Закрытый показ с Александром Гордоном. «Душка».

May 21, 2011 12:58


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Вчера показали фильм 2007 года «Душка». Я много о нем слышала, решила посмотреть.

• Режиссер: Йос Стеллинг • Сценарий: Ханс Хесен, Йос Стеллинг • Оператор: Гурт Гилтай • В ролях: Сергей Маковецкий, Джин Бервутс, Сильвия Хукс.

Стеллинг - артхаусный режиссер. У нас по телевизору как-то показывали его фильм «Летучий голландец» (1995) . Насколько я поняла, режиссер любит кино почти без слов, но с музыкой. Тема - одиночество, невозможность сблизиться с людьми. Амбивалентность - любовь и ненависть, притяжение и отталкивание. Очень большой метраж и крайняя занудность.

В «Душке» есть все то же самое, но он еще и про отношение России и Запада.

По «Душке» ясно, что Стеллинг - человек крайне ехидный.

Житель Амстердама кинокритик Боб приехал в СССР на какой-то кинофестиваль. Возможно, это в Киеве. Фестиваль показан крайне пародийно. Он называется "Фестиваль фестивалей фестивалей". Боб смотрит дикий фильм, про то, как в маленьком, битком набитом автобусе какая-то баба начинает рожать. Шофер останавливается, принимает роды и едет дальше. В салоне все поют песню «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина» и передают младенца из рук в руки, приговаривая «Душка, душка!» Младенец жутко страшный. Снято все нарочито ненатурально. Но! Это же почти полностью эпизод из фильма Михалкова «Цитадель»! Да этот Стеллинг провидец! ( Хотя, скорее, это пародия на многие фильмы: роды в транспорте - это штамп. Но бывают и хорошие фильмы, в том числе прекрасный фильм «Мир входящему»).

На сцену идут для награждения толстые тетки в черных вечерних платьях с жемчугами и с горжетками явно из драных кошек на плечах. Какая-то сенильная старуха с наклеенными ресницами все время порывается вскочить (она, видимо, тоже будет награждена, как старейшая актриса), а ее останавливают. «А вот великолепные призы!» - говорит ведущий. Показывают какие-то уродливые фигурки. Ведущего переводит длинноногая красавица, одетая в вечернее платье, из которого вываливается ее грудь. Похоже, что она вовсе не переводчица, а проститутка. Ее английский чудовищен. Несчастный Боб вырывается покурить в фойе, где стоит бюст Ленина. Его оттуда прогоняет толстая служительница в черной униформе - курить в помещении нельзя. Он выходит на улицу, а там стоит толпа, ожидающая кумиров - вот этих толстых теток с горжетками. Боба восторженно приветствуют. Его взгляд выхватывает из толпы человека в ушанке: тот жестом просит закурить. Боб дает ему сигарету. Потом выходят остальные участники фестиваля, их сажают в точно такой же ПАЗ, что был в кино, человек в ушанке увязывается за ними. «пазик» ломается, потом приезжают все же в гостиницу на фуршет. Охрана вычисляет прилипалу и выгоняет. Он грустно смотрит на Боба. Тому его жалко: Боб приглашает его в Амстердам.

И представьте себе, через несколько лет русский приезжает! Он с фанерным чемоданом и в ушанке и ни слова не знает ни на одном языке, кроме русского. Бобу неудобно его выгнать, но он даже не может узнать, как гостя зовут, и называет его Душка, вспомнив дикое слово из дикого фильма. Душка отзывается. С тех пор он поселяется у Боба. Боб не молод, ему под 60. Он жил один. Но как раз перед приездом Душки его жизни намечаются перемены: он влюбляется в прекрасную, молодую девушку и она отвечает ему взаимностью. Эта девушка - кассирша в кинотеатре около дома Боба. Но Душка мешает их роману. Он невероятно дружелюбен, услужлив, но не понимает, что он здесь лишний. Боб начинает Душку ненавидеть, но не решается так просто его выгнать. Потом решается, но Душка так извиняется, дарит ему цветы и пр. Душка искренне не понимает, что он тут не нужен, а думает, что Боб сердится на то, что он делает что-то не так: ну что-то разбил, ну, что-то опрокинул, ну шумел, но ведь все можно поправить, загладить… Он отказывается понимать, что он вообще не нужен на Западе ни в каком виде и ни с какими услугами. Все время звучит за кадром песня «Но нельзя рябине к дубу перебраться, знать ей, сиротине, век одной качаться».

Это кто у нас дуб? Запад? Потому что туп, или, потому что могуч? ( « - Ну, Василий Иванович, вы и дуб! - Да, Петька, могуч!»)

Находят наконец-то русского, могущего переводить. Это явный уголовник и дегенерат Игорь. Он ходит в тюбетейке и татарском халате. Игорь с первого взгляда понимает Душку и заявляет Бобу, что пусть тот не боится: Душка никуда не уйдет. Русские друзей не бросают. Обнявшись, Душка и Игорь поют «Тонкую рябину».

Несчастный Боб сажает Душку в машину и везет к условной границе, высаживает, а сам уезжает. Душка смотрит взглядом брошенной собаки. Но машина Боба тут же попадает в аварию. Он в реанимации, и первое, что он видит, это Душку, которого не пустили в реанимацию, но он стоит под дверью и подпрыгивает так, чтобы его было видно в стеклянное окошко. Душка ухаживает за Бобом, возит его на коляске, хотя делает все плохо и неумело. Они опять дома у Боба. Боб хочет спать, а Душка пьет чай и мешает ложечкой в чашке, разбрызгивая воду. Мешает долго, этот звук мешает Бобу заснуть. Тот приходит в бешенство, пытается душку удавить. Тот, наконец, понимает, что Боб ему не рад и уходит.

Боб счастлив. Он опять один, может работать. Садится к ноуту.

Но это еще не конец. Почему-то опять показывают комнату Боба. Она пустая, потом там появляются следы запустения, листья, насекомых. Дом сносят. В квартиру приходит та кассирша - несостоявшаяся любовь Боба - открывает ноут, что-то читает.

А Боб уехал в Киев, в то место, где был фестивальный фуршет. Пристает ко всем, показывает фото, где снят Душка - попал случайно в кадр. Русские смотрят на Боба недоброжелательно, хмуро, про Душку не знают. Наконец, они решают его спровадить из гостиницы. Один шофер сажает его в машину и куда-то везет по жутким русским дорогам. Привозит в этнографический заповедник с хатами, крытыми соломой (есть такой около Киева) и уезжает. Боб один. Тут он видит тот самый «пазик» из фильма и садится в него. Конец.

Понимать фильм, видимо, надо просто: России и Западу не сойтись никогда, хотя они и нужны друг другу. Россия - душа, Запад - логика, рациональность. Каждому без другого плохо, но не судьба - нельзя рябине к дубу перебраться. Разве что на том свете, в раю встретятся.

Некоторые считают фильм русофобским. Но я так не думаю.

Душку играет Маковецкий. Из этого следует, что Душка не просто русский, а русский интеллигент. Просто русские - это дикие люди, неприятные, мрачные или даже они бандиты. Они вовсе не стремятся Западу угодить, вовсе не обожают его. Рвется на Запад один интеллигент, но и он там неуместен. Как там у Высотского: «Ваня, Ваня, Ваня, Ваня, мы с тобой в Париже нужны, как в бане пассатижи!»

А что же будет с Европой, если она ответит на любовь русского интеллигента? Она пропадет навеки, сгинет в этой бескрайней грязи. Для иллюстрации этого положения в фольклорной деревне Боб смотрит на превратившийся в грязь источник, в середине которого противно хлюпают пузыри.

Все бы ничего, но уж долго - чуть не 3 часа с рекламой. Впрочем, и "Летучий голландец" был не меньше. Но там спасала музыка - все же не "Тонкая рябина".

Вот как сам режиссер рассказывает о появлении у него замысла фильма.

Когда появилась идея снять «Душку» (фильм 2007 года)?

- Эта история началась со встречи с журналистом из Санкт-Петербурга. Я там был на международном фестивале искусств «Белые ночи». На одной из пресс-конференций журналист Юрий хотел задать мне вопрос, но, поскольку он не являлся членом союза журналистов, слова ему так и не дали. Я пообещал, что встречусь с ним позже. Встретился. После этого он от меня ни на шаг не отходил. Был на всех моих презентациях, пока я не улетел в Голландию. Тогда я и понял это Душка-чувство. Оно очень странное, сродни любви и ненависти.
Теперь анекдот. Через десять лет, прошлой весной, я снова оказался в Санкт-Петербурге. В фойе гостиницы я встретил его. Он ждал меня. Стоит добавить, что Юрий ни слова не говорил по-английски. Изъяснялся со мной жестами. При этой встрече он постоянно повторял слово «туннель» на невнятном английском. Он пригласил меня к себе в гости на чай. Мы шли к нему пешком. Около полутора часов.
Было холодно, шел снег. В какой-то момент Юрий сошел с дороги домой и направился в противоположную сторону. Еще через час мы подошли к некому подобию железнодорожного туннеля. «Туннель», - сказал он, указав на сооружение. В тот момент я почувствовал, что ненавижу его. В то же время я его полюбил, как человека.
Вот здесь и открывается суть отношений между западом и востоком, которые я пытаюсь показать в «Душке». Мы все же попали к Юрию домой. Когда я увидел красивую вещь на его стене и восхитился ею, он, не думая, подарил мне ее. Однако, приезжая на запад, такие как он, ожидают, что к ним будут относиться так же. А это не происходит.

Теперь к «Закрытому показу». Обсуждение было не самое острое, потому что сидел Стеллинг. А он все же человек пожилой, заслуженный. На этом показе была Людмила Гурченко (съемка от октября 2010). Это одна из ее последних записей. Фильм хвалила, говорила, что, да, мы, русские, украинцы такие и есть, но не надо себя стесняться, сегодня все лучше, чем вчера, молодежь обнадеживает. Оптимистка она была. Кто ее любит, может найти обсуждение на сайте 1 канала.

Критика

Previous post Next post
Up