Андрей Игоревич Маргулев, учредитель
МРООС "Царицыно для всех",
Алексей Алексеевич Клименко, вице-президент Академии художественной критики
"Воссоздание" и "развитие": перевод с московского правового новояза
У московского правительства есть два увлечения: "воссоздание" памятников истории и культуры и "развитие" особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
"Воссоздание" памятников идет давно; иных уж нет, а те, что остались, как уже отмечалось в
Отчёте Счетной палаты* "зачастую лишь отдаленно напоминают уничтоженные памятники", причем "должностными лицами Правительства Москвы нарушаются требования федерального и московского законов об охране и использовании памятников истории и культуры, согласно которым снос и изменение памятников запрещены". Что же касается "развития" ООПТ, то оно идет сравнительно недавно и еще не стало предметом проверок. Но суть этого эвфемизма уже, видимо, ясна экологической общественности: не случайно, на "круглом столе" "Состояние природного комплекса города Москвы", прошедшем в Мосгордуме 27 сентября 2006 г., предлагалось изъять этот термин из нормотворческой формулировки "схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий"...
Собственно, тема потерь, связанных с указанным "развитием" ООПТ в интересах строительного комплекса, давно уже не нова, да и вообще на тему этого комплекса можно только философствовать теми же словами, которыми говорил о Минотавре герой известного фильма: "Ему просто хочется есть". Чаще всего этот "основной инстинкт" прикрывается заботой об улучшении жилищных условий москвичей (правда, без озвучивания списка таковых). Бывает, что оба увлечения - "воссоздание" памятников и "развитие" ООПТ - реализуются в едином проекте, связываясь, таким образом, общей бедой. Имя беды, о которой пойдет речь - Царицыно, где с лета 2005 г. Правительством Москвы ведутся незаконные градостроительные работы. Напомним, что на территории этой ООПТ "Природно-исторический парк "Царицыно"", занимающей 1300 га, находится музей-заповедник "Царицыно" (550 га), который был в 2004 го-ду нелегитимно передан в собственность Москвы в обмен на Музей им. Ленина, что и запустило те процессы уничтожения под видом "воссоздания", о которых пойдет речь.
Сюжет начал развиваться стремительно с издания Правительством Москвы Распоряжения от 20 мая 2005 г. N 853-РП "О развитии территории Государственного учреждения культуры города Москвы "Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"" (ГМЗ "Царицыно"). За 3 летних месяца работ, которые круглосуточно вели (да и сейчас ведут) в головокружительном темпе многие сотни "гастарбайтеров", выяснились первые потери: несколько гектаров ценных природных лугов, которые были застелены искусственными газонами, а также 20 га кустарников и деревьев, вырубленных вдоль Шипиловского проезда. Как на смех, одновременно с уничтожением бульдозерами природных лугов, служивших кормовой базой пчел, рядом, в 200 метрах от Хлебного дома, ударными темпами строилась "Всероссийская школа пчеловодства"… А позже, ученые обнаружили, что за год строительства на территории музея-заповедника в несколько раз сократилась популяция соловьев.
Еще раньше окончания "благоустройства" у метро "Орехово" общественность узнала, что это только начало чего-то гораздо более грандиозно-разрушительного: на месте красивейшей, складывавшейся столетиями экосистемы должен быть создаться "глянцевый" по выражению префекта Бирюкова пейзажный парк "как в Петергофе" (по выражению мэра Лужкова). И вот без государственной экологической экспер-тизы, без какого-либо конкурса концепций, а так, в порядке "первоочередных задач по развитию" живой, уникальный Верхний Царицынский пруд под видом некой "экологической реабилитации" превращается в изуродованную свайно-заборчатой стенкой и рулонными газонами декоративную имитацию, сложившееся за многие десятилетия ландшафтное великолепие его берегов, охрану которого требовал и статус ООПТ, и уставные задачи ГМЗ "Царицыно", при помощи экскаваторов и бульдозеров (вопреки запретам положений о водоохранной зоне) принесено в жертву абсурдной задаче "воссоздания" ландшафта, якобы существовавшего 200 лет назад...
И вот, далее, в ноябре 2005 года по территории ООПТ для движения большегрузного транспорта незаконно прокладывается так называемая "временная технологическая дорога" из бетонных плит, ныне уже двухполосная, с асфальтовым покрытием; затем, весною, еще одна, потом еще и еще... Под руководством возглавившего Совет по координации работ мэра Лужкова объявленный без конкурса заказчик - ОАО "Москапстрой" - ведет так называемую "реставрацию" Большого дворца и Хлебного дома - при помощи башенных подъемных кранов, бетона и мощной землеройной техники. Из-под дворцового комплекса вывозятся многие сотни кубометров грунта, освобождая место под "хозяйственные помещения", в числе коих почему-то не перечисляются неизбывные подземные гаражи…
Вся эта деятельность с правовой точки зрения являлась просто самовольной постройкой - ну, хотя бы, потому, что земельный участок под строительство был отведен без акта разрешенного использования. В декабре 2005 г., когда незаконное строительство дворца шло полным ходом, общественность и руководство ООПТ заявили об этом в Московскую природоохранную и в Генеральную прокуратуры, но ни тогда, ни в течение всего последующего года это так и не привело к реальной остановке работ. Почему?
Никакого "бинома Ньютона" тут нет. Еще 8 августа 2005 года, когда специалистам из Минкультуры казалось, что они "обсуждают" будущее Большого дворца, "Российская газета", ссылаясь на руководителя Рабочей группы по координации работ, префекта Южного округа москвы П.П. Бирюкова, поведала: во-прос о восстановлении дворца давно решен самим Юрием Михайловичем Лужковым.
Под лозунгом: "Прощай, печальная руина!"
После этого можно было не сомневаться - все надзирающие органы рано или поздно дадут свои разрешения и согласования на любые деяния строителей. Так оно и вышло.
Сюжеты подобного рода, то есть бездействие федеральных контролирующих органов и органов прокуратуры в тех случаях, когда затрагиваются интересы московских руководителей - а все важнейшие решения по "Царицыно" принимались при личном участии и проявлении горячей заинтересованности мэра Лужкова, - увы, не новы. И это является сейчас, безусловно, одной из тяжелейших проблем охраны окружающей москвичей природной и историко-культурной среды (вернее, того, что от нее еще осталось). В деле "Царицыно" поражает, однако, то демонстративное бесстыдство, с которым московские власти позволяют себе пренебрегать законом. Персональный руководитель выполняемой ныне "программы развития", префект ЮАО П.П. Бирюков выдает это пренебрежение прямо-таки за "новый метод" ускорения работ: "Параллельно шли проектирование, экспертиза и строительство" ("Московская перспектива" от 29.08.2006, N 33). И действительно, соорудили, вопреки мнению методсовета Минкульта "атриум" над Хлебным домом - получили согласование Росохранкультуры, выкопали котлован - получили разрешение ОАТИ г. Москвы на земляные работы, выстроили в нем многоэтажное "подземелье" - получили на него (со 2-й попытки) положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)... Но, как выяснилось вскоре, нет предела такому "совершенству": "Материалы проекта "Благоустройство входной зоны ГМЗ "Царицыно" от станции метро "Царицыно"" были еще только сданы на ГЭЭ уже после проведения указанного благоустройства! А вот материалы по самому ужасному мероприятию - "реставрации исторического парка", сопровождаемому тотальной вырубкой кленового подлеска, частично уже выполненному весной 2006 г. на "Покровской стороне" и ожидаемому со дня на день на участке, примыкающем к дворцовой зоне, экспертироваться уже не будут - с 2007 г. внесены соответствующие изменения в Федеральный закон "Об экологической экспертизе". При этом, разумеется, принятая летом 2006 г. "Городская комплексная целевая программа перспективного развития государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника "Царицыно" на 2006-2008 гг.", в которой было определено данное мероприятие, ГЭЭ также не проходила (вопреки и старой, и новой редакциям закона)... И что же - несмотря на все усилия экологической общественности воспрепятствовать этому воистину преступному деянию, вырубка подлеска уже началась...
Что же мы имеем на настоящей момент "развитого" и "воссозданного"?
Во-первых, изуродованный атриумным "вздутием" Хлебный дом.
Во-вторых - выстроенный "в стиле Баженова" рядом с Первым Кавалерским корпусом - корпус Трансформаторной Подстанции (так его, видимо, следует называть) - издали и не отличишь.
В-третьих - новодельный Большой дворец (Посохин на тему Казакова) - "музейно-экспозиционный и культурно-досуговый комплекс" с веселенькими "балкончиками" поверх башен и парапетом на крыше. Дело в том, что на 3 этаже дворца будет размещено "кафе" на 150 мест (помимо аналогичного заведения в "подземелье") и откушавшим господам "будут поданы" обзоры окрестностей. На 2 этаже - два зала по 200 мест "для проведения концертов и лекций". Как видно, проблема заполнения экспозиционных площадей блестяще решена... Тем более, что из рабочих материалов к упомянутой Программе можно было узнать, что для пополнения музейной экспозиции предусмотрен заказ 200 портретов выдающихся деятелей России прошлого и современности - по 250 тыс. руб. за штуку - почему бы и нет, коли бюджет Программы (из бюджета города) - 10 млрд. рублей...
Но, как показывают последние события, происходящее "развитие" и "воссоздание" поистине безграничны. Началось не предусмотренной ни проектом планировки, ни Программой строительство никогда не существовавшего моста на С-образный остров ("Подкову"), да еще с фонтанами поодаль. Такое вот "приспособление" Баженова под стиль резиденции секретаря обкома...
Кстати, о Программе. В ней есть одна примечательная таблица - "Ожидаемые результаты и последствия". Так вот там даны 3 сценария хода ее выполнения: "оптимистический", "пессимистический" и "реалистический". По понятным причинам, "реалистический" представляет наибольший интерес. Позволим себе его процитировать.
"Затраты бюджета города Москвы на выполнение Программы составляют от 50% до 75% от объемов финансовой потребности... Незаконченность всего комплекса работ не позволяет музею-заповеднику достойно выйти на внутрироссийский и международный туристский рынок. Публичный эффект от осуществленных работ резко снижается".
И вот тут-то, похоже, "на помощь" и придет главный персонаж - "Инвестор". То есть будущий законный хозяин всей этой выстроенной за наш счет резиденции на месте уничтоженного памятника...
* Отчет о результатах проверки полноты учета, эффективности и исполнения законодательства при использовании и распоряжении объектами исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения в период 1992-2002 годов по г. Москве и г. Санкт-Петербургу, в том числе в ЗАО "ПРЭО "Нежилой фонд"", утвержденный решением коллегии Счетной палаты РФ от 14 мая 2004 года N 15 (379).