Сеанс разоблачения: Мастер, Маргарита и смысл Булгакова (рецензия)

Feb 03, 2024 19:38

Наверное,есть особый талант в том,что два немолодых дяденьки почти 3 часа что-то говорят, но так и не понятно,а что они хотели сказать. Но мы наблюдаем интересный феномен, что появилась особая прослойка людей,которые наслушаются потом К.Жукова и начинают мыслить штампами. Не делая ни малейшей попытки подумать самостоятельно. Так и живут всю жизнь,на чужом мнении, и не могут понять,почему их все время обманывают.
Что касается МиМ,то я прочел его в первый раз в СССР. На тот момент это было модно, несколько первых видеоклипов были посвящены именно МиМ. Например, Л.Долина, И.Николаев В.Леонтьев. И вот только сейчас обратил внимание, что это все 1989г.
У меня школа была "средней", но все учителя были любимые, за исключительно одной мегеры. И обе "русички" настойчиво советовали прочесть МиМ (в школьной программе не было еще). "О чем роман"? Мне говорили, что "о любви, о истории". Одна из них даже подарила редкое репринтное издание МиМ, наиболее полное каких-то 1960х годов.
И я прочитал его. Вначале было разочарование. Вот что-то, но любви в МиМ нет вообще! Там нет даже эротизма Ефремова, которым были насыщены книги советского фантаста. Нет и уточненного разврата "Эмануэль", которую почитывали из-под полы.
Но МиМ при этом это и не апологетика христианства. Сразу возник "детский" вопрос. А о чем тогда МиМ?!
..и вот сейчас два взрослых дяденьки,которым бы рекламировать арсчески и чудо-шампуни от/для перхоти,объяснили нам,что в МиМ "критика мещанства".
В каком месте они это вообще развидели? Я просто уже даже в куцей своей вред-ленте прочел цитаты "великих учителей". Ведь "сам Клим Саны сказал".
Берем самую известную фразу-цитату из романа. И просто ее читаем. И получаем ответ

Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

image Click to view



М.Булгаков был идейным "белогвардейцем", и ненавидел СССР. при этом не скрывал своих взглядов. Но при этом постоянно публикуясь (пусть не всегда под своим ФИО, как это было с дуэтом Ильфа и Петрова в 12 стульев), получил квартиру в Москве с пропиской.
И в МиМ Булгаков пытается нам показать, что никаких особых людей СССР не создал, что это те же люди, что "прежние". Только "испорченные".
При этом, писатель пережил "страшный 1937, когда убивали всех людей с благородными лицами" (с)
И для сравнения. В одной "европейской стране" как только эти самые "европейские люди с чистыми лицами" пришли к власти, моментально убили Бузину.

МиМ Булгаков дописывал уже в 1939 и 1940г. Пройдет пару лет, и весь мир увидит,что воюет как раз новая поросль, новых людей. Когда все школьники,отгуляв выпускной,пойдут в военкоматы.И даже те, кому не будет 16 лет,будет стараться дописывать себе год-другой,лишь бы попасть на фронт
А если оказались и за линией фронта,то мгновенно появлялась "Молодая Гвардия". Те,котоыре должны были строить коммунизм. Но были убиты "европейцами со светлыми лицами", у которых даже на пряжках было "гот мит унс".
Из 100 выпускников 1941 домой вернутся только два. Постаревших,и израненных.
Я постоянно думаю, как хорошо, что Булгаков умер вовремя. Иначе успел бы осквернить свою фамилию восхвалением "христианского воинства Адольфа",моментально став в 1991 любимым писателем Самого. Как Солженицын и Ильин.
Так что,Булгаков был больным (в прямом смысле,он всю жизнь умчался от последствий ранения, полученного в Гражданскую, приглушая боль морфием) человеком.В личной жизни поступил непорядочно с 2й женой, уйдя к Нюрнберг, с которой и списал свою Маргариту. Да и с первой женой Михаил Афанасьевич поступил непорядочно.

Татьяна провела с Булгаковым самые сложные годы: Первая мировая война, революция, голод. В 1916 году Булгаков работал земским врачом в одном из сел Смоленской губернии. Тася всегда преданно сопровождала мужа и работала медсестрой.
Именно она не дала ему умереть от морфия, когда у Булгакова развилась зависимость в 1917 году. Тася боролась с его зависимостью, истериками и вместо наркотика колола мужу дистиллированную воду. Еще до свадьбы Татьяна забеременела от Булгакова и сделала аборт. А второй аборт ей пришлось сделать во время брака, когда муж принимал морфий. Но вместе они победили зависимость. Михаил пишет «Записки юного врача» и «Морфий».
Позже, когда Булгаков служил врачом в Белой армии, Тася выходила его от тяжелейшего тифа во Владикавказе в 1920 году. Тогда Булгаков чуть не умер. Из-за болезни он не смог эмигрировать.
Любовь Белозерская, вторая жена Булгакова
В 1921 году пара переехала в Москву, где начали выходить публикации Булгакова. Здесь писатель и разлюбил верную Тасю.

Недаром в одной книге сказано "не сотвори себе кумира". И Булгаков, при всем своем таланте, на кумира подходил меньше всего. Сломал жизнь двум влюбленных в него без ума женщин,оставив их без детей в итоге.
И пожирал сам себя изнутри,убеждая себя, что "у коммуняк ничего не получится".
Отсюда в МиМ и "иершелаимский подсюжет", смысл которого не понял ни Кураев, у которого "в Москве был только 1 музей" (с) Так и К.Жуков.
Почему внук и сын богословов вывел Иисуса в роли жалкого хиппаря Ганоцри?
Потому что тот хотел "снести старое общество до фундамента, и на его месте построить новый Храм". «Храм справедливости и счастья». Как и ненавидимые Булгаковым большевики, которых много кто сравнивал с первыми христианами. И "православный" Булгаков смакует сцену унижения Ганоцри,т.к. в нем, с его кощунственным для "прежних" "легче верблюду пройти через угольное ушко,чем богатому-в Царство небесное",так напоминает большевиков. С горящими сердцами. Длинной волей. Готовностью на подвиг и самопожертвование.
Булгаков, прекрасно видя,во что превратилась "православная" Россия к 1914, с оргиями на фоне которых носок на члене выглядит жалким капустником из дурдома, выражает пожелание,чтобы и у "этих" ничего не получилось
Как не получилось в итоге и у Христа.

Небольшая справка. Россия, которую они потеряли.
К началу первой мировой войны, вместе с распространением тайной секс-работы, количество зарегистрированных женщин, торговавших секс-услугами заметно уменьшилось. Тайно промышлявшие секс-работой женщины не стояли ни на каких учётах. Рынок теневой секс-работы контролировался бандитами, сутенёрами и притоносодержательницами. Тайной секс-работой занимались женщины из театральных подмостков, а именно хористки и танцовщицы кафешантанов. Секс-услуги предлагали цыганские хористки, пользовавшиеся интересом у аристократов.
При отсутствии медицинских проверок, среди женщин, тайно оказывавших секс-услуги значительно выросла скорость распространения венерических заболеваний. Если в 1910 году каждая вторая вовлечённая в секс-работу женщина заболевала сифилисом, то к 1914 году по примерным данным их доля составляла уже три четверти.
...Секс-работа была тесно связана городской преступностью, в городе стал популярным способ воровства, когда секс-работница работала в паре со своим «котом». Когда женщина ублажала клиента, её кот-напарник обшаривал предметы гардероба, оставленные у входа. Такие преступники назывались хипесниками. Некоторые секс-работницы - «кошки» становились городскими знаменитостями, например хипесница Марфушка таким образом сумела скопить 90 000 рублей, её коллега Сонька Синичка на ворованные деньги открыла собственную модную мастерскую.
Вот статья "Оргии нашего тыла" 1915. Автор Немирович-Данченко.
"Мы все сейчас свидетели невероятных творящихся у нас мерзостей. Все их знают, все о них говорят, указывают на авторов и участников растлевающего ужаса, но утратившие всякий стыд, подлые, выгоревшие души не только нагло равнодушны к общему народному горю, но и смеются над ним. В самом деле, еще год назад, в первую половину этой беспримерной войны, они было исчезли куда-то. Восторг и одушевление одних, горе и траур других, вдумчивая оценка надвигающегося будущего у третьих создавали атмосферу, в которой неудобно было вскакивать на поверхность отечественного болота этим вонючим пузырям глубоко таившейся гнили"

Вот героини "прежней России". А в 1941-1943 весь мир узнает и Зою Космодемьянскую, и Лизу Чайкину, и множество других.

Вот,собственно,и все. Самое главное я уже сказал. Тема МиМ слишком разрослась,и при желании,остальные 2 часа обзора можно было бы потратить с большей пользой,рассказывая те или иные детали о героях романа и их прототипах.
Все таки Булгаков был неплохо образован для того времени.

Госпожа Тофана: «в странном деревянном сапоге на левой ноге, дама с монашески опущенными глазами, худенькая, скромная и почему-то с широкой зеленой повязкой на шее», «была чрезвычайно популярна среди молодых очаровательных неаполитанок, а также жительниц Палермо, и в особенности среди тех, которым надоели их мужья».
Теофания ди Адамо жила в Италии в XVII веке. Изобрела яд без вкуса и запаха и под пытками призналась в том, что отравила 600 человек.
Фрида: «служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка».
Эта история произошла в реальности, Фрида Келлер была официанткой в одном из швейцарских кафе, вступила в связь с женатым мужчиной и отдала ребенка в приют, а когда тому исполнилось пять лет, забрала его и умертвила.
Госпожа Минина: «ах, как хороша! Немного нервозна. Зачем же было жечь горничной лицо щипцами для завивки! Конечно, при этих условиях зарежут!».
Настасья Минкина в юном возрасте стала фавориткой графа Аракчеева и была домоправительницей в его поместье. Жестоко обращалась с крепостными и слугами.

Или,возвращаясь к теме "историчности" Иисуса, рассказать более подробно про зелотов и сикариях.
Теория о том, что Иисус был связан с революционным движением, не нова. Уже в 18 веке немецкий историк и философ Герман Реймарус (Hermann
Reimarus) утверждал, что цель миссии Иисуса состояла в том, чтобы «по всей Иудее поднять евреев, изнывающих под римским игом и чающих избавления от него».
В 1967г была выпущена книга Сэмюэла Брендона (Samuel Brandon) «Иисус и зелоты», которую потом очень часто цитировали.
Изложенные в ней факты вполне подтверждались буквальным прочтением как евангелий,так и разного рода апокрифов. Так, апостолом был назначен Симон Кананит, представитель зелотской партии. И среди учеников Христа,судя по всему,это был не единственный "бунтовщик". К ним также принадлежали Иуда Искариот (лат. sicarius, «разбойник» Петра (Бар!Иона = с еврейского (аккадского) barjona, «террорист») и сыновья Зеведеевы.
Иисус выступал против уплаты податей: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк 12:17). Если взглянуть на это высказывание в свете одного из принципов зелотизма, а именно, что земля и все, что наполняет ее, достояние Бога, но отнюдь не иностранного властителя, то между строк можно прочесть следующее: «Цезарь может обладать всем, чем угодно, но только не Святой Землей и ее наследием». Считается, что этот взгляд находит подтверждение в обвинении Иисуса иудейскими начальниками: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю» (Лк 23:2).
Некоторую ссылку на зелотские симпатии можно усмотреть в следующих репликах Иисуса: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12) и «но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Лк 22:36).
Ну опять таки.Это надо напрягаться. Читать литературу. Думать.Сравнивать. А зачем?
Фанатам такие сложные мысли не понравятся.

рецензии, СССР, история

Previous post Next post
Up