Молодежь vs стариков. 1

Dec 15, 2007 01:07


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Молодежь vs стариков. Часть 1. Тридцатилетние старики и столетние отцы
В природе проблема взаимоотношений молодых и старых особей не встречается. Есть проблема отношений зрелых и юных, решаемая в пользу зрелых до тех пор, пока они не постареют и не уступят свое место возмужавшей молодежи. В природе нет старости, которую следует определить как период, в котором животное живет дольше, чем позволяют его физические возможности, живет в очень благоприятных условиях за счет остаточных резервов организма. Так в нашем зоопарке очень долго жила медведица, бедняга полностью облысела и стеснялась попадаться посетителям на глаза, чувствовала, что что-то с ней не так.


Всю свою первобытную историю люди также не знали старости. Предельный возраст человека был около 40 лет, потому что к этому времени полностью стачивались зубы, так как люди питались грубой растительной пищей: нечем жевать - вот и жить не зачем. (Собственно, все, кто пережил свои 40 лет, живут уже в долг у матери-природы). Большинство же еле доживали до 25 лет, умирая от инфекций, отравлений и ран, а то и просто будучи съедены хищниками. Возможность выживания пожилых появилась с переходом на животную пищу и ее тепловой обработкой. Были, например, найдены скелеты пещерных людей, не имеющие зубов на момент смерти, откуда возникло предположение, что кто-то жевал для него пищу. Зачем первобытных людям были нужны нахлебники? Считается, что старики были необходимы в качестве источника опыта.

В цивилизованную эпоху стариков тоже скорее уважали, хотя их роль в обществе, по-видимому, была разной. В «Одиссее» царем Итаки является Одиссей, хотя его отец жив. Сколько лет могло быть Одиссею и сколько его отцу, если учесть, что Одиссей только что женился и у него совсем маленький сын? Может быть, 20 и 40? Мы помним, что Одиссей пахал землю и был обязан участвовать в войне, следовательно, сорокалетний человек уже для этого не годился (наверное, эти занятия требовали большой физической силы и проворности), поэтому он уступил место сыну. Ведь и Одиссей после возвращения недолго царствовал и отдал Итаку Телемаху, отправившись путешествовать во исполнение обета. А в отсутствии героя с его отцом не очень-то церемонились: старик влачил жалкое существование, что вызвало гнев Улисса. В это время Лаэрту должно быть около 60 лет (9 лет Троянской войны, 10 лет странствий Одиссея).
«Старца Лаэрта в саду одного Одиссей многоумный
Встретил; он там подчищал деревцо; был одет неопрятно;
Платье в заплатах; худыми ремнями из кожи бычачьей,
Наживо сшитыми, были опутаны ноги, чтобы иглы
Их не царапали; руки от острых колючек терновых
Он защищал рукавицами; шлык из потершейся козьей кожи
Покровом служил голове, наклоненной от горя.
Так Одиссею явился отец, сокрушенный и дряхлый»
Сколько веков прошло, а вскипает благородное негодование от этой картины униженного положения старого человека!

В древнем Риме картина была несколько иной. Там глава семьи обладал полной и неотчуждаемой властью над членами своей семьи. Сколько ему лет при этом было - значения не имело. Любой, даже самый преклонный возраст, не лишал человека юридической дееспособности. Уважение к отцу было священной обязанностью римлянина, ведь по одной из легенд о происхождении Рима, Рим построил Эней, спасшийся из гибнувшей Трои. Он бежал оттуда, неся на спине своего отца Приама. А Приам был очень стар, его дряхлость растрогала даже каменное сердце Ахилла, когда он выдал ему тело Гектора. С прагматической точки зрения: зачем бы Энею тащить на себе старика? Сам мог бы попасться. А вот тащил, и это стало одним из главных его подвигов.

И все же старики античности жалки и беспомощны, их жизнь теплится только благодаря порядочности, исполнению своего долга их сыновьями. А боги греков не знали старости, они были вечно молодыми и прекрасными. Вечная молодость и красота - вот идеал античности.

Иная картина в отношении к старости предстает в Библии. Потомки Адама - люди, жившие до потопа, спокойно доживали до 900 лет. Всех дольше жил Мафусал, дед Ноя, его лет было 969. Сам Ной завел детей в 500 лет, а потоп начался, когда ему было 600 лет. После потопа Ной прожил еще 350 лет. И вот, когда Ною было примерно 700 лет, и он, выпив вина, полученного от вновь выращенного виноградника, уснул, не дойдя до дома, его младший 200-летний сын Хам стал над ним смеяться. Интересно, что проснувшийся Ной, узнав об этом, наказал Хама, но весьма своеобразно: он сказал, что сын Хама Хаанан будет рабом у своих двоюродных братьев.

После потопа люди утратили способность жить так долго. Однако патриархи доживали до ста с лишним лет и чувствовали себя вполне бодро. Так все интересное в жизни Авраама началось после 75 лет, когда ему впервые явился Господь. В этом возрасте он еще принимал участие в битве и побеждал. Авраам своего первого ребенка, Измаила (ставшего родоначальником арабов), сына черной служанки Агари, родил в 86 лет, в 99 лет он принял новую религию и сделал обрезание себе и сыну, а в 100 лет у него появился сын Исаак от законной жены Сары, ставший родоначальником евреев. Он еще успел вырастить сына, попытался принести его в жертву, женил его и дождался внуков, а умер он в 175 лет.


Мне всегда нравилось место в Библии, где Сарра узнает, что предназначается в праматери будущего великого народа: «И сказали ему, где Сара, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
И сказал один из них: Я буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын Сары, жены твоей. А Сара слушала у входа в шатер, сзади его.
Авраам же и Сара были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сары прекратилось.
Сара внутренне рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась иметь сие утешение? и господин мой стар.
И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сара, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»?
Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду я у тебя в следующем году, и будет у Сары сын.
Сара же не призналась, а сказала ему: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но он сказал: нет, ты рассмеялась» Мне в этом отрывке нравится все: и то, что почти столетняя Сарра смеется, как девчонка, и то, что она не верит Господу, но боится его и смеется внутренне, а потом врет, что не смеялась, и то, что Господь услышал внутренний смех Сары, несколько рассердился, отчитал ее как школьницу. Разве старость патриархов жалка? Она прекрасна!

Современные евреи считают, что жить надо до 120 лет (столько жил Моисей) и возраст рассчитывают, исходя из этой даты (например, мне 70 лет до 120-летия), таким образом, все почти ровесники.

Не смешна и не страшна старость в Китае. Главный долг благородного человека - это долг перед родителями. При жизни родителей надо служить им, следуя ритуалу, а когда они умрут, похоронить их в соответствии с ритуалом и приносить им жертвы, руководствуясь ритуалом. Нельзя считать почтительностью к родителям одно их содержание, потому что также содержат домашних животных. Нужно постоянно выражать радость от их присутствия. Старость же вовсе не считается временем, когда все кончается, в этом возрасте у человека есть свои задачи. Так до 30 лет надо учиться, в 40 лет освободится от сомнений, в 50 познать волю неба, в 60 научиться отличать правду от неправды, в 70 лет следовать желаниям своего сердца и не нарушать ритуала. Видите, сколько лет нужно, чтобы приблизиться к совершенству. Если ставить перед собой духовные цели, то ни один год не будет прожит зря и все они пойдут для того, чтобы познать истину.


Старость для китайцев - это время, когда человек наконец-то понимает смысл жизни.
Но все о чем я писала - это глубокая древность. Очевидно, что древние считали должным уважать старость и находили в ней смысл. Однако, честно сказать, старые люди были большой редкостью. Постепенно все изменилось. Об этом - в следующей части.

О высоком

Previous post Next post
Up