Немного трэша и артхауса вам в ленту!
Наша экскурсия по Новой Каховке называлась "каменные вышиванки". Я себе пыталась представить что это и как это может быть - вышивка камнем по камню :))) Этот относительно новый экскурсионный маршрут разработала и продемонстрировала нам председатель Новокаховского общества охраны культурного наследия Татьяна Евсеева. Оказалось, что вышиванками называют орнаментальные панно, украшающие каждый дом кварталов по улицам старой части города. Автором этих панно, выполненных в технике резьбы по сырой штукатурке, является художник
Григор Довженко.
Григор Довженко принадлежал к школе «бойчукистов», которая была еще одной трагедией расстрелянного Возрождения во времена советизации. Самобытная «школа украинских монументалистов» - культурное явление мирового уровня, созданная в декабре 1917 года Михаилом Бойчуком, но в годы репрессий она перестала существовать. Главной целью М. Бойчука было воспитание национального художника нового типа с синтетическим мышлением, способного постичь новые эстетические ценности и возвысить украинское искусство до мирового уровня. В 30-х годах на уже мощную, известную школу Бойчука начинаются гонения, их клеймят за формализм, национализм, буржуазные взгляды, обвиняют в шпионаже, разжигании классовой вражды, и в 1937 году как врагов народа расстреливают самого Бойчука, трех его ближайших учеников-соратникив и жену Софию. Остальные ученики попадают под давление, аресты; произведения школы - многочисленные монументальные росписи по всей Украине, станковые работы, декоративно-прикладные изделия, все - до эскизов - уничтожается, сбивается, топится. В общем, красные макаки опять устраивают красный террор, при этом уничтожая все красивое, доброе, ценное, уникальное.
Григор Довженко, присоединившийся к бойчукистам в 1925, переживает времена давления и репрессий тяжело. После войны возвращается из Таджикистана в Киев и начинает работать при Академии архитектуры. Он становится автором изобретения резьбы по сырой штукатурке с росписями.
В 40-50-е годы художник много работает в разных городах Украины. Но наиболее масштабной является его работа именно в Новой Каховке, здесь он разрабатывает панно для фриза, люнетов, фронтона Дворца культуры, украшает сцену Летнего театра, и разрабатывает и собственноручно выполняет вместе с М. Катернога более 50 уникальных орнаментальных панно для фасадов двухэтажных жилых домов.
Во время работы в Новой Каховке, когда даже вспоминать о «бойчукизм» было запрещено, на волне духовного подъема и мощной поддержки со стороны кинорежиссера Александра Довженко и академиков архитектуры, сотрудничая с архитектором Мусием Катернога, Григору Довженко удается невозможное - воплотить идеи украинских монументалистов, не дать опыту и наработкам бойчукистов кануть в небытие, продолжить традиции несправедливо задушенной школы.
Однако, в те годы работа Довженко не была понята и оценена в полной мере - его критиковали, считали ненужным «выцяцьковування», бесполезную трату сил.
В общем, смотрите сами - гениален Г. Довженко или нет. Специально сделала фото в сепии, чтобы ничего не отвлекало от его орнаментов. Хотя сама терпеть не могу ч/б фото, но здесь оно оправдано. :)
А теперь то же самое, но в реальном цвете. Наивная, но оригинальная "вышиванка" на фасадах домов напомнила мне
про албанского мэра Тираны. Он, имея нулевой бюджет в городе, с помощью нескольких сотен банок краски разукрасил фасады унылых серых домов в столице, за что получил международную премию. Мне кажется, что Григор Довженко точно так же пытался разукрасить унылую совковую действительность барачной архитектуры. И на то время имеющимися средствами ему это удалось сделать.
Дизайнеры, архитекторы, художники, эстеты, что скажете?
Народ по-тихоньку делает евроремонты в квартирах, утепляет дома снаружи. Заметили, что некоторые посбивали эти вышиванки, а некоторые, как здесь, оставили на фасаде.
А вы заметили, что не все фото совпадают?
Ну а это я в бисерной вышиванке индонезийских художников :). Она тоже сюда неплохо вписалась.
И еще немного видео работ Г.Довженко и информации о нем.
Click to view