первые христиане практиковали вечери любви - agape. Это была трапеза, которая устраивалась около гробницы мученика. Во время трапезы, допустим, говорил какой-то видный член общины, потом читали молитвы над остатками хлеба и вина и торжественно их съедали. Все это должно было напоминать Тайную Вечерю. но вместе с тем agape напоминала и обычные поминки в гробницах у римлян. Бывали случаи, когда они превращались в обычный языческий праздник. Христиане всю ночь сидели около гробницы, пили и веселились. Это возмущало св. Августина, который говорил: "Мученики слышат звон ваших бутылок, стук ваших сковородок, звуки вашего пьяного веселья!". Позже agape уже не было, а осталось только причастие.
Но точно мы не знаем, что было на agape. Возможно, они походили на что-то, что происходит в некоторых сектах, что может произвести неблагоприятное впечатление на постороннего человека. Все это вместе привело к тому, что римляне-язычники невзлюбили римлян-христиан. Все это происходило по Всей империи, а не только в самом городе Риме.
Осталось письмо, которое наместник провинции Вифиния (сегодня в Турции) Плиний Младший написал императору Траяну в 96 году. Он рассказывает о том, что получает многочисленные жалобы на христиан и просит совета, как с ними поступать. Когда он вник в их веру, то счел ее сплошным мерзким суеверием, но особого вреда он в христианах не видит. Сошлись на том, что если христианин раскаялся, принес жертву перед статуей императора (государственный культ), то его можно оставить в покое.
А Нерон устроил казни христиан после пожара Рима в 64 году. Следовало свалить на кого-то вину - вот христиане и пригодились. Но вначале погромы христиан устроили простые граждане.
Серьезные преследования начались в 3-ем веке. Септим Север издал указ, запрещающий обращение в иудаизм или христианство. Да, в Древнем Риме охотно обращались в иудаизм. Было 2 формы: полная - с обрезанием и омовением в купели, и неполная, где было достаточно признать, что бог един и соблюдать субботу. Затем был указ Валериана, изданный в 257 году, предписывал клирикам совершить жертвоприношение римским богам, за отказ полагалась ссылка. Кроме того, под угрозой смертной казни было запрещено совершать богослужения и посещать места захоронений. В следующем году был принят более суровый закон, согласно которому духовных лиц за отказ повиноваться полагалось казнить, знатных мирян сенаторского и всаднического сословия - лишать достоинства и подвергать конфискации имущества, в случае упорства - казнить, их жен лишать имущества и ссылать, лиц, состоявших на императорской службе,- лишать имущества и осуждать на принудительные работы в дворцовых имениях. С приходом к власти Галлиена эти законы перестали исполняться.
Отдельно выделяется Великое Гонение при Диоклетиане (303-313). Зато оно было последним.
После каждого гонения появлялись мученики, к могилам которых шли паломники. Вот, собственно, и вся история с катакомбами.