Интервью о домашнем обучении. Часть 3

May 06, 2011 13:02


1-я часть
2-я часть

-Вы занимаетесь с ними сами или привлекаете репетиторов?

Мы занимаемся сами. Пока старший сын в начальной школе. Программа начальных классов настолько проста, что мне совершенно непонятно, почему вокруг этого напряжение и откуда в родителях страх не дать то, что может дать учительница. Мой младший сын научился читать сам. Он просто ходил и спрашивал постоянно-какая это буква? А это? И так он выучил буквы, потом попросил меня помочь соединять буквы в слоги. И вдруг, в одно прекрасное утро я увидела что сын читает. Он сам просится в магазин и опять же схватывает с жадностью все знания, которые помогают ему освоить счет. Ему это нужно для жизни! Посчитать сдачу, знать сколько денег достать из кошелька. Сравнить цены-какая выше, какая ниже. И это дети должны учить, сидя за партой. Да неужели? Неужто жизнь не ставит сама таких задач, которые нужно уметь решать? А если не ставит, то для чего тогда программа школьная? По моим наблюдениям, в жизни всё происходит примерно следующим образом: возникает задача некая, которая дает стимул сама по себе для её решения. Эта задача никогда не бывает односторонняя-только математическая или только знания по географии требуются. Чаще всего требуются умения различных аспектов. Для примера-появляется мечта попасть в Париж на своей машине. Вот вы видите перед глазами эту картинку, как вы заезжаете на собственной машине в город своей мечты и все французы восхищаются) Да, это может звучать глупо, но как правило, такие вещи и дают сильную мотивацию. Что вы делаете? Вы получаете права, для этого вам нужно выучиться на водителя. Никто вас не заставляет. Вы копите на машину, откладываете деньги. Вы изучаете рынок, вы должны научиться чинить машину на случай если она сломается в дороге. Вам нужно изучить географию местностей, которые вы должны проехать по пути в Париж. Фактически, когда вы приедете в Париж, вы будете отлично знать какие города и села находятся по дороге от вашего дома до Франции. И самое интересное-вы учите язык, вы учите его с горящими глазами, вы учите его сами или идете на курсы. Но опять же-вас никто не заставляет и вы делаете это добровольно, и главное-с удовольствием. Чувствуя, как шаг за шагом вы приближаетесь к своей мечте. Возможно, вам нужно будет изучить хоть немного культуру и историю страны. Чтобы понять людей, с которыми предстоит общаться. Здесь еще много мелочей, которые изучаются и узнаются сами собой. Естественным путем. Примерно так всё происходит и в других областях.


В школе все иначе. Перед вами ставится искусственная задача. Вы не знаете для чего вам её решать. Всё что вы знаете-что это требует от вас учитель. Это неестественный стимул. Если за ним не стоит жизненная задача. Немногие учителя могут провести параллели с жизнью. Я спрашивала своего учителя по алгебре в свое время-для чего мне решать эти уравнения? Он не нашел что ответить. Большинство учителей не знают зачем нужна та информация, которую они дают. Это такое переливание воды в решето. Решать задачи просто для того чтобы их решать-какая нужна сила воли! У меня нет такой) Я более восхищена людьми, которые учат испаский, чтобы читать Г.Лорку на его родном языке или английский, чтобы петь песни Битлз. Это может казаться слишком простым, но это осмысленно и очень похоже на жизнь. Не нужно ничего придумывать. Жизнь мудра. Стоит ей довериться.

И, как я уже говорила, одной из важных задач, которые я хочу решить-это передача детям знания о том как здорово уметь самоорганизовывать себя. То есть мне важно, чтобы они сами ставили себе цели и сами достигали их. Сейчас я помогаю им в этом. Но целью является-научить добывать любые знания и доставать их из под земли, если потребуется. Если человек умеет добывать знания, интересующую его информацию-то учитель не нужен. Это как супермаркет-магазин самообслуживания. Если дети захотят пойти на какие-то курсы-я не буду против. Но пока у нас не возникает проблем с тем чтобы углубиться в интерес ребенка. В магазинах хороший выбор книг, интернет пестрит сайтами обучающими, есть детские радиостанции, в которых много познавательного рассказывается. Также существуют специальные диски, которые помогают освоить школьную программу. Эти диски созданы с мыслями о детях, учитывая психологию возрастную. Программа школьная проходится в виде игры, ненавязчиво и с интересом. Я очень благодарна создателям подобных дисков.

-Кто в семье еще помогает в обучении детей?

Я воспитываю детей одна. С мужем мы развелись много лет назад. Соответственно помогаю я.

-Опишите, как проходит обычный учебный день?

Иногда я просыпаюсь и сын говорит что позанимался. Я радуюсь) Такие периоды у него бывают нередко, он всё больше понимает что чем раньше он выучит урок, тем легче ему будет дышать. Бывает, я ловлю его в состоянии, на мой взгляд работоспособном и прошу позаниматься. Большую часть времени сын учится самостоятельно. Я стараюсь находиться на подхвате-обычно я занимаюсь домашними делами в пределах видимости.

Всегда это происходит по-разному. Бывает что нет настроения ни у кого. И мы отдыхаем от учебы. Это часто связано с тем, что наша жизнь сама по себе столь насыщена впечатлениями, что сидение за тетрадкой начинает казаться чем-то из ряда вон. Если у вас с утра долгожданные гости и вы собираетесь играть в настольные игры, печь вместе пирог в первый раз, потом прогулка на велосипедах по окрестностям, потом поход в цирк или театр или музей-вы понимаете что дополнительная информация просто не влезет. И особенно остро ощущается убогость программы при сравнении с жизнью как она есть.

Бывает что у сына появляется какой-то интерес, связанный так или иначе с тем что проходят в школе. Я стараюсь ловить такие моменты и идти за интересом ребенка. В такое время он способен проглотить тонны информации и усвоить её отлично. Это также как с примером мечты о Париже. Одно цепляется за другое. Что такое буря? Как она происходит? Вы знаете, дети задают сотни подобных вопросов в день. И при желании, при малейшем внимании к интересу ребенка-можно ненавязчиво преподать ту информацию, которую в школе предполагается изучать из под палки. Изучая вопрос о буре можно затронуть и физику с её законами и свойства воды (это такой долгий разговор)) и вспомнить о науке метеорологии, заговорить о морях и снеге и откуда берется ветер. На любой стадии разговора вы можете отойти в тысячу и одну сторону. У вас полная свобода! Что вы хотите чтобы знал ваш ребенок? Это всё можно рассказать, начав рассказ о буре) Строение кораблей, развитие кораблестроения, живопись и живописцы, путешественники, покорившие северный полюс, путешественники вообще-кто первый? Кто самый известный? Что открыл? Какие проливы в честь его названы? Что такое пролив? А раньше думали что Земля плоская. Тут можно запросто уйти и углубиться в изучении мифологии разных народов. Опять же культура-бесконечная тема. И всё это начинается с одного вопроса. Дети хотят знать, они все время голодны. Но мы как любящие родители, готовим им вкусную еду для питания тела, а питание ума и души-почему бы не приготовить самое вкусное и для них? И возможно тогда можно будет говорить о гармонии. Тогда, одним гармоничным человеком станет больше на Земле, верящем в себя и как следствие в других. Любознательным и заражающем других своим интересом.

Для учебы нет границ. Мы учимся постоянно. Я учусь всегда. Каждый день и каждый час. Я учусь всему. И с детьми мы находимся в этом процессе. Школьная программа-это то с чем нам необходимо периодически сталкиваться, потому что это нужно по закону. Как жаль! Мы бы выучили еще больше, но наше время, посвященное освоению школьной программе, уходит в 80% случаев на понимание того как ответить по шаблону и как правильно оформить задачу. Никаких творческих решений! Нельзя вправо или влево сделать хоть шаг. За неправильное оформление снижается оценка. Знания перестают быть целью. Интерес гаснет. Учеба , благодаря школе становится совсем не тем что она есть. Учеба приравнивается к самоиздевательству. К тому что человек добровольно не хочет делать. Все что не вписывается в школьную программу и приносит удовольствие-считается второстепенным. Первым делом уроки. Нет. Я не хочу этого для моих детей. Поэтому, если брать в общем, мы занимаемся 3-4 часа в неделю именно школьными уроками. Этого хватает, чтобы усвоить то что требуется. А закрепит ли ребенок это в жизни? Обязательно, если это нужно. А если нет-значит эти знания и не нужны. Все остальное время мы просто живем и учеба неотделима от жизни. Мой старший сын умеет готовить завтрак) Для меня это такая радость) Он умеет приготовить 8 видов завтрака. Это важное умение. Это его обязанность-следить за тем чтобы утром все были сыты. Он умеет шить немного, пилить всякие деревяшки и сколачивать их потом гвоздями, получая домики и машинки. Он ездит сам на метро, ходит в магазин. Для меня это на первом месте. Я учу детей думать о чувствах других людей, говорить если им что-то не нравится, а не бросаться с кулаками сразу на собеседника. Умение быть человеком-увидеть что кому-то нужна помощь, помочь, умение слушать, умение интересно рассказывать, умение сопереживать, умение уйти в тень и побыть лидером, организовать необходимое пространство-это важно. Умение искать творческий выход из ситуации-это нужно в жизни. На самом деле знания по физике , химии и тем более чтению-это десятый вопрос в жизни, если не сотый. Можно быть необразованным человеком в смысле школьной программы, но нельзя не знать главного-как быть человеком в сути. Другими словами не грех быть невеждой, грех быть невежей. Не стыдно чего-то не знать, но если невежество главенствует, то шанс остаться в незнании увеличивается в разы. Образованность прилагается к стремлению быть просто человечным. Но не наоборот. Человечность совсем не вытекает из десятка законченных университетов. Мы можем наблюдать в истории такие перекосы, самый известный пример-Гитлер-это гениальный ум при молчащем сердце. Знание-это магическая вещь. Это опасная игрушка. Знание дает силу. Преимущество над теми, кто не знает. Чем больше информации, тем больше свободы. Да, в школе дают информацию. Но совершенно не объясняют что с ней делать и для чего она. В итоге мы получаем дедовщину школьную. Отличники-наверху, двоечники-вечные лузеры. Нельзя оценивать людей по количеству усвоенной информации. Более того-невозможно оценить знания конкретного человека. Я знаю немало бывших двоечников и троечников-это сейчас успешные люди. Просто у них были знания, которые не смогли оценить учителя. Они не вписывались в рамки представлений о том что должен знать ребенок в школе. Знание нужно для того чтобы его использовать. Знание ради знания-это потакание играм разума. Это всегда идет в ущерб другим аспектам человека. В основном страдает эмоциональная сфера. Поэтому я против того что творится в школе-торжество знания. Нет, всему своё место. Знание-это инструмент. Зачем мне тысяча инструментов? Это уже не свобода. Их нужно держать и только этим я становлюсь занята-удержать инструменты и как можно больше и дольше. Я не могу с ними работать. Я не могу сотворить что-то, с их помощью. У меня на это нет времени, если я учусь в школе. Но жизнь не такая. В жизни часто хватает небольшого чемоданчика) Необязательно быть человеком-оркестром.

Наша учеба дома

Previous post Next post
Up