В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Быков написал в «Новой газете» пространную статью
http://www.novayagazeta.ru/politics/49265.htmlв ответ на статью Михаила Эпштейна в приложении к «Независимой газете».
http://exlibris.ng.ru/kafedra/2011-10-27/4_vektor.html Быков пытается оправдается в том, что он испытывает симпатии к советской власти. Сделаю из этой статьи несколько выписок.
«Антисоветское сегодня - вообще тренд, и не только у либеральных интеллектуалов, к которым принадлежит Эпштейн, а и у самых что ни на есть «наших». Не забудем, что именно Владислав Сурков был одним из спонсоров фильма Андрея Смирнова «Жила-была одна баба», а о сценарии его сказал, что там «всё правильно». Антисоветская риторика - чрезвычайно удобный аргумент для оправдания всего, что происходит сейчас; удобнее, пожалуй, только антифашизм. «Если не мы - то скинхеды (ГУЛАГ)». И в самом деле, о каком еще путинском тоталитаризме мы тут смеем говорить? Вы что, тоталитаризма не видели?! Попробовали бы вы писать подобное при советской власти… И далее - с нескрываемым сожалением и даже аппетитом - перечисляется всё, что с нами делали бы тогда…
Советский Союз не нравится сегодня никому. Причины у всех свои - но главная, бессознательная, заключается в том, что человек не любит напоминания о своем былом масштабе и о нынешней очевидной деградации. Эту деградацию он всячески старается объяснить себе тем, что масштаб, оказывается, накрепко увязан с насилием, тотальностью и несвободой. Уловка наивная, но, как видим, действенная…
Прежде всего - да, собственно, этим можно бы и ограничиться, - предложим два терминологических уточнения. Во-первых, никакого «Советского Союза» как монолитного понятия не существует. СССР сталинских, хрущевских, брежневских времен - разные государства. Признаваясь в любви к Франции, мы не имеем в виду постыдный вишистский или кровавый робеспьеровский периоды; не следует на признание в любви или интересе к Франции кричать: «Вы реабилитируете гильотину!» или: «Вы - петеновский коллаборационист!»…
ГУЛАГ, сколь бы он ни был ужасен и масштабен, - лишь следствие беззакония и бесправия в самом буквальном смысле; закона и права в сегодняшней России нет по-прежнему, и если что-то удерживает нынешнюю власть от нового ГУЛАГа, то исключительно прагматический расчет. Им это сейчас не выгодно. Обвинительный уклон правосудия, телефонное право, зависимость судей, бюрократизация судопроизводства, смерти в тюрьмах, пытки на зонах - всё это никуда не делось,
никакой гуманизации суда и пенитенциарной системы, сравнимой хотя бы с хрущевскими реформами, постсоветская Россия так и не осуществила. Что до железного занавеса - право покинуть свою страну есть, конечно, великое благо, но на качество самой страны оно не влияет никак. Пресловутая «открытость» - контакты с миром, возможность ездить, а при желании хоть бы и эмигрировать - наличествовала уже в 70-х, а с 1987-го по 1991-й всё это стало бытом. И я не вполне готов признать, что право менеджеров среднего звена регулярно отдыхать в Турции или в Эмиратах вполне искупает обвальную деградацию социума, промышленности и образования. То же, что в СССР действительно заслуживало восхищения, - подавление пещерного национализма и мракобесия, торжество той самой просветительской идеи, столь любезной М. Эпштейну, да и мне, - далеко не всегда обусловлено тоталитаризмом, хотя в 90-е и до этого договаривались. Тоталитаризм как раз куда быстрее вырастает из невежества и суеверия - как оно и случилось почти на всем пространстве бывшего СССР, и прежде всего - в Средней Азии…
И тут выясняется, пожалуй, главное терминологическое расхождение между мной и Эпштейном: для него в понятие «советское» входит только советская власть. Для него СССР - это съезды и пленумы, ГУЛАГ и воинствующие безбожники, коллективизация и цензура. Для меня Советский Союз - вся российская реальность того времени: победа, космос, Стругацкие, Тарковский, Высоцкий, Шукшин, Ромм, Сахаров, шестидесятники, советское инакомыслие, даже и прямая антисоветчина. Всё это порождения и части советского проекта…
Вот о чем хочу я напомнить Михаилу Эпштейну, утверждающему далее: «Лучшее, что было в истории тоталитарной державы, - это именно перемена масштаба, переход от первоклассной диктатуры к посредственной. От Сталина к Брежневу. И далее к Путину. Да здравствует посредственность! Если страна обречена на диктатуру, то пусть как можно более посредственную. Если убивает, то пусть не миллионами, а единицами, в надежде, что дальнейший рост посредственности сведет число жертв к нулю. Если вектор власти по-прежнему направлен к злу, то спасение - не в укрупнении, а в предельном измельчении масштаба».…Да здравствует посредственность, чего там.
Подозреваю, что это не единственная альтернатива - и, более того, что такая альтернатива лукава. Выстраивается она с единственной целью - признать ничтожество, посредственность и обывательство нормальным состоянием мира. Для себя, естественно, М. Эпштейн к этому не готов - но он ведь и живет не в России. Нам же, оставшимся тут, он ненавязчиво внушает: возблагодарите свое нынешнее ничтожество, ибо если бы не оно - вас снова ожидал бы ГУЛАГ. В результате вся история России так и остается чередой ГУЛАГов и ничтожеств - но убедить меня в том, что третьего не дано, не под силу и самому опытному словесному жонглеру. Советский Союз был обреченной, увы, и кратковременной, увы, попыткой разорвать этот круг и найти это tertium, которое, по мнению М. Эпштейна, non datur. Но отвадить Россию от этих попыток - значило бы в самом деле похоронить ее, ибо только в них, в конце концов, смысл и оправдание бытия»
По-моему, очень хорошо написано. Действительно, СССР критикуют из зависти, потому что не могут сделать ничего. Хотя, почему ничего? Вот, еще 70 млрд. долл. из России унесли. Или сегодняшнее радостное сообщение: «Россия прочно обосновалась на последней строчке рейтинга взяткодателей из развитых и наиболее активно развивающихся стран. Это значит, что российские компании чаще других участвую в коррупционных схемах за рубежом, добиваясь успехов за счёт подкупа представителей власти, а иногда даже и коллег по бизнес.
Рейтинг взяткодателей составлен на основе опроса с участием нескольких тысяч предпринимателей из почти трёх десятков стран мира». Зато нет ГУЛАГа, верно? То есть, нет злодейств. «Ворюги мне милей, чем кровопийцы». А когда ворюги все украдут, то, что останется для жизни и что это будет за жизнь? Всякие выходы предлагают. Например, дискуссионный клуб «ЕР» «Улей» предложил переселять пенсионеров за рубеж - в Болгарию, в Индию, в Турцию, в Латвию… Они там смогут прожить на свою пенсию, а с переселением и с жильем им поможет «ЕР». Как мило! А граждане вышеуказанных стран будут рады? Но вначале такое предложение, а потом, скажем, в тундру - там еще дешевле. А еще дешевле - сразу в крематорий.
СССР эволюционировал во всех областях к лучшему, в РФ деградирует во всех отношениях к худшему. И необходимо постоянное вранье об СССР, чтобы люди поняли это как можно позже.