В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
В оглавление проекта:
http://uborshizzza.livejournal.com/1506416.html Мы все наслышаны о любви греков к мальчикам, гетерам, но главным для них все же был институт брака. Не зря сам Зевс был женат (причем, на сестре), хотя и изменял Гере как с женщинами, так и с юношами. К кому рвался Одиссей через все моря, хотя и задерживаясь на годы у всяких нимф? К жене!
Греки шутили насчет брака, так же, как и мы. Солона - законодателя Афин - однажды спросили: «Какое наказание давать за безбрачие?» - «Брак!» Платона спрашивали, можно ли, женившись, заниматься философией. А он отвечал: «Из кораблекрушения легче выплыть одному, или с женой на спине?» Но Фемистокл говорил, что Грецией управляет его сын-крошка: « Грецией командуют Афины, я управляю Афинами, мною управляет жена, а ею - сынишка».
Другое дело, что быт был устроен так, что муж с женой жили на разных половинах, и, можно было сделать так, что они встречались только в постели. Днем мужчины работали в своих ремесленных мастерских (что считалось недостойным занятием), торговали, а больше слонялись по городу и узнавали новости. В полдень они заходили домой поесть, а обедали вечером в мужской компании, то есть ходили в гости друг к другу. Еду приносили с собой - ели в складчину. Застольников было от 3-х до 9-ти. Называлось все это «симпозий» или пир. После еды не расходились, а или вели долгие философские беседы (некоторые философские трактаты называются «Пир») или развратничили, что можно видеть на рисунках греческих амфор.
А женщины сидели дома, даже на рынок не ходили. Их задачей было воспитание дочерей, сыновей до определенного возраста, домашняя работа: они работали сами и смотрели за рабами.
Кстати, о постели. Девушки не могли наследовать имущество. Но иногда бывало, что сыновей не было. В этом случае она была временной наследницей, вплоть до появления у нее сына, т.е. внука умершего. Вот тот уже был настоящий наследник. Но, заметьте, не муж! Она должна была срочно выйти замуж за самого близкого родственника, а вот его уже закон обязывал соединяться не менее 3-х раз в месяц с женой в целях скорейшего появления ребенка. Как-то не слишком часто, а?
А если ребенок уже был? Еще реже? Возможно, это было связано с тем, что гражданином полиса мог стать только человек, рожденный в законном браке, причем мать его тоже должна была быть дочерью гражданина. А слишком много граждан полисы прокормить не могли.
Но для удовольствия и для разговоров у грека были наложницы, для простого секса - рабыни, для богатых - гетеры, для состоятельных - проститутки. Дети от них ни за кого не считались. Да еще и мальчики, если желаешь.
Жена же рожала наследника и управляла домом в отсутствие мужа. А его часто не было дома. Греки воевали. Земледелие приносило им мало средств к существованию: пшеницу они покупали в Египте, в Сицилии. А вот война - другое дело. Именно оттуда они привозили рабов и золото. А как проедят - опять воевать. Воевали полис с полисом, образовывали союзы и вместе на кого-нибудь наваливались, воевали с персами. Где победят, а где им наваляют, а когда к ним с войной придут.
А жена хозяйство блюла, поэтому выбор жены был очень важен. Женились греки в 30 лет на 16-летних девушках. Обязательным условием была девственность невесты. За невестой давали приданое, являющееся ее собственностью. Жених давал залог или выкуп, который в случае развода ему возвращали.
Браки заключались в январе. В Афинах свадьба длилась 3 дня. Первый день был играми невесты и посвящался Артемиде. Он проходил в длительном процессе одевания невесты, который любили изображать на вазах. Руководила им отдельная девушка - нимфитрия. Невеста была обязательно в фате, закрывающей лицо и в венке. Затем приносили жертвы на алтари богов Зевса, Геры, Афродиты, Артемиды, Гименея, давали клятвы. В доме отца начинался пир, в котором участвовали не больше 30-ти человек - мужчины и женщины. У каждого была своя роль. После захода солнца жениха и невесту сажали в повозку и везли в дом жениха. Повозку часто везли верблюды. После того, как гости исполняли «Эпиталамус», молодые уходили в спальню. На следующий день принимали подарки невесте.
Развод давал муж. Поводом могла быть измена жены. Могла уйти и жена. Процедура заключалась в том, что один из супругов переезжал в дом к третьем улицу. Приданое в любом случае оставалось за женщиной.