Музей техники Богуслаева

Jan 30, 2013 22:47

Originally posted by xapakternik at Музей техники Богуслаева

На днях побывал я вместе с наследником в недавно открывшемся "Музее техники". Появление нового музея для нашего провинциально-промышленного недомегаполиса - большое событие. Фактически музей посвящён не истории техники вообще, а истории авиапрома, и в основном - завода по производству авиадвигателей "Мотор Сич".
В советские времена это было крупное производственное объединение с филиалами за пределами Запорожья, а сегодня это - можно сказать, финансово-промышленная империя, включающая в себя завод, конструкторское бюро, учебные заведения, банк, пассажирскую авиакомпанию, страховую компанию, телевидение и газету, больницу, огромный спорткомплекс с бассейном олимпийского типа, базы отдыха на Днепре и двух морях, православный кафедральный собор с колокольней, и т.д. и т.п., вплоть до собственных охотугодий и питомника по выращиванию немецких овчарок.
Держится всё это на единственном человеке - "красном директоре" и олигархе, входящем в первые десятки богатейших людей Украины - В.А.Богуслаеве. На днях его в который уже раз местные жители снова избрали в украинский парламент.
При всём моём личном неоднозначном отношении к этому влиятельному человеку не могу не отметить, что он давно занял место в истории нашего края. Скорее всего, он и сам это понимает. О желании построить технический музей В.А.Б. говорил давно. И вот - музей создан.





Музей видно издалека. Построенное "с нуля" здание и красноречивая инсталляция







Название - без ложной скромности. Так оно и есть.




Я с первых секунд не догадался, что это за скульптура на площади перед входом, но мой начитанный наследник моментально определил, что это - солнечные часы. Правда, было пасмурно, и время они не показывали.
Жёлтое здание на заднем плане - Дворец культуры "Мотор Сич".



Ещё ракурс с вертолётом




Внутри - лётчики, всё как положено




Монеты, выпущенные в честь предприятия




Нормально сфотографировать под стеклом их не получилось, поэтому покажу фото из другого источника




Понятно, что культ личности в корпоративном музее присутствует. Как говорится, "есть культ - но есть и личность".






История авиационного производства на территории нынешней Украины началась 105 лет назад. Подробно об этом написаны целые книги, поэтому "простыни" я тут постить не буду - приведу только короткую цитату:

История предприятия началась в 1907 году. До декабря 1915 года завод выпускал сельскохозяйственные механизмы и инструменты, выполнял различные виды механической обработки, отливал изделия из чугуна и меди.
В декабре 1915 года акционерное общество «Дюфлон, Константинович и К°» («Дека») выкупило завод и изменило профиль его производственной деятельности. Завод начал освоение производства авиационных двигателей, и в ноябре 1916 года был изготовлен первый 6-цилиндровый мотор водяного охлаждения «Дека» М-100.

А дальше - просто походим по музею, посмотрим экспонаты. Что примечательно - музей бесплатный, и даже нет речи о запрете какой-либо съёмки.







Тетрадь дореволюционного авиаконструктора Гаккеля




Лётчик напоминает персонажа времён Ивана Грозного. "Мы его на бочку с порохом посадили - пущай полетает!"




Новодел?




С этого начинался авиадвигателестроительный завод в Александровске (нынешнее Запорожье)




Гражданская продукция того времени







Наждачный станок




С какой любовью к деталям раньше всё делали! Сейчас бы максимум резинку на гладкую стальную педаль прилепили







Я так понимаю, это первый советский директор?
Некоторый недостаток музея - отсутствие в зале человека, у которого можно было бы что-то уточнить по экспозиции. Понятно, что для важной делегации экскурсовода найдут. Но одиночным посетителям остаётся развивать смекалку.




Бросилась в глаза стерильная чистота в музее. Понятно: он новенький, с иголочки, отделан очень богато и, по всему видно - качественно. В штате - специально обученные девушки, которые ежеминутно что-то протирают. Здесь, наверное, чище, чем в моей квартире :)







Естественно, центральная тема - авиадвигатели. Их здесь... не просто много, а очень много. Думаю, нет смысла показывать абсолютно все моторы. Посмотрим несколько из них.




Самый ранний - образца 1930 года. Устанавливался на 10 видов самолётов: К-5, К-12, И-5, И-16 (знаменитые "Ишаки"), Сталь-3 и другие.




На почётном месте экспозиции - Д18




который поднимает в небо вот этот самолёт:



А между ними - короткая по историческим меркам, но мощнейшая в техническом плане эволюция.




Почти все двигатели - в виде макетов, которые можно посмотреть в разрезе










Двигатель для Як-18 и другой легкомоторной авиации. Выпускался с 1947 года.







Двигатель для знаменитого "кукурузника" АН-2.







14-цилиндровый высотный двигатель, выпускавшийся с 1935 года для ДБ-3Б, АНТ-35, Су-2, Ил-4 и много других самолётов.




А после войны авиамоторостроительный завод 2 года выпускал двигатели для тяжёлых мотоциклов М-72 (1945-1947). Кстати, к мотоциклам в этой теме мы ещё вернёмся.




Говоря о многих знаменитых авиационных рекордах, надо упоминать и о запорожских двигателях. Ведь, как шутят моторостроители, "самолёт - это то, что мешает двигателю летать".




Большую часть экспозиции занимают подарки заводу и его руководителю. В 1951 году узбекские ковроделы подарили запорожским моторостроителям ковёр




Фотографировать что-либо через стекло - это ад!




Хотел поснимать ковёр в деталях, но не получилось: фотомыльница сходила с ума.




В войну завод завод №29 имени Баранова был эвакуирован в Омск.
Заводчане героически трудились для фронта в холоде и голоде, проживая по девять человек на восьми квадратных метрах, работая под открытым небом в лютые морозы. Воевавшей стране нужны были надежные авиадвигатели! Для этого моторостроителям пришлось отправить в августе-сентябре 41-го на восток почти 3 тысячи вагонов с оборудованием завода имени Баранова. Уже прибыв в Омск, наши земляки с помощью местных жителей совершили еще один беспрецедентный трудовой подвиг: за один (!) день по заболоченной местности проложили шестикилометровую железнодорожную ветку - от омской станции до площадки, отведенной под завод.
Однако тема работы в эвакуации почти не раскрыта.







Награды бывших руководителей завода







На стенах музея - огромный массив фото- и текстовой информации на тему авиации, авиадвигателей, авиаличностей.







Да, это меценатство в чистом виде: вложить столько денег, не рассчитывая получить из этой роскоши ни копейки прибыли.




Артефакты советских времён.




Обратите внимание на качество исполнения знака




Отдельная часть экспозиции посвящена сувенирам, подаренным заводу и его гендиректору, а затем владельцу.




Что можно дарить авиамоторостроительному заводу и его представителям? Конечно, модельки самолётов!













Кроме ковров, был актуален и хрусталь




По подаркам можно сразу определить экономические контакты предприятия в постсоветские времена. Это Юго-Восточная Азия, Южная Америка, Ближний Восток. На Западе нас не ждут, что бы они там не обещали.







Раньше у завода были очень тесные экономические связи с Ливией. Сейчас туда пришли западные корпорации. "Мы", соответственно, ушли.
Сегодня "Мотор Сич" активно торгует с Ираном. Вопрос на засыпку: выгодно ли нам, чтобы Дядя Сэм принёс и туда "демократию"?







Большие надежды завод возлагал на братскую Россию. Не было в наших краях большего лоббиста дружбы с Россией, чем Богуслаев. Причём лоббировал он не только словами, но и звонкой монетой, финансируя соответствующие движения. В пылу "оранжевой революции" В.А. грозился даже перевезти завод в Россию. Это заявление вызвало настоящую бурю эмоций в Украине.
Но Россия на поверку оказалась не такой братской. Там есть своё авиастроение и свои авиа-олигархи. Поэтому контракт на поставку самолётов для армии РФ, на который украинский авиапром возлагал большие надежды, не состоялся.
Какие-то контакты, конечно, у моторовцев с Россией есть: взаимные визиты, выставки, делегации, матрёшки...




Сейчас наладилось с Бурятией - на Улан-Удэнский вертолётный завод поставляются запорожские двигатели.




Все подарки бережно хранятся.
Дом Ленина в Симбирске




Какие-то древние часы от "Роллс-Роллса" с явно новодельной начинкой




Модель пулемёта




И сам пулемёт




Что интересно, на "Моторе", кроме авиадвигателей, выпускают и довольно неожиданную для предприятия такого профиля продукцию. Конечно же, музей не мог обойти вниманием эту тему. Все экспонаты, кстати, выпускаются и в настоящее время, их можно купить.




Насколько разностороннее предприятие!




Как-то выбирал я бензопилу. И была у меня мысль купить родную, "моторовскую". Пошёл в заводской сервисный центр, спрашиваю у мастеров: как она по поводу надёжности? Мастер говорит: скажу честно - 50 на 50. Повезёт - будет она работать долго и счастливо. Не повезёт - значит, не повезёт. Такой расклад меня не устроил, и я купил итальянскую Oleo-Mac, о чём за 3 года пользования ни разу не пожалел.




Даже не знаю, хорошо или нет, что в нашу постиндустриальную эпоху у нас что-то производится.




Не Китай!




Смысл этой фразы остался для меня загадкой. Детали отливают в формы из чернозёма?




Двигатель для катера




Ветрогенератор




Всё умеет делать "Мотор Сич"!







Кроме мотоблоков, выпускают ещё мини-тракторы







Не Китай - всё своё, отечественное!




Авиационное качество?




И совсем неожиданная продукция: искусственные суставы. У "Мотора" большой опыт обработки специальных сплавов







Честно говоря, не совсем понял - зачем в техническом музее древние горшки, которым отведён целый зал? Дань истории края? Так она всё равно не раскрыта, да и трипольская культура была западнее наших мест.










Ну а теперь, как говорится, на десерт - "изюминка" музея. Как оказалось, хозяин завода коллекционирует мотоциклы. Эту коллекцию раньше никто не видел, но теперь она "выложена в общий доступ" :)




Лично для меня они были даже интересней, чем двигатели.




"Харлей-Дэвидсон" 1930 года. Огромный, прекрасный монстр! На нём недавно ездили: реставрированная кожаная сидушка немного счёсана сбоку :)




Скольких людей он видел за 80 лет, сколько дорог...







Старичку простительно :)







"Доколе Дэвидсоны будут ездить на наших Харлеях?? :)










Рядом с ним "Москва" 1950-х гг. выглядит игрушкой




Мотороллер "Чизет" с НЕСУЩИМ КУЗОВОМ! Выпускался в ЧССР с 1957 года, экспортировался в СССР. Как я люблю такой аэростиль!







Мотороллер со штатной запаской! "Тула-200М", за основу взята немецкая модель.







Разве тогда красили в "металлик"?




Мотороллер "Вятка" (1957-1966). Скопирована с "итальянца" Vespa. Что-то мне сдаётся, что советские мотороллеры в такие цвета не красили...







Спортивная "Ява" на метаноле! Странное узкое сиденье.







Правительственный "Днепр" из ГОНа (Гараж особого назначения), 1984 год.




Приборная панель у него от ВАЗ 2106







Что это у него за сиденьем? Атомные аккумуляторы, или закись азота? Или шипы, помогающие уйти от погони?




СССР, 40-50 гг.




Германия, 1927 г.







IFA, мотоцикл из ГДР. 1986 г.













Хорошо представлены Германия, Чехословакия - в общем, послевоенный соцлагерь




Это ж кто-то сохранил старую технику!







Мотовелосипед Zundap Sachs. Германия, 1940.







В общем, коллекция солидная.




Пока что на этом всё.
Есть информация, что в скором времени в музее появится ещё одна коллекция владельца "Мотор Сичи" - охотничьи ружья. Как говорится, покажите мне "красного директора", который бы не увлекался охотой.
Спасибо за внимание!

Музеи, Авиация, Коллекции, Запорожье

Previous post Next post
Up