Будни подводной войны - 4.

Dec 07, 2006 17:25

Первую часть поста см. тут.
Вторую часть поста см. тут.
Третью часть поста см. тут.


Щ-323

Подводная лодка Щ-323 (командир - ст.лейтенант Ф.И.Иванцов) вышла в море 5 декабря 1939 г. В силу начавшегося советско-финского вооружённого конфликта, путь лодки лежал в район, расположенный южнее острова Утё (позиция №6). В первый же вечер "щука" обнаружила шедший в финский порт Мянтюлуото с грузом военной контрабанды германский транспорт "Олива". Не сумев остановить траспорт световыми сигналами, Иванцов приказал открыть огонь из 45-мм пушки. Лодка успела выпустить четыре снаряда, прежде чем "Олива" застопорил ход. Прямых попаданий не было, но несколько мелких осколочных пробоин "немец" таки получил. Когда капитан транспорта на спешно спущенной шлюпке доставил на борт подлодки судовые документы, Иванцов обнаружил, что все записи в них (есесьна!) - на двух языках: на немецком и на английском. Ни первого, ни второго на Щ-323 не знал никто, включая командира. Посему, с умным видом полистав страницы судового журнала и перечень судовых грузов (в заголовке которого на немецком и на английском чётко значилось, что грузополучателем является финская сторона!), Иванцов выразил немецкому шкиперу (тот неплохо говорил по-русски) удовольствие от имени советского военно-морского командования образцовым оформлением судовых документов и пожелал дальнейшего счастливого плавания. На этом "Олива" с Щ-323 и расстались.


Старший лейтенант Иванцов Фёдор Иванович у перископа Щ-323

10 декабря, когда Иванцов решил отойти с позиции к острову Хиума, чтобы определиться по маякам. Около 3 часов утра был обнаружен оди­ночный транспорт, двигавшийся в восточном направлении. Как выяснилось позднее, суд­но называлось «Кассари» (379 брт), принад­лежало Эстонии (в портах которой уже с конца октября 39-го торчали советские военные корабли) и возвращалось в Таллин из шведского Сундсвалля. Иванцов решил до­смотреть пароход, но на запрос тот не отве­тил (сонная вахта просто не заметила сигналов советской подлодки), после чего, якобы, увеличил ход. Субма­рина незамедлительно открыла огонь из кор­мового 45-мм орудия (носовое покрылось льдом) и в течение полутора часов выпустила 160 сна­рядов. Изрешеченный транспорт скрылся под водой в 20 милях от южной границы объявленной ранее Советским Союзом блокад­ной зоны (т.е. - вне её!) и в 28 милях севернее мыса Ристна. Во время обстрела один член эстонской коман­ды был убит. Капитан "Кассари" и кочегар получили ранения от пулеметного огня, уже когда находились в спасательной шлюпке - это Иванцов в азарте ночного боя приказал поднять наверх "максим" с расчётом и чесануть на всю ленту по "улепётывающим белофинам". Эстонцев спасло только то, что прожектор на подлодке внезапно "скис" (после чего Иванцов приказал верхней вахте освещать окружающее пространство факелами!) и в предрассветной темноте сигнальщики Щ-323 потеряли шлюпку с "Кассари" из виду. На рассвете шлюпка пристала к берегу Хиумы, так что название жертвы и под­робности потопления вскоре стали известны эстонским газетам и штабу КБФ.

Действия Иванцова 10.12.39 г. совершенно шли в разрез с подписанным СССР в 1936-1937 гг Лондонским протоколом и "Правилами о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время", тем не менее единственной реакцией на произошедшее наркома Н.Г. Кузнецова стала шифровка №653 от 12.12.39 г., в которой подлодкам приказывалось "точно придерживаться в своих действиях объявленных нами районов блокады". Заместитель командующего КБФ В.А.Алафузов назвал действия Иванцова «дикими» и «зверскими», что, тем не менее, не воспрепятствовало на­граждению командира Щ-323 орденом Красной Звез­ды...


P.S. Пароход "Кассари" (396 брт). Построен в 1888 году в Або (ныне Турку, Финляндия) под названием "Эбба Мунк". С началом Первой мировой войны мобилизован Российским правительством, вооружен (2-47мм орудия; 1-7,62мм пулемет) и вошел в состав Балтийского флота под названием "Комета". В апреле 1918 года захвачен финскими белогвардейцами и возвращен прежнему владельцу. Позже продан эстонской фирме, где назван "Эндла", затем "Кассари".
P.P.S. Подробнее о жизненном пути Щ-323 можно прочесть тут

будни подводной войны

Previous post Next post
Up