ЗАПИТАННЯ СЛІДЧОГО Й ВІДПОВІДІ Т. Г. ШЕВЧЕНКА НА ДОПИТІ В III ВІДДІЛІ. 21 квітня 1847. С.-Петербург

Jul 25, 2008 06:00

 
        ВОПРОСЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ХУДОЖНИКУ ШЕВЧЕНКЕ АПРЕЛЯ 21 ДНЯ 1847 г.

Вопросы
        1. Опишите ваше происхождение, случай, по которому вы освобождены из крепостного состояния, воспитание ваше в Академии художеств, занятия ваши по выпуске из Академии, поездки по Малороссии и причины, склонившие вас к занятиям более стихотворным, нежели живописью.
        2. Против Вас имеются показания, что вы участвовали в замыслах Славянского общества св. Кирилла и Мефодия. Объясните подробно: когда и кем было учреждено это общество, а если предположение об учреждении его еще не приведено в исполнение, то кем и когда были делаемы эти предположения.
        3. Кем сочинены и в чем именно состояли устав и правила Славянского общества, кто распространял и у кого находились экземпляры их.
        4. Не было ли у вас тетради, называемой «Закон божий», с возмутительными воззваниями в конце и кто распространял экземпляры оной.
        5. Кем изобретены символические знаки общества: кольца и образа во имя св. Кирилла и Мефодия, кто именно имел и не было ли у вас оных.
        6. В чем состояли подробности предположений славянистов, каким образом надеялись они соединить славянские племена, восстановить самобытность каждого племени и особенно Малороссии.
        7. Какие замыслы были против настоящего образа правления в России, и какое правление предполагалось ввести в Малороссии, и вообще в славянских землях.
        8. Каким образом славянисты предполагали распространять образование между крестьянами и тем приготовлять народ к восстанию.
        9. Кто и в каком виде хотел учреждать школы для простого народа, сочинять книги и какого содержания, кто собирал деньги для этих целей и не предназначались ли эти деньги для каких-либо других преступных целей.
        10. Не было ли предположений действовать оружием, и если было, то когда и каким образом намерены были употребить это средство.
        11. Кто из приверженцев славянства наиболее действовал, склонял и возбуждал к преступным замыслам, и не было ли одного, который всем руководил.
        12. Правда ли, что Костомаров был представителем умеренной славянской партии, а Гулак его последователем, и что вы с Кулишом были представителями неумеренной малороссийской партии Славянского общества.
        13. Опишите подробно все действия Костомарова, Гулака, Кулиша, также Белозерского, Навроцкого, Андрузского, Маркевича, Посяденка, помещика Савина, бывшего проф[ессора] Чижова и других вам известных лиц, каждого особенно и о каждом все, что знаете в отношении к замыслам славянистов.
        14. Правда ли, что славянистов в Киеве вы побуждали к большой деятельности, что в отсутствие ваше некоторые из них охладевали в замыслах своих, а с возвращением вашим снова приходили в движение; что вы не знали границ в выражении преступных мыслей и всех монархистов, называли подлецами.
        15. С какой целью вы сочиняли стихи, могущие возмущать умы малороссиян против нашего правительства; читали эти стихи и разные пасквили в обществах друзей ваших и давали им списывать оные. Не сочиняли ли вы эти стихи для распространения идей тайного общества и не надеялись ли приготовлять этим восстание Малороссии.
        16. Какими случаями доведены вы были до такой наглости, что писали самые дерзкие стихи против государя императора и до такой неблагодарности, что сверх великости священной особы монарха забыли в нем и августейшем семействе его лично ваших благотворителей, столь нежно поступивших при выкупе вас из крепостного состояния.
        17. Кто иллюстрировал рукописную книгу ваших сочинений и не принадлежит ли тот, кто столько занимался вашими стихотворениями, к злоумышленным славянистам.
        18. Почему стихотворения ваши были в таком уважении у друзей ваших, тогда как они лишены истинного ума и всякой изящности; не поклонялись ли они вам более за ваши дерзости и возмутительные мысли.
        19. С какою целию вы побуждали в Киеве Костомарова и других славянистов к изданию журнала на всех славянских наречиях, вызываясь сами участвовать в оном, и не было ли при этом намерения распространять посредством журнала преступных идей.
        20. Между бумагами вашими находятся стихотворения Чужбинского и Забеллы, первого - возмутительные, а второго - пасквильные.
        Кто такие Чужбинский (если это не псевдоним) и Забелла.
        21. Кто такие Штрандман и Карпо и почему они в письмах своих называли вас: первый «остатним из Козаков», а второй «Отамане наш». Не участвовали ли и они в замыслах славянистов.
        22. Не известно ли вам, сверх предложенного в предыдущих вопросах, еще что-либо о славянистах, их тайном обществе и замыслах.

Ответы

1. Я сын крепостного крестьянина; в детстве лишился отца и матери; в 1828 г. был взят помещиком во двор; в 1838 г. был освобожден из крепостного состояния августейшей императорской фамилией, чрез посредство Василия Андреевича Жуковского, графа Михаила Юрьевича Виельгорского и Карла Павловича Брюллова. Брюллов написал портрет Жуковского для императорской фамилии, и на эти деньги я был выкуплен у помещика. Учился я рисованию и живописи в Академии художеств по 1844 год. По выпуске из Академии определился в Киевскую археографическую комиссию сотрудником по части рисования и собирания народных преданий, сказок и песен в южнорусских губерниях. Стихи я любил с детства и начал писать в 1837 г. Первое мое стихотворение, под названием: «Катерина» посвящено Жуковскому, которое возбудило энтузиазм в малороссиянах, и я стал продолжать писать стихи, не оставляя живописи.
        Показания, что я участвую в замыслах Славянского общества не справедливы.
        3-й, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12-й мне совершенно неизвестны.
        13. С Костомаровым я познакомился в прошедшем году в Киеве, весною; на лето он уезжал в Одессу лечиться; в августе месяце он возвратился в Киев, и я с ним не виделся до декабря месяца потому, что я ездил по поручению Комиссии для срисования Почаевской лавры; а 9-го января текущего года я опять отлучился из Киева и после того я с ним не виделся; переписки с ним не имел, кроме одного письма. Гулака я почти не знаю, потому что виделся с ним всего раза три в Киеве, да проехал с ним от Киева до Борзны, и после того не виделся. С Кулишем я познакомился в Киеве, в 1842 г., весною, во время отлучки моей из Академии, и не виделся с ним до декабря 1846 г. в Киеве; переписки с ним не имел, кроме письма, в котором он мне советует поправить некоторые места в моих печатных сочинениях. Белозерского, Навроцкого, Андрузского и Марковича весьма мало знаю; с Посяденком и Чижовым совсем незнаком. Помещика Савина я встречал два раза у Костомарова. Об обществе славянистов я никогда ни от кого не слыхал ни слова.
        14. Неправда, потому что когда я был в Киеве, то всегда был занят рисованием; никуда не выходил и к себе никого не принимал, чему свидетель товарищ мой художник Сажин, с которым я постоянно жил вместе.
        15. Малороссиянам нравились мои стихи и я сочинял и читал им без всякой цели; списывать не давал, а был неосторожен, что не прятал.
        16. Будучи еще в Петербурге, я слышал везде дерзости и порицания на государя и правительство. Возвратясь в Малороссию, я услышал еще более и хуже между молодыми и между степенными людьми; я увидел нищету и ужасное угнетение крестьян помещиками, посессорами и экономами-шляхтичами, и все это делалось и делается именем государя и правительства; я всему этому поверил и, забыв совесть и страх Божий, дерзнул писать наглости против моего высочайшего благодетеля, чем довершил свое безумие.
        17. Иллюстрировал мои сочинения граф Яков де-Бальмен, служивший адъютантом у одного из корпусных генералов и убит на Кавказе в 1845 г. и некто Башилов. С первым я виделся один раз, а второго совсем не знаю.
        18. Стихотворения мои нравились, может быть, потому только, что по-малороссийски написаны.
        19. Не я, а бывший ректор Киевского университета Максимович просил меня и Костомарова участвовать в его журнале или составить сборник из статей, относящихся к Южной России, на великороссийском и малороссийском наречиях.
        20. Чужбинский псевдоним; фамилия его Афанасьев Александр, помещик Полтавской губ. Лубенского уезда. Забелла Виктор тоже помещик Черниговской губер., Борзенского уезда.
        21. С Штрандманом я познакомился в Яготине у князя Репнина; он был там домашним учителем, а теперь не знаю где он. Почему он называет меня «остатним из Козаков», не знаю; Карпо ученик Академии художеств, он и еще два ученика жили со мною на одной квартире, и как я был старше их летами, то они и называли меня «Отаманом».
        Сверх всего, что я объяснил, я больше ничего не знаю.

Художник Тарас Шевченко

Примітки

Подається за оригіналом (НМТШ, А-52, спр. 81, ч. 6, арк. 57 - 65). Рукопис невідомої особи з власноручним підписом Шевченка: «Художник Тарас Шевченко».
        Вперше надруковано в журналі «Былое» (1906. - № 8).
        Вперше введено до збірника творів у виданні: Шевченко Т. Твори: В 2 т. - СПб., 1911. - Т. 2. - С. 104 - 109.
        Вопросы, предложенные художнику Шевченке... - Шевченко як учасник Кирило-Мефодіївського братства заарештований 5 квітня 1847 р. До III відділу його доставлено 17 квітня, «в 3 часу пополудни... со всеми его бумагами» (Тарас Шевченко. Документи та матеріали до біографії. - С. 115). Свої свідчення Шевченко давав на конкретні запитання слідчого III відділу.
        Я сын крепостного крестьянина; в детстве лишился отца и матери... - Шевченко Григорій Іванович (1781 - 1825), батько Шевченка, та Шевченко Катерина Якимівна (дівоче прізвище - Бойко; 1783 - 1823), мати, були кріпаками поміщика Енгельгардта Василя Васильовича (1755 - 1828).
        ...в 1828 году был взят помещиком во двор... - У цьому році власником села Кирилівки, де жив Шевченко, став позашлюбний син В. В. Енгельгардта - Павло Васильович (1798 - 1849), який взяв Шевченка до себе козачком.
        Вієльгорський Михайло Юрійович (1788 - 1856) - російський композитор, граф. Один з організаторів лотереї, в якій розіграно портрет В. Жуковського роботи К. Брюллова (нині зберігається в НМТШ) й на ці кошти викуплено українського поета з кріпацтва. Згадку про М. Вієльгорського знаходимо у повістях Шевченка «Художник», «Прогулка с удовольствием и не без морали».
        Учился я рисованию и живописи в Академии художеств по 1844 год. - В Академії мистецтв Шевченко вчився з 21 травня 1838 р. по 22 березня 1845 р., коли здобув звання некласного художника.
        ...определился в Киевскую археографическую комиссию... - Див. коментар до розписки Шевченка про одержання прогонних і подорожньої на Полтавщину від Київської археографічної комісії.
        Славянское общество... - Кирило-Мефодіївське братство - таємна політична організація (Київ, грудень 1845 - березень 1847 р.), що виникла в середовищі інтелігенції, пов’язаної з Київським та Харківським університетами. Програмні документи товариства - «Статут Слов’янського товариства св. Кирила і Мефодія», «Книги буття українського народу», відозви до «Братів-українців», до «Братів-великоросів і поляків» - містили вимоги зрівняння в правах усіх станів (і ліквідацію кріпосництва), рівного розвитку національних мов та культур, створення федерації слов’янських держав; ці плани мали здійснюватися на засадах християнської етики шляхом освіти й пропаганди. Колосальний вплив на слухачів мала політична поезія Шевченка, який, вступивши до товариства у квітні 1846 р., і став, по суті, його ідейним натхненником (див.: Бородін В. С. Твори Шевченка в політичному процесі Кирило-Мефодіївського товариства та заборона й вилучення «Кобзаря» // Збірник праць сімнадцятої шевченківської наукової конференції. - К., 1970).
        ...ездил по поручению Комиссии для срисования Почаевской лавры... - За дорученням Київської археографічної комісії Шевченко їздив на Волинь і Поділля змальовувати історичні архітектурні пам’ятки, зокрема Почаївську лавру. У Почаєві, містечку Кременецького повіту Волинської губернії (тепер селище міського типу Кременецького району Тернопільської області), в жовтні 1846 р. він зробив чотири акварельних малюнки, два ескізи і начерк олівцем («Почаївська лавра з півдня», на звороті зроблено начерк «Почаївська лавра з заходу», «Собор Почаївської лаври. Внутрішній вигляд», на звороті - ескіз її, а також «Вид на околиці з тераси Почаївської лаври». Всі вони зберігаються нині в Національному музеї Тараса Шевченка.
        Гулака я почти не знаю... - Йдеться про М. І. Гулака, активного учасника Кирило-Мефодіївського братства, автора його програми й статуту.
        ...с Кулишом я познакомился в Киеве, в 1842 г., весною... - Шевченко помилився в даті свого першого приїзду в Україну: він був у Києві, де познайомився з П. О. Кулішем, у червні 1843 р. Белозерский - В. М. Білозерський.
        Навроцький Олександр Олександрович (1823 - 1892) - український громадський і культурний діяч, поет і перекладач. Двоюрідний брат М. Гулака. Шевченко познайомився з ним у Києві 1846 р. Пропагував позацензурні поезії Шевченка. У 1847 р. О. О. Навроцького заарештовано і заслано до Вятки, згодом переведено на заслання до Єлабуги. На творчості О. О. Навроцького відчутно позначився вплив поезії Шевченка.
        Андрузький Георгій (Юрій) Львович (1827 - ?) - громадський діяч, поет, учений. Учився в Київському університеті. У 1846 р. вступив до Кирило-Мефодіївського братства, 1847 р. висланий під нагляд поліції в Казань, згодом - у Петрозаводськ. У 1850 - 1854 рр. ув’язнений у Соловецькому монастирі. Знайомство Шевченка з Г. Андрузьким відбулося 1846 р. в Києві. Шевченко відчутно вплинув на його поетичну творчість. Свідчення Г. Андрузького під час слідства в справі Кирило-Мефодіївського братства були використані III відділом для звинувачення Шевченка (див.: Кузьміна З. М. Шевченко і Андрузький // Збірник праць п’ятої шевченківської конференції. - К., 1957, а також документ 9 у цьому томі). Згаданий Шевченком у щоденнику 13 вересня 1857 р.
        Маркович - О. В. Маркович.
        Посяденко - Посяда (Пасяда, Посяденко) Іван Якович (1823 - 1894) - український громадський і культурний діяч, педагог. У 1846 р. - член Кирило-Мефодіївського братства. І. Я. Посяду вислано під нагляд поліції з Київського університету до Казанського. Шевченко згадує про нього у щоденнику (див. запис від 13 жовтня 1857 р.).
        Чижов - Ф. В. Чижов.
        Савич Микола Іванович (1808 - 1892) - один з найактивніших членів Кирило-Мефодіївського братства. Відстоював скасування в Росії кріпацтва, повалення монархії. В 1847 р. передав у Парижі А. Міцкевичу автограф поеми «Кавказ». Того ж року М. Савича викликано до Росії і вислано у його маєток на Полтавщині (див.: Зайончковский П. А. Кирило-Мефодиевское общество (1846 - 1847). - М., 1959).
        Костомаров - М. І. Костомаров.
        Сажин - М. М. Сажин.
        Иллюстрировал мои сочинения граф Яков де-Бальмен... - До рукописного «Кобзаря» Шевченка (зб. «Wirszy T. Szewczenka», 1844) Я. П. де Бальмен і М. Башилов виконали по 39 ілюстрацій (заставки, кінцівки та заголовні літери).
        Башилов - М. С. Башилов.
        Афанасьєв-Чужбинський Олександр Степанович (справжнє прізвище - Афанасьев; 1816 - 1875) - український і російський поет, етнограф. Шевченко познайомився з ним у 1843 р. у Мойсівці через письменника Є. Гребінку (1812 - 1848). Під час другого приїзду в Україну в 1845 - 1847 рр. Шевченко подорожував Лівобережжям з О. АфанасьєвимЧужбинським, а також жив з ним у Києві по Хрещатицькому провулку. У 1846 р. Шевченко приїжджав з ним до Чернігова, намалював його портрет. У щоденнику від 2 липня 1857 р. Шевченко негативно відгукнувся про О. Афанасьєва-Чужбинського, осудивши його за улесливі «патріотичні» вірші, надруковані в «Санкт-Петербургских ведомостях» (січень 1856 р.).
        Штрандман Роман Романович (1822 - 1869) - російський журналіст, співробітник «Отечественных записок», «Современника». За участь у таємному гуртку петрашевців був заарештований, потім звільнений за недостатністю доказів. На слідстві в справі Кирило-Мефодіївського братства Шевченко ухилявся від зізнань щодо Р. Штрандмана.
        Карпо - Карпо Михайло Мартинович (1827 - ?) - український художник. Шевченко познайомився з ним під час навчання в Академії мистецтв у Петербурзі. Жив разом з ним на Васильєвському острові у 1844 - 1845 рр. М. М. Карпо високо цінив малярську і поетичну творчість Шевченка. Брав участь у поширенні офортів «Живописной Украины» (див.: Ковалёв В. В. Воспоминания о Т. Г. Шевченко // По морю и суше. - 1896. - № 8. - С. 135 - 137).

№ 229. 1847 р., квітня 21. Запитання й відповіді Т. Г. Шевченка на допиті в III відділі

1847, КМТ, Документи

Previous post Next post
Up