О наглядно-действенных методах обучения

May 22, 2011 10:36


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Медицинские байки)

1. Преамбула
В знаменитой школе карате была встреча выпускников. Выпускники, уже сами люди в возрасте, знаменитые бойцы и главы своих школ карате, сидели и угощались в тренировочном зале. После того как сэнсей, пожилой, но еще бодрый и энергичный, кратко поздравил их, выпил вместе со всеми первую рюмку чаю и удалился, чтобы не стеснять, все стали вспоминать старые годы.

- А помнишь - у меня никак не получался прямой правой после выпада? Сэнсей посмотрел на мои мучения, подошел, сказал мне: «Запах фиалки» - и ушел. Я долго думал, что это он хотел мне сказать, потом пошел в поле, нашел фиалку, стал смотреть, как она трепещет под ветром, и понял, как надо делать удар. Теперь это - мой фирменный, он меня не раз спасал.
- Ну, тебе повезло. Я как-то вечером пошел в отхожее место, а тут сэнсей из-за угла дал мне поленом по затылку. И я понял и навсегда усвоил, что всегда, даже в самой казалось бы безопасной обстановке, надо быть бдительным и готовым к нападению.
- И меня тоже - поленом из-за угла. И я понял, что в бою надо не только смотреть за тем, что происходит, но и слушать.
- Поленом - это еще ничего. Меня он из-за угла черенком от лопаты приложил. И я понял, что любой предмет при правильном использовании может стать оружием.
- А у меня этот черенок еще был и в дерьме вымазан. И я понял, что в бою любая информация может быть важна, даже запах.

Выпускники время от времени покидали зал и по одному удалялись в отхожее место. Со двора раздавались глухие удары полена и ойканье. Обратно выпускники возвращались задумчивые.


2. Амбула
Посмотрев на мои ответы в комментах, которые я даю уважаемым врачам, особенно молодым, я пришел к выводу, что отвечаю значительно резче, чем когда дискутирую с другими категориями оппонентов.

Уже 20 лет как я, достаточно неожиданно для себя и по стечению нескольких обстоятельств, оказался преподом в медицинском вузе, поэтому все врачи, которым около 40 или менее, для меня - мои возможные ученики. Конечно, учить тех, кто не просит, тем более взрослых людей совершенно недопустимо, но опять же в силу того, что с врачами постоянно работаю, а сам из несколько другой среды, то знаю у них определенные типичные недостатки. Они привыкли работать с готовой информацией, и не получать ее путем логических построений. Даже когда речь идет о «клиническом мышлении», их задача - получить вывод, а не отстоять его. У них нет того навыка, который есть у технарей - доказательства, проверки цепочки рассуждений на прочность. Поэтому когда речь идет о чем-то конкретном и их знакомом, то они рассуждают здраво, когда же речь идет об абстрактных рассуждениях, то начинают путаться. Часто они даже не понимают, что пришли к логическому противоречию. Поэтому официальной пропаганде легко запудрить им мозги - критическое мышление у них развито мало.

Ну и, конечно, возраст. Точнее - жизненный опыт. Читая их высказывания, вспоминаешь себя, то, что ты был так же наивен.

И хотя столь уважаемые и любимые мною молодые врачи не являются моими учениками, определенные обязательства по отношению к ним у меня есть. И мое полено наготове.

Медицинские байки

Previous post Next post
Up