Гены фотографа

Jun 22, 2011 15:58


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Блогосфера)

У кого-то из писателей было рассуждение о том, что для успеха нужно сочетание удачных генов с тем, что есть во внешней среде, например, человек с генами успешного режиссера в первобытные времена влачил бы жалкое существование ввиду невостребованности своих талантов.

Полностью согласиться с этим мнением я не могу. Например, прекрасно представляю Никиту Михалкова как главаря первобытного племени. Но кроме способностей, которые могут быть невостребованы из-за того, что общество еще до их использования не доросло, могут быть и способности склонности, которые для самого человека оказываются гибельными, пусть даже и востребованными. Я имею в виду «ген фотографа».

Хорошо известно, что настоящие фотографы, птицы высокого полета, часто гибнут. Фотограф-репортер, чтобы сделать снимки, лезет в самую гущу событий, при этой есть такое ощущение, что инстинкт самосохранения у них отключается. Фотограф перестает воспринимать происходящее как ситуацию, в которой он находится, и относится к ней как к картинке, вроде как он смотрит кино, и его дело - лишь выбрать ракурс и не упустить момент.

Есть в Тырнете известный фотограф-блоггер, которого авторы бложика зовут Зуав. Первый раз никнейм прочли неправильно, вот кличка и прилепилась. ИМХО это намного точнее, чем скучное «Варфоломеев». В последнее время в его бложике можно было смотреть фоторепортаж об Афганистане, перемежаемый рассуждениями типа «и куда я заехал? И как отсюда выбраться». Кроме того, он, как истинный фотограф, ради снимков постоянно нарывается. Например, ему было четко сказано - женщин снимать нельзя. Он снимает. Я рад, что на этот раз ему повезло и он все-таки вернулся.

Кстати, к самому Зуаву у меня отношение сложное (для придания научности в данном контексте рекомендуется менять «сложное» на «амбивалентное»). Он - профессиональный фотограф, умеет снимать, любит снимать, старается раскрутиться, не ленится и не боится. С другой стороны - термин «профессионал» для журналистов слишком опасно смыкается с термином «профессионалка».

Зуава мы заметили достаточно давно, еще год назад, по его репортажам из Марокко, когда готовились к посещению этой забавной страны. Широкую известность он приобрел позже, в частности - по своим репортажам с событий на Манежной площади. А так как эти репортажи подробно разбирались, то для всех очевидно стало и то, как они делались. Что съемки «беснующегося русского националиста», он же - известный провокатор армянской национальности, были сугубо постановочными, что столкновения протестующих с ОМОНом были сняты из-за спин милиции, а за ряды его пустили тоже не просто так.

Тут проявляется тонкая грань между «профессионалом» и «профессионалкой». С одной стороны - если ты не будешь сотрудничать с властями, той же московской милицией, тебя не пустят снимать интересные кадры из-за прикрытия из спин ОМОНа, с другой - когда, чтобы не ссориться с власть предержащими, фотограф начинает искажать происходящее, выдавая постановку из реала, он переходит в категорию «профессионалок». Ну и его репортажи из «Сколково» тому подтверждение.

Но, в любом случае, я рад, что Зуаву удалось вернуться из Афгана. А возвращаясь к началу, нужно признать, что «ген фотографа» - ген вредный и опасный для его носителя, из-за чего он, в соответствии с принципами популяционной генетики, в сложившейся ситуации, когда он стал реализовываться, должен начать выводиться из популяции.

То есть через несколько поколению люди, умеющие хорошо делать острые репортажные снимки, станут редкостью. А вот те, что в студии снимают кошечек, а на пляже - туристов, у которых солнышко на ладони, напротив, жутко размножатся.

Блогосфера

Previous post Next post
Up