В советский период, обсуждая тему трагедии Бабьего Яра, где с 1941 по 1943 годы было расстреляно более 100 тысяч человек, старались не акцентировать внимание на национальной составляющей жертв. При этом ясно, и сейчас об этом говорят открыто, что большинство из убитых там были евреями.
Но на этом непонятные, или наоборот, очень понятные для тех кто сведущ вопросы не оканчиваются. Поднимая тему уже в наше время, историки старательно обходят вопрос этнической принадлежности палачей, уничтожавших на северо-западной окраине Киева мирное население и военнопленных.
События связанные с трагедией Бабьего Яра, где наряду с расстрелянными евреями было казнено множество украинцев, в т.ч. подпольщиков-коммунистов и подпольщиков-националистов, действительно выглядят странными. И это не удивительно, ведь до сих пор, спустя 70 лет нельзя с окончательной уверенностью сказать, на ком ещё, кроме высшего военно-политического руководства нацистской Германии лежит ответственность за конкретное исполнение этого преступления.
Уже не раз говорилось и писалось о помогавших оккупантам добровольных воинских формированиях славянского происхождения. Но кем они были? Кто их вооружал и отправлял совершать
военные преступления? Зачастую ситуацию упрощают и расстрелы приписывают вспомогательной полиции, созданной немцами из украинцев для наведения порядка на подконтрольных территориях. Не редко можно натолкнуться на обвинения в адрес ОУН(м) и подчинённого ей Буковинского куреня, якобы причастного к уничтожению десятков тысяч евреев. Именно это относят к одному из немногих
«доказательств» пособничества украинских националистов нацистам во время Второй мировой войны. Однако стоит разобраться относительно причастности провода мельниковской фракции ОУН и командиров куреня к уничтожению евреев. И разобраться очень серьёзно.
Действительно, мельниковская часть ОУН являлась наиболее приверженной к сотрудничеству с немцами, а непосредственно Андрей Мельник был напрямую связан с немецкими спецслужбами. Да и сам Буковинский курень был создан при содействии оккупационной администрации в августе 1941 года. Однако, не следует забывать, с какой скрытой целью курень отправлялся в Киев. По идее Провода ОУН (м) курень должен был стать самой крупной походной группой, которая при благоприятных условиях могла бы провозгласить украинскую Независимость.
Кроме того, организаторов украинского националистического подполья немцы тоже арестовывали и расстреливали в том же Бабьем Яру. Начиная с осени 1941 года, когда киевская ячейка ОУН (м), сильно сблизившись с революционно настроенной бандеровской фракцией начала вести активную подпольную деятельность против немцев, у последних не осталось сомнений, что украинцы, постоянно желающие создать своё независимое государство, вообще не заслуживают доверия и являются принципиальными врагами Фюрера.
4 февраля 1942 начальник киевской полиции безопасности и СД сообщал в Берлин:
«Центр организации движения Андрея Мельника на Восточной Украине теперь в Киеве. Его руководитель по фамилии Кандыба имеет окружение из известных и неизвестных людей из Западной Украины. Кроме этого штаба ОУН, существует также созданный Кандыбой (как известно Кандыба - это настоящая фамилия известного украинского поэта Олега Ольжича - (
uainforg ) Национальный Совет, во главе которого стоит профессор Величковский, а его заместителем является Чудинов... Величковский - это подставное лицо, которым руководит Кандыба, фактически являющегося председателем Национального Совета.
Интересы большевиков и людей Мельника в широком смысле одни и те же. Речь идет о том, чтобы спровоцировать, по возможности, недовольство среди украинцев, что удаётся достаточно эффективно. Там, где нет настоящих причин, провоцируется недовольство преимущественно через утверждение о том, будто бы немцы нарушили ранее данные украинцам обещания.
Движение Мельника постепенно заняло руководящие позиции в прессе. Даже если энергичные меры и казни виновных редакторов помогли на время очистить киевскую газету от вредных элементов, то в редакциях провинциальных газет ещё находятся преимущественно националистические элементы, которые не только предоставляют газетам желаемую для Мельника тенденцию, но, видимо, обеспечивают ОУН нелегальными материалами.
Союз Писателей, созданный в Киеве во главе с поэтессой Еленой Телигой, является также сугубо националистической организацией. Академия Наук в Киеве также стала центром украинских националистических сил ...».
Именно поэтому была уничтожена верхушка киевского подполья ОУН. Была расстреляна Олена Телига. Кандыба (Ольжич) позже погиб от пыток погиб в концлагере.
По этой версии, приводимой черновицкими историками Андреем Дудой и Владимиром Стариком, было бы неуместно обвинять руководство ОУН(м) и фактически подконтрольного ей Буковинского куреня в преднамеренном участии в уничтожении киевских евреев. Тем более, что ни антисемитских высказываний, ни необходимости борьбы с евреями Провод ОУН(м) никогда не провозглашал. Ни до, ни после этого периода.
Сам же Буковинский курень в последствии был немцами расформирован, а деятельность его, как полностью пропитанная идеями ОУН(б) запрещена. Многие из бывших бойцов куреня отправились с походными группами на Восток Украины, некоторые из них переправились в Галичину. Есть сведения о том, что многие из них в дальнейшем ушли в УПА.
Возможно, что какие-то отдельные члены Буковинского куреня в дальнейшем вошли в состав местной полиции.
При этом стоит вспомнить о том, что к только прибывшему в Киев с юго-запада страны Буковинскому куреню, немцы, ещё будучи лояльными к формированию украинских национальных вооружённых формирований под эгидой Вермахта и до конца ещё непонимающими, что ими в какой то степени воспользовалось украинское подполье, присоединяют курень «Киев» (или Киевский курень). Он в большей степени был сформирован из пленных красноармейцев и к его созданию, а так же фактическому руководству, лидеры украинских националистов отношения не имели. В последствии, попавший под влияние ОУН курень «Киев» возглавил бывший офицер армии УНР Пётр Захвалынский, однако свой пост он занял только в ноябре 1941 года, то есть после уничтожения евреев в Бабьем Яру.
Кстати, Захвалынский за свои проукраинские убеждения был в последствии казнён Гестапо.
Именно Киевский курень, по разведданным Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), и участвовал в организации расстрелов в Бабьем Яру в сентябре 1941 года.
Вполне можно сделать вывод о том, что украинские националисты и ОУН, как их крупнейшее объединение в частности, отношения к уничтожению киевских евреев в Бабьем Яру не имеет. Использовала же для этого немецкая администрация обычных (бытовых) коллаборационистов, а также советских военнопленных. Именно их связь с военными формированиями, в которых роботу проводили ОУНовцы и бросает тень на националистов.
Однако остаётся много недосказанного и рано делать окончательные вводы, либо же обелять ту или иную структуру или организацию.
А то как-то очень странно выходит, согласитесь. Киевский курень всегда был плотью от плоти Организации Украинских Националистов полковника Андрея Мельника (ОУН-М) - до трагедии Бабьего Яра и после. Всё время своего существования... Исключение якобы составляет кратковременный период участия в массовой казни киевлян еврейской и других национальностей. Что-то не сходится.
Александр ДЕМЧЕНКО
sash_demchenko,
UAINFO