В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Дмитрий Быков в одном из бесчисленных радиовыступлений отметил любопытную параллель между внедряемым сейчас отношением к работе как только средству зарабатывания денег и сексуальными отношениями в романе Оруэлла «1984». Там спать можно было только с нелюбимыми, так как если между кем-то начиналась любовь, то у них могли начать появляться свои собственные интересы, отличные от интересов государства.
Положение, что все равно, что делаешь на работе и насколько она тебе нравится, главное, сколько за нее платят - идея, пришедшая к нам с протестантского Запада. И, как большинство положений, позиционируемых как очень рациональные и разумные, она реально оказывается иррациональной и в своей основе содержит религиозные мотивы.
Действительно, если речь об общественной пользе совершаемой тобой работы не идет, то работаешь ты для удовлетворения своих потребностей. Чтобы тебе было хорошо. И чем больше у тебя денежек, тем больше ты в свободное от работы время развлекаешься. Однако работающие люди большую часть своей сознательной жизни проводят на работе, и это большая часть их жизни. Некое увеличение заработка совершенно не компенсирует серьезный дискомфорт на работе.
Сказать, что человек убивается на работе ради того, чтобы заработать на пропитание родных, тоже нельзя - во внедряемом стереотипе «идеальный работник» - одиночка. Семья мешает. Думай только о своей карьере и себе.
Таким образом, в цепочке работа-деньги-удовольствие целью становится не удовольствие, а именно деньги. Они становятся самоцелью. Богатый есть успешный, и то, что он все время для хорошего заработка занимается мерзопакостной фигней, а развлекаться ему просто некогда - уже неважно.
Для того чтобы понять причину этого сдвига, надо вспомнить современную протестантскую этику. Выделившийся из католичества протестантизм сохранил идею о том, что важнейшее дело всей жизни - спасение своей бессмертной души, однако внес достаточно странное положение, что спасение души зависит не от индивидуальной веры и поступков, а предопределено создателем от начала времен. Поэтому, что не делай - лучше или хуже для твоей бессмертной души не будет.
Казалось бы, с такой установкой можно на все положить и оттягиваться за милу душу. Однако несколько позже протестанты дополнили это еще более странным положением, что понять, будет душа данного человека спасена или нет, можно по тому, везет ему или нет. Поэтому протестанты просто из кожи вон лезут, чтобы доказать себе и окружающим, что они УСПЕШНЫЕ.
Так что требование жертвовать всем для повышения заработка - сугубо религиозная заморочка, жертва с целью избежать ада. Впрочем, подобных заморочек хватает и у других. Кто-то заметил, что японцы не боятся ада, так как умеют устраивать его у себя на работе.
Однако в нашей современной демократической России из западного постулата сделали достаточно неожиданный вывод и стали меньше платить специалистам своего дела. Типа они и так получают бонус в виде чувства глубокого морального удовлетворения, так что зарплату им платить не надо.
После последней реформы зарплаты в российском здравоохранении, позволившего руководству больше варьировать зарплатами сотрудников в пределах заданной суммы, многие врачи с удивлением заметили, что стали получать меньше медсестер. Аргумент начальства был железным: «Если им меньше платить, то они уйдут, а вы куда денетесь?». Впрочем, именно в здравоохранении эта тенденция не получила особого развития, так как врачи являются формальными начальниками медсестер. А ломать традицию, что начальники получают больше подчиненных - себе дороже выйдет. Однако в тех случаях, когда специалисты разделены по разным учреждениям, явно вырисовывается новая тенденция - чем выше сложность и квалификация, тем меньше платят. Например, в московском образовании зарплата школьных учителей в разы выше зарплаты преподавателей вузов. Ну, а зарплата специалистов самой высочайшей квалификации - сотрудников академических НИИ - совершенно эфемерна.
И как апофеоз внедряемой новой трудовой этики - расцвет менеджеров.
Менеджеры - совершенно новое явление, еще не воспетое в стихах и не отлитое в граните. Отличительной особенностью менеджера является то, что он не в состоянии сказать, что он, собственно, делает. Ему неважно, что он делает. Он осознает, что то, что он делает - неважно. Он легко меняет место работы, так как наличие каких-то знаний или умений для выполняемой им работы неважно. И, кроме того, типичный менеджер ненавидит свою работу всеми силами души, а его голубая мечта - что он будет заниматься своей ненавистной работой, но платить за нее будут немного больше.
Еще одна особенность менеджеризма - то, что обратного пути оттуда нет.
Специалист высочайшей квалификации подобен профессиональному музыканту, спортсмену или балерине. Он должен постоянно и неуклонно тренироваться в своем мастерстве. Например, был у меня знакомый, специализирующийся на аэромеханике - рассчитывал оптимальную форму планера для истребителей с вертикальным взлетом. Потом ушел в фирму при госструктуре - они выдают лицензии на установку биллбордов. Смотрит, выдержит или нет щит ветровую нагрузку. Обратный переход на успешный расчет аэродинамики самолетов - вопрос уже чисто теоретический. Большинство не смогут, даже если захотят.
Если бы институт менеджеризма был не столь массовым, то его можно было рассматривать как своеобразную форму извращения, но менеджеры - явление уже не массовое, а всеобъемлющее. Из средних и старших поколений часть специалистов уехала, часть пока держится, а часть ушла в менеджеры. Из молодежи в менеджеры идут уже все.
В результате в стране проблемы не только со специалистами высокого класса - с любыми специалистами. Очень трудно найти, например, водопроводчика, хоть чуть-чуть понимающего в том, что он делает. Или электрика.
Так что скоро все будут менеджерами. Я попытался представить, как будет жить страна, в которой все - менеджеры. У меня получается только что-то вроде Сомали.
автоном
http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=922