«Птичка» откроет дорогу в небо: новый самолет Як-152 станет основой системы для подготовки летчиков

Jan 11, 2016 16:13



Качественные изменения, происходящие в последние годы в структуре ВКС и системе подготовки военных летчиков в России, потребовали серьезного обновления учебно-материальной базы учебных заведений Воздушно-космических сил РФ. С 2010 года на вооружение поступает реактивный учебно-боевой самолет нового поколения Як‑130, предназначенный для повышенной летной подготовки курсантов училищ и летчиков строевых частей ВКС. Як‑130 успел прекрасно зарекомендовать себя в России и за рубежом.

Но первоначальную летную подготовку, по мнению командования ВКС, целесообразнее проходить на более простом в пилотировании учебном самолете. Это мировая практика, когда молодые летчики (и не только военные) делают «первые шаги в небе» на простых в управлении и надежных учебных самолетах с различными типами двигателей.

Весной 2014 года Минобороны России реализовало свой давний замысел: в открытом конкурсе на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка учебно-тренировочного комплекса первоначальной летной подготовки летчиков на базе учебно-тренировочного самолета первоначальной подготовки Як‑152» для нужд Министерства обороны Российской Федерации под шифром «Птичка-ВВС» был определен победитель. ОКБ им. А. С. Яковлева, входящее в состав корпорации «Иркут», представило проект комплекса, в который кроме самолета Як‑152 вошли процедурный тренажер, учебно-компьютерные классы и система средств объективного контроля.

Планируется, что на самолете Як‑152 курсанты военных летных заведений будут обучаться технике пилотирования и основам навигации, фигурам высшего пилотажа, а также групповым полетам. Як‑152 даст возможность отработать технику пилотирования по приборам (под шторкой) при полете по маршруту и заходе на посадку с использованием аэродромных посадочных систем, действия в особых случаях в полете и другие вопросы. Наличие тренажерного комплекса с единым программным обеспечением сделает процесс обучения более эффективным.

Самолет Як‑152 и учебно-тренировочный комплекс на его базе имеют целый ряд конкурентных преимуществ. Среди них: возможность безангарного хранения и базирования на аэродромах с небольшой прочностью грунта, возможность выполнения полетов в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, использование инновационного дизельного двигателя, работающего на керосине, и ряд других.

По оценке специалистов, бортовое оборудование Як‑152 позволит работать в сложных метеоусловиях. Оснащение самолета обеспечит начинающим пилотам возможность получить практические навыки в использовании современного пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования.

Як‑152 стал первым самолетом малой авиации, для которого Раменское приборостроительное конструкторское бюро в последние годы специально разработало бортовое радио‑электронное оборудование.

Новая учебная машина будет соответствовать современным требованиям безопасности. Як‑152 позволит отрабатывать действия молодых летчиков при вводе самолета в штопор и выводе из него. На самолете устанавливается сверхлегкий комплекс средств аварийного покидания (КСАП‑152) производства научно-производственного предприятия «Звезда».

В случае возникновения аварийной ситуации, не позволяющей продолжать полет, комплекс обеспечивает спасение экипажа при высоте полета 10 м и выше и скорости полета от 70 до 400 км/час.

Самолет Як‑152 экономичен в обслуживании, что достигается в том числе за счет эксплуатации блоков и агрегатов, систем и оборудования «по состоянию».

Выполнение программы первоначальной летной подготовки на самолете Як‑152 с применением наземных технических средств обучения и системы объективного контроля позволяет сократить затраты на профессиональную подготовку курсанта в несколько раз.

Использование двух учебных самолетов - поршневого Як‑152 на начальном этапе обучения и реактивного Як‑130 в ходе продвинутого - станет оптимальным сочетанием в системе подготовки курсантов ВКС: поскольку Як‑152 имеет полностью унифицированное с Як‑130 информационно-управляющее поле кабины, молодые пилоты смогут быстрее освоить самолет Як‑130, после чего будут готовы перейти уже на боевые самолеты.

В настоящее время на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) - филиале корпорации «Иркут» - идет строительство четырех опытных образцов Як‑152. Два самолета предназначены для проведения летных испытаний, один - для наземных статических испытаний, и еще один - для наземных ресурсных испытаний. После завершения госиспытаний ИАЗ приступит к серийному выпуску самолетов Як‑152.

Технические особенности и перспективы

Як‑152 - одномоторный моноплан классической аэродинамической схемы с низкорасположенным крылом и убирающимся трехопорным шасси. Максимальная скорость горизонтального полета Як‑152 составит до 500 км/час, потолок - 4 000 м, длина разбега - не более 300 м, дальность полета - 1 500 км.

Ресурс Як‑152 должен составить не менее 10 тысяч часов, 30 лет и 30 тысяч посадок.
Як‑152 имеет двухместную кабину с расположением пилотов по схеме «тандем». Пилотирование Як‑152 возможно одним пилотом из передней или задней негерметичных кабин, которые оснащены системами обогрева и вентиляции забортным воздухом. Самолет рассчитан на эксплуатацию с максимальной эксплуатационной перегрузкой до +9…-7 g.

До 2020 года Минобороны РФ планирует закупить 150 самолетов Як‑152. Об этом сообщил в марте 2015 года замглавы военного ведомства Юрий Борисов.

По мнению экспертов, общие потребности Минобороны РФ в учебно-тренировочных самолетах типа Як‑152 оцениваются в 250-300 единиц. Кроме того, представители российского ДОСААФ заявили о желании приобрести свыше 100 таких учебных машин для своих учебных авиационных центров.

Специалисты высоко оценивают экспортный потенциал Як‑152. К самолету уже проявили интерес за рубежом, в частности в странах СНГ. Так, ДОСААФ Республики Беларусь выразил желание приобрести партию новых учебных машин для своих структур.

Поскольку Як‑152 после соответствующей доработки и адаптации может эксплуатироваться и в гражданских целях, ожидается, что он будет востребован в других организациях, осуществляющих первоначальную летную подготовку.

авиация, Як-152, Горизонты

Previous post Next post
Up