Прислуга

Dec 02, 2011 00:06


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

В «Русском репортере» помещена статья о прислуге. Автор в рамках известного приема «журналист меняет профессию» вначале посещала занятия в агентстве, где готовили прислугу, а потом немного поработала в доме одного состоятельного гражданина. Статья довольно объемная. Ниже помещаю некоторые отрывки из нее.
http://www.rusrep.ru/article/2011/11/30/prisluga/

Молодой богатый мужчина знакомится с будущей домработницей в офисе агентства по подбору домашнего персонала. Соискательница - женщина в возрасте, в платочке, скромная, явно верующая.
- И все вы уме-е-е-те, - растягивает слова будущий наниматель, развалившись на кожаном диване. - И с парогенератором работали, и постные блюда готовите. - Он пристально смотрит на ее христианский платок. - Я одного не понимаю: вы в последний раз когда сексом занимались?
Домработница - божий одуванчик - скукоживается в жалкий комочек и вылетает за дверь, закрыв пунцовое лицо.
Мужчина смеется. Сотрудники агентства делают вид, что ничего не произошло. Это нормальный вопрос для стресс-интервью. Другие кандидатки иногда срубаются на вопросах про лишний вес или «слишком старый возраст»: начинают пререкаться, вместо того чтобы повернуть ситуацию в позитив.
- А ведь она хороший работник, - вздыхает Зоя Матлашевская, хозяйка агентства. - Могла бы вежливо ответить, что не хочет обсуждать личную жизнь. Или пошутить: «Только что, в маршрутке».
- Я предыдущую уволил, когда нотации читать стала, - улыбается клиент. - Она слишком рано пришла, а я выбежал из душа на телефонный звонок. Голый. И началось: «Мой сын себе даже в шортах ходить не позволяет!» А ты чего раньше времени пришла?! Вот и не хотел наткнуться снова на такую «мамочку». Надо было какой-нибудь вопрос задать, чтобы выявить типаж. Сработало…
В комнате, заполненной полками с моющими средствами и вешалками с одеждой, уже полукругом сидят девять человек. Зоя Матлашевская, полноватая женщина в голубом фартуке с дежурной американской улыбкой, ведет курсы для домашнего персонала. Прежде чем возглавить агентство, она сама шестнадцать лет проработала домработницей...
- В семье, дорогие мои, приветствуется типаж «кошечки» - мягкой, покладистой, которая умеет создать комфортную среду...Любые резкие движения, отвлечение на себя внимания - дискомфорт для нанимателя…полные женщины от 35 до 45 лет, скромно и небрежно одетые. Украинка, молдаванка, уроженка Севера, две крымчанки и несколько москвичек. Слева от нас гардероб и гладильные доски, справа - целый шкаф бытовой химии: бесчисленные тряпки, порошки, гели, губки…
- Как вас зовут? - спрашивает Зоя последнюю слушательницу.
- Таня.
- Почему вы такая толстая, Таня? Как же вы будете работать на площади в двести квадратных метров?
- А я уже работала на ней, - со спокойной улыбкой отзывается Таня. - И мой вес мне не мешает.
- Верно, Таня. Вы перевели мое хамство в позитив, а не отыгрались на мне. Готовьтесь к тому, что в первые дни работы наниматель будет провоцировать вас неприятными замечаниями, нарочно создавать тяжелые условия. Это делается не для того, чтобы вас оскорбить, а чтобы понять, насколько комфортно с вами работать, насколько вы можете существовать в прогибе.
Полненькая Альфия очень разговорчива и все время отвлекает менеджера Зоиного агентства.
- А помните, я вам говорила: я на вокзале сим-карту купила, а она не работала. А мне вот сын сказал, что неправильно вставила!
В Альфие чувствуется типаж провинциалки - такая начнет обсуждать свою личную жизнь с нанимателем, перебороть эту разговорчивость трудно. Поэтому больше всего в качестве домработниц ценятся москвички с образованием - они просто умеют молчать.
- Люди из интеллигенции даже здороваются по-другому, это самые востребованные сотрудники. Но, к сожалению, их мало. У меня есть несколько вакансий на пятьдесят тысяч, но их буквально некем закрыть, - разводит руками Зоя. - Вот был бы у вас чуть другой характер - я бы вас устроила: есть вакансия, деньги шикарные, - говорит она мне. - Но без личной жизни.
- Разве молодые девушки могут согласиться на вакансию с условием отсутствия личной жизни?
- Безусловно. А вы думаете, таких мало? Бросил парень, осталась одна с ребенком, родители не помогают. И идут в горничные.
…За чаем все сразу перезнакомились, стали «ой, девоньками». Самая толстая, но и самая красивая, уютная женщина Татьяна работает домработницей уже девять лет.
- А зачем ты на курсы-то пошла? Ты, небось, уже все знаешь!
- Хочется узнать чего-нибудь нового!
Она - из тех немногих женщин в этой профессии, которые карьеристки. Она и ведет себя соответственно: со всеми приветлива, не заводит разговор первой, внимательно слушает и солнечно улыбается. «Кошечка». Она приехала из Молдавии, потому что зарабатывать на жизнь своей специальностью больше не могла: врачи там получают двести долларов. А здесь стала работать в трехэтажном загородном доме. Обслуживала одна.
- Мои наниматели - люди, которые привыкли к тому, что за ними убирают, и отучились делать простые вещи. Моя хозяйка оставляла мне трусы с неоторванной прокладкой, - жалуется Татьяна.
Галина, бывший бухгалтер, пока еще без опыта работы прислугой, разливает нам кофе. В Ростовской области ее сократили по возрасту и наняли вместо нее молодую девочку. Бухгалтером устроиться и в Москве не удалось: слишком много молодых конкуренток.
- И пришла ты теперь учиться драить унитазы… А я вот, девоньки, работаю ради удовольствия, - начала еще одна «карьеристка», Мария. - У меня квартира в Москве есть, машина есть, а нравится комфорт в доме людям создавать.
- Вот это да! И сколько ты получаешь?
- Шестьдесят тысяч.
- Ох, мне б хоть половину…
- Вы поняли? - с вызовом бросает Вика. - В то время как интеллигенты получают высшее образование и работают в офисах за двадцать пять тысяч, тетя Маша на собственном джипе едет в шикарный особняк мыть унитаз и зарабатывает шестьдесят. Потому что этот сраный унитаз стоит три тысячи долларов, и она знает, как его мыть, чтобы не повредить деликатную поверхность.
Кухня звенит бабьим смехом.
У окна скромно сидит Аня. Если бы Зоя не представила ее как специалиста по VIP-гардеробу, никто бы ее не заметил, теперь же все внимание переключается на нее: стреляный воробей, пусть поделится опытом.
- Начинающие домработницы думают, что их нанимают как родственниц, которые могут разговаривать и давать советы, вносить свое настроение в дом. На самом деле мы - биоприложение к пылесосу, - говорит Аня. Она маленькая, юркая, с черными кудря-выми волосами и еврейским лицом. Она знает о VIP-гардеробе все. Подкачал характер: нигде не может удержаться - вот и пришла к Зое на тренинг. Последнюю работу потеряла, не стерпев брошенный в лицо пуловер.
По словам хозяйки агентства, несмотря на все трудности, по статистике наниматели гораздо порядочнее, чем персонал.
- Это медийные люди, они не хотят огласки. И хамство чаще всего встречается в ответ на наше некорректное поведение. За шестнадцать лет моей работы мне не нахамили ни разу. Замечания - да, были: «Зоя Романовна, готовите вы отвратительно, убираете из рук вон плохо». Но я соглашалась и спрашивала, что не нравится и как исправить. И клиент таял.
Чтобы проиллюстрировать некорректное поведение прислуги, Зоя рассказывает мне про работницу, которая принесла хозяину пиджак с радостным возгласом «Михалыч, зацени!».
Аня вроде бы тоже оказалась виновата сама: испортила пуловер химчисткой, перепугалась и спрятала в дальний угол шкафа.
- Да и в лицо хозяин не целился…
- Ты называешь работодателя хозяином?
- А как его еще называть? - разводит Аня руками. - Хозяин он и есть. Те, кто работает с проживанием, трудятся по шестнадцать часов. Их работодатели не знают, что рабство отменено.
- А хозяева тебя как-нибудь проверяли на профпригодность?
- Например, я отодвигаю кресло, а под ним ровно посередочке пятьсот евро. Двойной тест: убирала ли под креслом и на воровство. В другой раз я пришла в уже чистую комнату, пыли не было даже по углам. И только в дальнем углу, за диваном, лежали нарезанные бумажки. Чтобы не расслаблялась.

Не могу сказать, что я много общалась с женщинами, работающими прислугой, но все же нескольких знаю.
Это, во-первых, люди старого поколения. Отношения их с хозяевами были самые благостные. Бабка моя, например, когда приехала в Москву в 1930 году, то одно время работала прислугой в одной семье. Вспоминала их потом с благодарностью. Так, рассказывала, что однажды она нашла на улице приличную сумму денег, а они пошли с ней на толкучку, чтобы помочь выбрать хорошее пальто и даже добавили своих денег. Она его потом лет 50 носила. У других родных у самих была когда-то прислуга - деревенская девушка. Они любили вспоминать ее смешные словечки и то, как она как-то сварила в супе рукавицу и хвалилась, что суп получился «густющий». Потом она вышла замуж. Присылала им открытки к праздникам. В других семьях прислуга жила до старости. В принципе, они были уже членами семьи, да и прописаны были в тех же квартирах, что и хозяева.
Во-вторых, это прислуга нового времени. Одной хозяин дал взаймы на покупку квартиры, без процентов, и отдает она тем, что меньше получает за свою работу. Это пожилая, очень толстая женщина с МДП. Во время маниакальной фазы ее обычно кладут в больницу. Хозяин терпит и ждет, пока поправится. Другая на хозяйку жалуется, но чтобы к ней относились, так, как написано в статье … Третья сидит с чужими детьми. Отношения с родителями варьируют от более теплых до более официальных, но не более того.
Да в конце концов все мы время от времени живем в гостиницах, посещаем рестораны и пр., разве мы так себя ведем?
В статье же описаны такие ситуации, какие можно встретить в слезных рассказах о крепостном праве и о рабстве, когда тот, кто прислуживает, заведомо человеком не считается.
На первый взгляд кажется, что это преувеличение. Но, с другой стороны, даже если сегодня такое отношение к человеку, который ниже на социальный лестнице, кажется оно диким, то это не значит, что не станет нормой завтра. Не зря же такие статьи появляются. Мол, да, странно, но таковы правила, так принято и иначе быть не может. Почитают и запомнят.
Гражданин, бегающий перед прислугой голый, по-видимому, просто псих. Не стоит представлять его нормальным работодателем. Женщина, не стесняющаяся перед прислугой всяких своих прокладок и пр. - халда. А, может быть, они оба наркоманы.
Никому еще не удавалось относиться к другому человеку, как к предмету. Если почитать литературу, посвященную отношениям хозяин-прислуга, то видно, что они обычно напряженные и конфликтные. Думаю, нормальные люди стараются обойтись без прислуги настолько, насколько это возможно для людей, имеющих большой дом и мало времени.
К чему возрождать все это средневековье, не знаю.

полный вариант пернесен на автоном : http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=1654

Критика

Previous post Next post
Up