Реставрация самолета Ил-2 в Новосибирске.
В этом году в небо поднимется штурмовик времен Великой Отечественной войны Ил‑2. Предприятия ОАК не раз уже реконструировали легендарные самолеты, но впервые в истории корпорации машина времен войны - благодаря совместному проекту с фондом «Крылатая память Победы» - не только будет воссоздана, но и сможет подняться в небо.
25 ноября 1943 года недалеко от Мурманска 16 штурмовиков Ил‑2 из 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота совместно с бомбардировщиками Пе‑2 завязали над вражеской территорией воздушный бой с 25 истребителями Messerschmitt Bf.109.
Штурмовик командира Валентина Скопинцева, для которого это был всего лишь третий боевой вылет, и стрелка Владимира Гуменного (второй боевой вылет) подбили. У самолета отказало стрелково-пушечное вооружение. Экипаж смог лишь сбросить на врага бомбы, лечь на обратный курс и вскоре сесть «на брюхо» на лед озера Кривое, недалеко от своего аэродрома. Скопинцев выбрался из кабины и вытащил раненого товарища, самолет чуть позже затонул. В том ноябрьском бою экипаж подавил одну вражескую зенитку и отбился от атаковавшего его «Мессершитта». Этот Ил‑2 и обнаружили водолазы в 2011 году на глубине 20 м.
В 2015 году фонд «Крылатая память Победы» поднял исторический #самолет со дна озера и отправил его на реставрацию в Новосибирск, в мастерские «Авиареставрации» и Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина.
Тогда же #ОАК и компания «Ильюшин» договорились о финансировании большей части работ по реставрации Ил‑2. В этом году «летающий танк» впервые поднимется в воздух.
«Реконструкция продолжалась около года, - рассказывает президент фонда “Крылатая память Победы” Борис Осятинский. - Около 60% деталей удалось восстановить». Это уже второй штурмовик Ил-2, реставрируемый фондом. Всего за свою историю фонд отреставрировал около 20 боевых исторических самолетов, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
Восстановление кабины и двигательного отсека.
«Ил‑2 - первая историческая легендарная машина, которую мы поднимем в небо совместно с фондом “Крылатая память Победы” и которая войдет в состав “Российской национальной коллекции”, - отметил вице-президент ОАК по государственной авиации специального назначения Сергей Герасимов. - Давая вторую жизнь этим самолетам, мы не только отдаем дань памяти героическому прошлому нашего народа, но и осознаем ответственность, которая ложится на всех нас за возрождение отечественной авиации».
«Легендарный штурмовик Ил‑2, самый массовый самолет в истории мировой авиации, по праву является таким же символом Великой Победы, как, например, танк Т‑34 или реактивная система залпового огня “Катюша”. Мы гордимся этой славной вехой истории нашего конструкторского бюро, - рассказывает генеральный директор компании #Ильюшин Сергей Вельможкин. - Планируется, что единственный в России штурмовик Ил‑2, восстановленный до летного состояния, будет демонстрироваться в воздухе на авиасалонах и авиационных праздниках в целях военно-патриотического воспитания молодежи, популяризации самолетов марки “Ил”, отечественной авиационной промышленности, Воздушно-космических сил Российской Федерации».
Англосаксы-победители?!
Почти любой американский или английский подросток вам с уверенностью скажет, что решающую роль в победе над фашизмом и немецкими люфтваффе сыграли ВВС их стран. Все дело отнюдь не в пропагандистской машине США или Великобритании. К таким вещам школьники относятся достаточно прохладно. А дело в десятках или даже сотнях аэрошоу - больших и маленьких, регулярно приводящихся странами-победительницами. «Когда ребенок видит в небе и на земле, скажем, самолеты Aircobra или Hurricane с отличительными знаками своей страны, элементарных вопросов к истории становится меньше», - говорит основатель фонда «Крылатая память Победы» Борис Осятинский.
На сегодня в активе фонда - более 20 отреставрированных до летной годности самолетов. Раньше энтузиасты находили собственные средства. Часть денег платили коллекционеры. Например, первый штурмовик Ил‑2 поднялся в воздух благодаря целевому финансированию американского миллиардера Пола Аллена (Paul Allen) - соучредителя Microsoft, а также финансиста первого частного космического корабля SpaceShipOne.
«Мессер» в истории русской реставрации
Создатель фонда «Крылатая память Победы» Борис Осятинский попал в реставрацию почти случайно. Физик по образованию, он устроился директором в Геленджикский музей (в конце 1980-х так проще было получить квартиру). Как-то моряки подняли сбитый советскими летчиками «Мессершмитт» и отвезли его в музей. В горкоме КПСС были сомнения в целесообразности установки фашистского «стервятника» в советском музее. Однако находка вызывала огромный интерес у настоящих ветеранов войны: после экскурсий воины-победители не желали от нее отходить.
Некоторые, видимо, отставные летчики, вспоминали сцены воздушных боев, активно жестикулируя. Хотя позже немецкий самолет без должной консервации и реконструкции все-таки пропал, Борис Осятинский создал одну из крупнейших в Европе коллекцию самолетов, экспонаты которой хранятся в ангарах ЛИИ им. М. М. Громова.
Волонтеры и крылья
Основную работу по восстановлению исторических машин на предприятиях ОАК ведут волонтеры. «На самолетах Андрея Николаевича Туполева летчики установили не один мировой рекорд. Приятно осознавать, что ты вносишь пусть небольшой, но тоже вклад в сохранение истории нашей авиации, - говорит начальник отдела - начальник бригады компании «Туполев», волонтер Алексей Фадюшин. - Ведь прошлое - это начало всего настоящего, будущее невозможно без прошлого».
За последние два года компания «Туполев» занималась реставрацией нескольких самолетов - помогала музею авиации в Монино c реставрацией таких машин, как Ту-144, Ту-16, Ту-22 и АНТ-25.
Кроме того, была проведена реконструкция двух исторических памятников. «В прошлом году открыли памятник самолету Ту-104, в этом собираемся ехать в Кимры для реставрации Ту-124», - рассказывает начальник отдела социальных программ Кирилл Комаров. Памятник первому советскому реактивному пассажирскому самолету Ту-104 стоит сегодня на улице Моторостроителей в Рыбинске. А первый отечественный реактивный пассажирский самолет для авиалиний малой протяженности Ту-124 установлен на постаменте на берегу Волги в городе Кимры, - на родине Андрея Николаевича Туполева, - в самом начале улицы, носящей имя легендарного конструктора.
Большая часть деятельности волонтеров - групп по 15-20 человек - связана с простыми, но очень нужными для сохранения старых самолетов работами - помывке, покраске, ремонту лючков и обшивки. Но выполняются и более сложные реставрационные работы по восстановлению утраченных элементов лайнеров. «Часто в реставрационных работах участвуют конструкторы и сотрудники макетного цеха, - говорит советник президента компании «Туполев» Александр Затучный. - Они помогают в поиске и восстановлении чертежей машин и их отдельных деталей».