Пост родился по просьбе
init_0.
Вместо эпиграфа:
19 октября 2005 г. На военно-морской базе Эккернферде (федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн) сегодня состоялась церемония ввода в состав ВМС ФРГ первых двух неатомных подводных лодок (НАПЛ) для ВМС ФРГ проекта 212 с анаэробной энергетической установкой кислородно-водородного типа. Лодки получили названия U-31 "Виттенберге" и U-32 "Эденкобен". По сведениям АРМС-ТАСС, НАПЛ проекта 212 по комплексу характеристик являются самыми совершенными подлодками в мире с неядерными энергетическими установками.
еще фото (132.6 Kb)Проект 212 сразу был заявлен как проект "самой-самой" неядерной боевой субмарины. Даже Шунков не удержался от пиара: "Создание в Германии подводной лодки проекта 212 с большой долей вероятности означает начало технической революции в области неядерного подводного кораблестроения, поскольку она является первой серийной подводной лодкой с комбинированной главной энергоустановкой в составе дизель-электрической установки и электрохимического генератора". Попробуем разобраться так ли это применительно к отечественным ДЭПЛ.
Сразу возникает вопрос, с каким нашим проектом "немку" стоит сравнивать?.. Понятно, что не с базовым "Палтусом" (того начали строить ещё в Богом затёртом 1979-м) и не с "варшавянистым" импортным потомством (877ЭК, 877ЭКМ), на 90% копирующих своего прародителя. Ближе всего к 1994 г. (времени утверждения заказа на первую четвёрку у-боутов "212") стоят проекты 636 (НАТО - imprived Kilo) и 677 ("Лада"). Поскольку первый из них в середине 90-х разработан на основе пр. 877 для флота КНР, то сравнивать китайские корабли (хоть и построенные в России) с немецкими будет как-то... неэтично. Значит, для эвентуальной членометрии у нас остаётся только одно железо - "Лада", заложенная 26.12.97 г. на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге и в 2004-м спущенная на воду под названием Б-585 "Санкт-Петербург".
еще фото (99.5 Kb)Итак, приступим.
Первое, что бросается в глаза это то, что "Лада" поувесистее "немки" тонн на 300 и длиннее на 10 м, что теоретически делает первую более лёгкой мишенью. Ещё больше это впечатление усиливается после того, как в рекламном проспекте предприятия, создавшего U-31, читаем: "Для улучшения обтекаемости и соответственно снижения уровня гидродинамических шумов все отверстия легкого корпуса и ограждения боевой рубки при движении в подводном положении закрываются заслонками. Палубы присоединяются к прочному корпусу посредством эластичных вставок, все механизмы установлены на двухкаскадных звукоизолирующих платформах, а наиболее шумящие из них (дизель-генератор, компрессоры и другие) размещаются в звукоизоляционной выгородке. Специальное звукопоглощающее покрытие легкого корпуса подводной лодки обеспечивает ее низкую заметность для активных ГАС противника. Прочный корпус и другие конструкции новой лодки выполняются из маломагнитной стали, а легкий корпус - из стеклопластика, благодаря чему ПЛ имеет беспрецедентно низкий уровень магнитного поля". Шунков, который этот текст к себе перепёр, почему-то не удосужился оповестить читателей, что взял его из рекламки... А реклама, как известно, это несколько приукрашенная действительность. Нет, про мини-магнитизм "212" ничего не хочу сказать плохого, но вот про акустическую незаметность пару цимесов брякну.
В июне 2003-м "Пётр Великий" во главе мощной ПУГ осуществлял учебный поиск куда более старой, чем "Лада", 877-ой "Варшавянки". Упрямая Kilo никак не находилась несмотря на то, что рвения ПЛОшники приложили по-максимуму - как никак с борта "Маршала Устинова" за кордебалетом наблюдали сам Ве-Ве Путин и президент Польши Квасьневский. В итоге БПК "Адмирал Левченко" таки условно замочкарил старичка-"Палтуса", но тот к этому моменту уже успел условно всадить в "Петра" 4 торпеды.
К чему я это тут описываю? К тому, что ГАКи Полином "Петра" и "Левченко" это весьма мощные системы. Куда более мощные, чем ГАК Звезда на фрегате 1154-го проекта "Неустрашимый". К чему я на этом акцентирую внимание? К тому, что в начале июня 2006-го года "Неустрашимый" участвовал в международных учениях Baltops-2006, в ходе которых засёк своим ГАК и некоторое время преследовал подводную цель, с высокой долей вероятности опознанную как германская подлодка проекта 212. Таким образом можно сделать вывод, что в плане гидроакустической скрытности старая "877", как минимум, не уступает самоновейшей "212". Словом, "Чёрная дыра" не стареет душой! ...Тут самое время упомянуть, что по предварительным результатам испытаний "Санкт-Петербурга" шумность "Лады" в 6-8 раз меньше, чем у всего семейства "Варшавянок" (877, 877ЭК и 877ЭКМ). Вот такие пироги... Зря, ох зря Шунков пел осанну незаметности "немки".
Наиболее мощной изюминкой немецкого проекта принято считать его "анаэробное" двигло. Главной особенностью энергетической установки является входящий в ее состав электрохимический генератор, в модулях топливных элементов которого при соединении водорода и кислорода выделяется электрическая энергия. При этом энергетическое превращение происходит бесшумно, а единственным побочным продуктом реакции является дистиллированная вода, которой достаточно легко найти применение на подводной лодке. По критериям эффективности и безопасности водород было решено держать в связанном состоянии в форме гидрида металла (специальный сплав металла в соединении с водородом), а кислород - в сжиженном виде в специальных емкостях между легким и прочным корпусами ПЛ.
Состоящий из 9 модулей топливных элементов электрохимический генератор имеет суммарную мощность 300 кВт (по другим данным зарубежной печати - 800 кВт) и обеспечивает движение ПЛ в подводном положении со скоростью 3 узла в течение 20 суток с "показателями шумности ниже уровня естественных шумов моря". Ахтунг! Несмотря на очевидные преимущества электрохимического генератора, он не обеспечивает требуемые оперативно-тактические характеристики подводной лодки океанского класса, прежде всего в части, касающейся выполнения скоростных маневров при преследовании цели или уклонении от атаки противника. Поэтому ПЛ проекта 212 оснащаются гибридной двигательной установкой, в которой для движения на высоких скоростях под водой используются аккумуляторные батареи или топливные элементы, а для плавания в надводном положении - традиционный дизель-генератор, в состав которого входят 16-цилиндровый V-образный дизель MTU серии 396 и синхронный генератор переменного тока. Судя по просачивающейся в СМИ информации, анаэробное двигло проекта 212 вызвало у пользователей не один десяток рекламаций. Прежде всего - с точки зрения надёжности. Это заставило конструкторов проекта 212 после спуска четвёртой лодки (U-34) срочно озаботиться доработкой проекта.
С этой точки зрения двигло "Лады" оказалось куда более доведённым до ума. "Санкт-Петербург" имеет дизель-электрическую главную энергетическую установку, разработанную по схеме полного электродвижения. В ее состав входят размещенная в четвертом отсеке дизель-генераторная установка в составе двух дизель-генераторов с выпрямителями, две группы аккумуляторных батарей по 126 элементов в каждой, находящиеся в первом и третьем отсеках, а также всережимный гребной электродвигатель с постоянными магнитами типа СЭД-1 мощностью 4100 кВт. Выбранная мощность дизель-генераторов позволяет осуществлять не только «обычную» зарядку аккумуляторной батареи, но и специально разработанный режим ускоренной зарядки, позволяющий значительно сократить время нахождения подводной лодки в перископном положении. Отсутствие щеточного токосъемного устройства повышает безопасность эксплуатации генераторов. Всережимный гребной электродвигатель выполняет функцию главного гребного электродвигателя и электродвигателя экономического хода. Он приводит в действие семилопастный малошумный гребной винт большого диаметра. Наибольшая скорость подводного хода достигает 21 узла, при движении в надводном положении лодка развивает скорость хода 10 узлов. Дальность плавания в режиме РДП достигает 6000 миль, в подобном положении при движении экономическим ходом лодка может преодолеть 650 миль. По радиусу действия и по автономности (45 суток у "Лады" против заявленных 30 у "немки") отечественный проект оказывается предпочтительнее.
По параметрам скорость подводная и надводная/предельная глубина погружения немецкий проект и пр. 677 идут практически "ноздря в ноздрю". Тоже относится к численности экипажа (у нас - 34 человека, у них - 27) и торпедному вооружению: 6 носовых 533-мм торпедных аппарата с боезапасом в 18 торпед.
Правда дальше есть некие разнообразные цимусы. "Немка" на данный момент несёт электрические DM2A4 со скоростью под 50 уз. и активно-пассивной акустической системой самонаведения. Время перезарядки аппарата после залпа - минута. "Лада" - более медлительные (42 уз.), не столь дальнобойные (предельная дальность 15 км против немецких 20 км), но более убойные (заряд 300 кг против 240 кг у "немки") САЭТ-60М. Система наведения - та же. Но кроме этого "Лада" может "плюнуть" убойнейшей универсальной глубоководной самонаводящейся торпедой УГСТ и даже "Шквалом". Причём, цикл перезарядки аппарата укладывается в 30-40 сек.
Как и на других германских подводных лодках, на бортах ПЛ проекта 212 могут быть закреплены контейнеры с минами. Всего таким образом лодка может транспортировать и устанавливать 24 мины. Правда, контейнеры изрядно ухудшают обтекаемость бортов... Мины "немка" может загружать и в торпедные аппараты - по три донные или по четыре якорные. "Лада" берёт 24 мины только в торпедные аппараты.
Как это ни удивительно, на такой суперсовременной подводной лодке, как ПЛ проекта 212, отсутствует обычное для современных дизельных подводных лодок ракетное оружие в виде крылатых и противокорабельных ракет. Это оружие планируют включить в состав вооружения ПЛ лишь в перспективе. Зато "Лада" с самого начала заточена под вооружение ПКР Club-S и ракето-торпедами РПК-6 + имеет ПЗРК "Игла-1М". Таким образом, можно констатировать, что в плане ассортимента ракето-торпедного вооружения "Лада" кроет "212" как бык-овцу. Мин "немка" способна нести больше, но платит за это потерей скрытности.
В чём, на мой взгляд, "212" действительно превосходит "Ладу", так это в наличии автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) MSI-90U разработки норвежской фирмы Norsk Forsvarsteknolgi A/S. АСБУ MSI-90U объединяет в единый комплекс все системы обнаружения ПЛ, обеспечивает классификацию и сопровождение целей (до 25 одновременно), распределение их между системами оружия РЭБ, а также управление стрельбой до восьми торпед в различных залповых комбинациях. На этом фоне наш БИУС "Литий" смотрится бледновато. То, что немцы будут решать нажатием кнопки, у нас традиционно будет "думато" закипающими мозговыми извилинами экипажа... Впрочем, MSI-90U - тоже не идеал. Если кто не в курсе, тут законодателями мод являются австралийские ДЭПЛ типа Collins (проект Т-471) с их АСБУ SCCS Mk3. АСБУ разработана австралийским отделением фирмы Rockwell. SCCS Mk3 сопряжена с ГАК Scylla фирмы Thomson-Sintra ASM, чей гидроакустический комплекс признан наиболее совершенным из всех, установленных на данный момент на ДЭПЛ.
На "212" немцы удовлетворились установкой ГАК DBQS-40, разработанным немецкой фирмой STN Adas Elektronik. Основными компонентами DBQS-40 являются:
- пассивная ГАС DBQS-21DG с цилиндрической носовой антенной, работающая в диапазоне 0,3-12 кГц. В ее состав входят тракт определения в пассивном режиме дистанции до цели, тракт обнаружения сигналов активных ГАС и два датчика замера собственных шумов ПЛ;
- пассивная ГАС FAS 3-1 с протяженными конформными антенными решетками, расположенными по обоим бортам прочного корпуса ПЛ. Станция работает в диапазоне 0,01-2,5 кГц и обеспечивает обзор в секторах 45-135° правого и левого бортов, а также пеленгование целей с точностью до 1°;
- пассивная ГАС TAS-3 с буксируемой протяженной антенной, работающая в диапазоне низких и сверхнизких частот и обеспечивающая обнаружение целей на больших дистанциях;
- активная высокочастотная ГАС FMS-52 (MAS) английской фирмы Ferranti-Thomson, которая используется для обнаружения мин и подводной навигации. Она имеет четыре антенны, разнесенные по корпусу ПЛ таким образом, чтобы обеспечивался круговой обзор. Точность пеленгования целей - до 3°.
Увы, но предметно сравнить это богатство с аналогичным ГАК "Лады" я не могу за отсутствием внятных сведений об оном. Всё, что витает в свободном доступе, можно свести к следующему: "Гидроакустический комплекс пр. 677 включает высокочувствительные шумопеленгаторные антенны. В состав комплекса входят носовая и две бортовые антенны в носовой оконечности ПЛ. Размеры антенн увеличены в максимально возможной степени. Они занимают большую часть поверхности носовой оконечности. Гидроакустическими антеннами столь большой площади не располагает ни одна из аналогичных подводных лодок в России и за рубежом. Кроме стационарных антенн, на ПЛ размещена выпускная буксируемая гидроакустическая антенна с точкой выхода в верхнем вертикальном стабилизаторе". Исходя из стандартной ситуации, когда отечественные ГАК по своей эффективности уступают западным аналогам, пока по умолчанию будем считать это правило действующим и по отношению к ГАК "Лады".
Теперь итоговые выводы, которые никому не навязываю:
- "Лада" больше по размерам, чем "212", но менее заметна.
- Энергетическая установка "Лады" более надёжна, чем у "212".
- "Лада" имеет более мощный комплекс вооружения, чем "212".
- АСБУ и ГАК "212" превосходят аналогичные системы "Лады".
Грубо говоря, мы - невидимки, у нас здоровое сердце и пудовые кулаки. Но мы заметно более слепы и глухи, чем вероятный противник.
...И, наконец, самое главное. На данный момент немцы имеют на плаву уже четыре "212", а мы "Ладу" - только одну.
-------------------------------
P.S. Я сознательно (да-да, из лени!) не стал в этом кратком посте более детально разбирать такие немаловажные критерии оценки субмарин, как обитаемость, технологичность обслуживания оборудования (не знаю, как у немцев, но на "Санкт-Петербурге" БЧ-5 уже просто мечтает отыскать и удавить того перца, который додумался сделать минимальный зазор между верхней частью двигательной установки и подволоком) и стоимость производства.
P.P.S. В качестве ликбеза по отечественным ДЭПЛ проектов "Палтус" и "Лада" рекомендую ознакомиться с материалами ресурса
http://www.deepstorm.ru/ и сайта
"Противостояние".