В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
В оглавление проекта:
http://uborshizzza.livejournal.com/1506416.html Часовня в скале. Очень маленькая. Потом выяснилось, что снимать ее нельзя, как и церковь внутри.
После часовни идет коридор, где располагаются кельи.
Пустая келья. Размер примерно 2 на 2 метра.
Монастырь предназначен для 10-13 монахов, но сейчас в нем живут трое. (В других и того меньше, есть и по одному, только в новом женском (переделали из мужского) 13 человек - комплект). Настоятель уже очень старый. Существуют они на деньги от продажи входных билетов (2 евро) и на пожертвования. Государство недавно в связи с кризисом стало брать с них 25% налога.
Постучав по этой же железке, получают звук, созывающий на молитву. Колокола - более позднее и западное изобретение. Вначале делали так.
Монахи в монастыре спят в среднем по 4-5 часов. Остальное время занимают молитвы и хозяйственные работы. В те дни, когда нет поста, можно есть рыбу и молочную пищу, пить вино. Но еда только во время общей трапезы. Длится она около получаса, вино пьют по сигналу. Все время, пока едят, один из монахов читает молитвы. Еда не должна быть вкусной. После того, как все поели, в некоторых монастырях чтеца кормят, а на Афоне он остается голодным. На Афоне едят раз в день, в Метеорах - два. Во время Великого Поста на Афоне первые три дня не едят и даже не пьют воды. Но все это делается не в обязательном порядке, а по силам. Если кто не может не пить, то идет и пьет воду по разрешению настоятеля, если кому надо спать больше 4-х часов, то спит.
Внутренний двор.
Иконы в общем коридоре-переходе.
Далее идет церковь, и монастырь кончается. Снимать в ней нельзя. Строили ее 70 лет - столько времени нужно, чтобы поднять вверх в корзинах все необходимое. Она совсем небольшая.
Вот так монастырь выглядит снаружи, со стороны скалы.
Снимок ниже - это костяница - место, куда складывают кости умерших монахов. Где-то там должна быть традиционная надпись: « Мы были такими, как ты, ты станешь таким, как мы». В Метеорах и на Афоне их не хоронят и даже не обмывают, а только протирают тело и зашивают в саван. Потом закапывают на склоне. Через 3 года отрывают, смотрят на кости, моют их в вине. По виду костей судят о загробной участи усопшего - отсюда поло выражение " перемывать кости". Считается, что праведник должен за 3 года полностью истлеть. Чем желтее его кости, тем выше его праведность. Особенно хорошо, если они имеют приятный запах - это уже почти святой. Если кости имеют серый оттенок, то тоже ничего. Их моют в вине и относят в костяницу, где черепа кладут отдельно, кости рук - в отдельный ящик, ног - в другой и т.д. В некоторых монастырях все кости кладут в одну кучу, в некоторых из них выкладывают узоры. ( В этом монастыре настоятель туристов в костяницу не пускает. Есть такие монастыри, где пускают). Ну, а если кости черные, то опять молятся всю ночь за спасение души усопшего. Иногда помогает, и к утру кости белеют. Если не помогло или же тело вовсе не разложилось, то закапывают и ждут еще год, каждый день произнося специальные молитвы. Если опять не помогло, то в Афоне тело выбрасывают в море, а что делают в Метеорах - неизвестно.
Обычай это, как сказал экскурсовод, пришел из первых монастырей, которые были в Египте.
Но я знаю, что и с костями мирян греки поступали также. Нам об этом рассказывали в Херсонесе. Отсюда и пошло: «белая кость», «черная кость». Только кости мирян хранили не в костянице, а хоронили навечно в склепе или под полом собора. Более того, обычай смотреть, как истлевает тело, еще в начале 20 века был в некоторых станицах Кубани. Так что не все так просто.
За монастырем есть крошечный садик и смотровая площадка, с которой видны другие монастыри.
Вид на поселок внизу.
Доступными для туристов Метеоры стали только около 50 лет назад, когда в скалах сделали ступени. Место, конечно, совершенно фантастическое. Однако вы, наверно, это место видели - его несколько раз снимали в фильмах. Если не путаю, но во второй «Розовой пантере» часть действия происходит там. Полеты на вертолетах, отвесные скалы с провалами в 100 метров, подъем в сетке-авоське на канате, которую вручную затаскивают монахи… Или в Бондиане… В общем, побывав там, я понял, что видел это в фильме и что фильм действительно не врет - ощущение совершенно головокружительное.